Отделка интерьеров павильона раковинами и детали оформления фасадов должны были напоминать о море. Стремясь подчеркнуть основную идею своего замысла, Растрелли сочинил совершенно новый вариант композитной капители, в котором волюты заменены головами дельфинов. Замковые камни над окнами он украсил масками властителя морей — Нептуна.
Но еще более интересно Растрелли развил свой замысел в оформлении купола.
Купол увенчан исполненным из дерева изображением фигурного пирамидального фонтана. Над его постаментом как бы вскипают, пенятся и падают вниз струи воды. Постамент украшен мощными волютами и четырьмя масками морских божеств.
Резчики мастерски воспроизвели действующий фонтан и потоки воды, бьющей струями из маскаронов и сбегающей по сферической поверхности и граням купола.
Мысль о декорировании внутренних помещений Грота раковинами не была осуществлена. В 1771 г. «каменного и квадраторного дела» мастер Микеле Кеза с группой лепщиков закончили внутреннюю отделку Грота по рисункам Ринальди. [Участие в достройке Грота Ринальди подтверждается документально (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1771 г., д. 4).]
Внутри павильон состоит из центрального зала и двух симметричных помещений по его сторонам. Наиболее сложно задуман и решен главный зал, перекрытый куполом и украшенный коринфскими колоннами и пилястрами. Планировка боковых помещений, квадратных в плане, со скругленными углами и небольшими нишами для скульптуры, усложнена мотивом широких полуциркульных ниш — экседр.
Масштабы помещений Грота великолепно найдены. Лепная декорация стен легка и нарядна. Здесь нет характерной для Растрелли позолоты, лепнина заменила резьбу, общий художественный эффект изменился: интерьеры приобрели черты изысканности, присущие творчеству Ринальди.
Решетки в окнах и дверях Грота принадлежат к лучшим образцам русских изделий из кованого железа, исполненных в XVIII столетии. На сложно переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты, выбитые из листовой меди. Створы кованых решеток при входах в Грот близки по композиции к воротам Большого дворца в ограде между циркумференциями. Некоторые мотивы ворот повторены в рисунке решеток Грота.
В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом. В нем разместили тогда большую коллекцию скульптуры и ваз. Здесь была поставлена знаменитая статуя Вольтера, сидящего в кресле, изваянная Ж.А. Гудоном в 1781 г. «С тех пор как там стоит Вольтер,— писала Екатерина II М. Гримму, — смотреть Утреннюю залу ходят караванами». [«Сборник Русского исторического общества», т. 23, стр. 313—314. В 1805 г. статуя была перевезена в Эрмитаж в Петербурге. В настоящее время она экспонируется в Государственном Эрмитаже.] Павильон и в наши дни используется как выставочное помещение.
Значение Грота в ансамбле Екатерининского парка огромно. В его пейзажах он играет большую роль, чем Эрмитаж и многие другие парковые сооружения. Изысканный силуэт Грота, окруженного деревьями старого парка, отражается в зеркальной глади тихого пруда.
Добавить комментарий