Русские сады и парки | Аркадий Вергунов, Владислав Горохов

Русские сады и парки. Вергунов А.П., Горохов В.А.

Русские сады и парки. Вергунов А.П., Горохов В.А.

Русские сады и парки. Вергунов А.П., Горохов В.А. Издательство «Наука», Москва, 1987. Книга посвящена специфическому и малоизученному искусству создания садов и парков — художественных ансамблей. На большом фактическом материале, а также путем обобщения имеющихся исследований впервые показано своеобразие исторических судеб этого искусства в России, начиная с допетровской Руси и кончая рубежом XIX—XX вв. Читатель познакомится с богатствами нашего национального наследия, особенностями процесса становления всемирно известных ансамблей, узнает о планировке, пейзажах, художественном убранстве многих усадебных парков. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, архитекторов, художников, дендрологов, работников парков и музеев и всех, кто интересуется ландшафтной архитектурой.

Русское садовое зодчество до XVIII века

Русское садовое зодчество до XVIII века

Определение исходной точки, с которой начинается поступательное развитие садового искусства, осложнено рядом обстоятельств. Четких граней, отделяющих древние увеселительные сады, ритуальные рощи, «красные», т. е. украшенные, «огороды» и «вертограды» от тех садов, которые разводили лишь в хозяйственных целях, не существует. Тем более что одним из ведущих признаков русского «изящного» садоводства и паркостроения по праву считается органичное сочетание красоты и пользы. Установление последовательности развития затруднено в силу особенностей объектов садово-паркового искусства. Практически невозможно увидеть ни один сад, который был бы заложен ранее XVII в. Если в других видах искусства, таких, как архитектура, скульптура, монументальная живопись, древние памятники в том или ином виде сохраняются тысячелетиями, то сады и парки исчезают почти бесследно.

Регулярные сады петровского времени. Эволюция регулярного стиля и позднее барокко середины XVIII века

Регулярные сады петровского времени. Эволюция регулярного стиля и позднее барокко середины XVIII века

Первая половина XVIII в.— одна из ярких страниц в истории России и одновременно период необычайного подъема садового искусства. Это время, когда появились и засверкали своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегах Невы и Финского залива — Петергоф (ныне Петродворец) и Ораниенбаум (Ломоносов), Летний сад и Царское Село (Пушкин). Многократно выросли размеры садовых композиций, стали неизмеримо шире средства их художественной выразительности, усилилась роль в общественной жизни, они приобрели важнейшее репрезентативное значение. Естественно, что они создаются на новых основах, отражающих общую направленность культуры начала XVIII в., в рамках господствующего в Европе регулярного стиля, в духе искусства барокко.

Истоки пейзажного стиля. Парки последней трети XVIII века. Ранний классицизм и романтические традиции в строительстве дворянских усадеб

Истоки пейзажного стиля. Парки последней трети XVIII века. Ранний классицизм и романтические традиции в строительстве дворянских усадеб

XVIII век по праву считается «золотым» веком русского садово-паркового искусства. Такая характеристика в особенности справедлива в отношении его последних десятилетий, когда по всей России строительство садов и парков при дворцах, в городских и загородных дворянских усадьбах приобрело самый широкий размах. Но дело, конечно, не только в количественных изменениях, 1770—1780-е годы связаны с радикальным переворотом ж садово-парковом искусстве, отказом от регулярного и утверждением живописного пейзажного стиля. По своей значимости этот момент в истории садов и парков России может быть сравнен лишь с нововведениями Петра I в самом начале XVIII в., когда в столице на берегах Невы и Финского залива стали появляться парадные дворцово-парковые комплексы регулярного стиля, а в приёмах их оформления взяли верх веяния, характерные для Западной Европы.

Расцвет пейзажного искусства в первой половине XIX века

Расцвет пейзажного искусства в первой половине XIX века

Становление пейзажного стиля в 70-80-х годах XVIII в. означало резкий поворот в направленности садово-паркового искусства, подчеркнутый разрыв с предшествующей эпохой господства регулярного стиля. Напротив, начало нового XIX в. не было связано с какими-либо радикальными переменами, т. к. тенденций, которые уже успели проявить себя раньше, продолжали развиваться еще долгие годы, лишь постепенно видоизменялись под воздействием новых социально-экономических условий, исторических событий, явлений в искусстве и градостроительстве. Паркостроение начала XIX в. в России отмечено новым подъемом прежде всего за счет и на основе достижений XVIII в., благодаря творческой преемственности в развитии художественных идей и приемов, накоплению ценнейших практических навыков, передачи из поколения в поколение необходимых знаний в искусстве создания парков.

Упадок дворянской усадьбы. Натурализм и эклектика. Становление новых объектов и жанров садово-паркового искусства во второй половине XIX — начале XX в.

Упадок дворянской усадьбы. Натурализм и эклектика. Становление новых объектов и жанров садово-паркового искусства во второй половине XIX — начале XX в.

