Для стен внутри павильона и для притолок в дверях и окнах был заказан желтый глазурованный кирпич. Мастера, подряженные самим Конради, облицевали стены павильона этим кирпичом в 1779 г.
[ЦГИАЛ, ф. 487, on. 13, 1776 г., д. 62, лл. 1, 33, 79. Но еще до сооружения павильона одна из каменных арок моста рухнула и была восстановлена во второй половине апреля 1779 г. (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1779 г., д. 82, л. 99). Облицовка павильона ремонтировалась в XIX столетии. В 1819 г. для этого на гончарном заводе были заказаны фаянсовые изразцы (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 10, 1819 г., д. 31, л. 57).]
Выбор материала был подсказан стремлением приблизить сооружение к подлинным китайским образцам.
Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от строителей большого мастерства. В.И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее, великолепно справились с задачей.
Пропорции моста, как и его силуэт, безукоризненны. Несмотря на небольшие размеры, он монументален и не кажется игрушечным, как на проекте, послужившем для него основой.
Четыре арки, упирающиеся своими пятами в береговые каменные устои, поддерживают площадку с восьмиугольным павильоном в центре. На площадку ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая. Круглые площадки у основания лестничных маршей были выложены мраморными плитами. Замок арок, висящий над водой, обработан в виде гири, или «глобуса», как его называли строители моста.
Китайский характер придавала павильону сильно изогнутая, расписанная «на подобие рыбьей чешуи» высокая кровля, завершенная шпилем с нанизанными на него шарами. Судя по изображениям моста на старых чертежах, по углам кровли были подвешены на цепях медные колокольчики. Оконные и дверные проемы в стенах павильона завершены килевидными арочками и обрамлены узкими наличниками из светлого глазурованного кирпича.
Среди акварелей Кваренги, запечатлевших царскосельские парки, есть и изображение Крестового моста.
Кваренги было чуждо увлечение искусством Китая: в своем творчестве он оставался убежденным классиком. Но как художник оп отдавал должное изысканной красоте построек, возведенных в псевдокитайском стиле.
Его рисунок — яркое свидетельство того, что Крестовый мост получил высокую оценку современников, включая и самых тонких знатоков искусства.
Добавить комментарий