Важнейшим историческим событием середины XIX в., повлиявшим на дальнейшее развитие приусадебных парков, а тем самым и на русское садово-парковое искусство в целом, была реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Дворяне — владельцы усадеб лишились тем самым даровой рабочей силы — подневольного труда крестьян, которые раньше широко и без какого-либо контроля со стороны могли использоваться на работах по строительству парков и уходу за ними. Размах усадебного строительства шел постепенно на убыль уже в течение первой половины прошлого века, но к 60—70-м годам этот процесс ускорился и приобрел необратимый характер. Меняется и сама эстетическая установка. Новые и реконструирующиеся усадьбы стали больше напоминать богатые дачи, ценится уже не внешний блеск щи показное великолепие, а, скорее, интимность, «уют», «поэтичность» природного окружения дома, бытовые удобства.

Формирование садово-парковых ансамблей Москвы и Подмосковья

Формирование садово-парковых ансамблей Москвы и Подмосковья

Древняя столица Русского государства и пригороды в радиусе нескольких десятков километров являются крупнейшим центром паркостроения в России. Здесь было сосредоточено множество дворянских усадеб, большинство из которых возникло в XVIII в., получило дальнейшее развитие в начале следующего века и позже постепенно пришло в упадок либо использовалось в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями. Однако многие сады и парки в значительной мере сохранились и являются ценнейшими памятниками русской культуры и искусства, объектами массового туризма и экскурсий. Ряд московских и подмосковных усадеб относительно хорошо изучен, пользуется особым вниманием ученых-искусствоведов, историков, архитекторов и других специалистов, например Кусково, Архангельское. Некоторые другие усадьбы не столь широко известны, но представляют не меньший интерес.

Формирование садово-парковых ансамблей окрестностей Петербурга

Формирование садово-парковых ансамблей окрестностей Петербурга

Дворцово-парковые ансамбли Ленинграда являются общепризнанными художественными шедеврами не только национального, но и мирового значения. Их влияние на судьбы русского садового зодчества было огромным. Начиная с первых десятилетий XVIII в. многие новые явления и тенденции развития парко- строения впервые проявили себя именно здесь. Отсюда они распространились по всей стране, это особенно заметно, скажем, в 10—20-е или 40—60-е годы XVIII в., когда в Москве парковые комплексы, соизмеримые с петербургскими по размерам и великолепию, не строились. Появление петровских ансамблей на берегах Невы и Финского залива означало торжество регулярного стиля. Создание первых пейзажных садов в Царском Селе, Ораниенбауме, Петергофе, Гатчине, Павловске отметило новый крутой поворот в искусстве паркостроения, который постепенно вовлек в себя и самые далекие провинции.

Садово-парковые ансамбли Украины

Садово-парковые ансамбли Украины

Украинское садово-парковое искусство развивалось в тесной связи с русской культурой. Эти взаимосвязи стали особенно ощутимыми после воссоединения Украины с Россией. В этот период начали широко использоваться степные просторы Левобережной Украины и всего юга Российского государства. Природные условия Украины чрезвычайно разнообразны и в общих чертах схожи с провинциями России, но характеризуются более мягким климатом. Здесь теплее зимы, богаче почвы, как следствие — более широкий ассортимент декоративных и плодовых растений. С другой стороны, на Украине часты засухи, мало лесов и парки в XVII—XVIII вв. представлялись зелеными оазисами среди бескрайних степей. Бедность лесами как бы усиливала значений, определила особую ценность садов и парков с практической и эстетической точек зрения.

Садово-парковые ансамбли Крыма

Садово-парковые ансамбли Крыма

Крым занимает особое место в развитии русского садово-паркового искусства. В середине и второй половине XIX в. на общем фоне начавшегося спада в строительстве аристократических усадебных ансамблей здесь возникают замечательные образцы ландшафтной архитектуры. Находясь, естественно, в общем русле развития русского искусства, эти парки и сады отличаются неповторимым своеобразием, которое было предопределено специфическими местными природными и историческими условиями. Начало садоводства в Крыму относится к глубокой древности. Еще греческие колонисты завезли сюда плодовые и ряд декоративных пород. Однако строительство парков началось лишь после присоединения Крыма к России, в конце XVIII и начале XIX в., когда наиболее ценные земли на южном берегу полуострова стали осваиваться царскими вельможами, помещиками-аристократами, крупными военачальниками и чиновниками.

Сады и парки русской провинции

Сады и парки русской провинции

В этом разделе представлены сады и парки, которые находятся за пределами основных центров русского паркостроения. Среди них есть и такие, которые расположены рассеянно, вдалеке друг от друга и больших городов, и такие, которые образуют некие «сгустки» или тяготеют к тому или иному городу-центру. Природно-климатические, исторические условия, местные культурные, строительные и другие традиции, конечно, обусловили разнообразный ход развития этих садовых ансамблей. Но вместе с тем очевидна и зависимость этого развития от тех тенденций, которые имели место в столицах. Провинции, хотя и каждая по-своему, следовали за столицами, причем, как правило, с некоторой задержкой, временным интервалом. Иногда сказывались более скромные экономические возможности хозяев провинциальных усадеб по сравнению со столичными, иногда — отсутствие на месте мастеров высшей квалификации...