Большую роль в оформлении мостов играла полихромная роспись, включавшая изображения китайцев и драконов. Причудливая декорация и необычные формы мостов, по мысли их строителей, должны были подготавливать посетителей сада к восприятию еще более нарядных и эффектных сооружений Китайской деревни.
Проект двух каменных мостов «на китайский вкус» на центральной аллее Нового сада разработал И.В. Неелов. В сентябре 1784 г., после утверждения проектов Неелова, были ассигнованы необходимые средства на постройку. [ЦГАДА, ф. 14, д. 52, ч. 2, л. 145.] Но почти сразу же вслед за тем Екатерина II утвердила новые проекты этих мостов, исполненные Камероном.
[Камерон предполагал построить мосты из «сясьской плиты» — известняка, добывавшегося в каменоломнях на реке Сяси. Промышленники, занимавшиеся добычей камня и явившиеся к торгам на поставку плиты, отказались от подряда. По их словам, плиты такой толщины, как это требовалось по проекту Камерона, «нигде в выломке не бывало». Два каменных мастера — М. Кеза и И. Минчаки заявили о своей готовности построить мосты из обыкновенной плиты с облицовкою лицевых стен и сводов тесаным гранитом. Это предложение было принято. В течение 1785 г. И. Минчаки построил оба моста (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 3, 1785 г., д. 60, л. 1 и ЦГАДА, ф. 14, д. 52, ч. 7, л. 116).]
Из двух мостов особенно удачен первый, ближайший ко дворцу, очень широкий и плоский, а не горбатый, как обычно, благодаря чему перспектива центральной аллеи Нового сада остается ничем не нарушенной. Мост ограждают перила из высоких гранитных ваз, соединенных друг с другом переплетающимися ветвями коралла, выкованными из железа и окрашенными в красный цвет. Боковые стенки моста облицованы розовым гранитом. Замковый камень трехцентровой арки украшен маскароном.
На четырех гранитных пьедесталах в средней части моста были установлены отлитые из гипса фигуры китайцев в национальных костюмах, раскрашенные в разные цвета. Каждый из китайцев поддерживал на палке фонарь. [Скульптуры китайцев упоминаются в описи царскосельских сооружений 1796 г., но в документах, относящихся к постройке моста в 1780-х гг., нет сведений об их изготовлении.]
Второй мост на центральной перспективе Нового сада, построенный одновременно с первым, также носил китайский характер. В описи, составленной в 1796 г., он назван мостом «с чудовищными фигурами».
Существующие ныне фигуры китайских драконов на Драконовом мосту отлиты из цинка в 1860 г. на заводе Морана. Тогда же старые гипсовые фигуры четырех китайцев на мосту, при въезде в Новый сад, были заменены цинковыми.
Модели для отливки фигур драконов и китайцев исполнял скульптор Шварц, работавший с архитектором Монигетти в эти годы в Большом дворце. Фигуры крылатых драконов полны экспрессии, их лапы — вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями.
Создание Китайского комплекса на территории царскосельских садов сыграло важную роль в развитии пейзажного паркостроения в России.
Один из русских путешественников по Китаю отметил характерную особенность китайских садов. «Посредством вьющихся дорожек, — писал он, — китайские сады кажутся вдвое большими, чем в действительности». [П. Добель. Путешествия и новейшие наблюдения в Китае, Маниле и Индо-Китайском архипелаге. Спб., 1833, ч. II, стр. 24.] В самом деле, посетителю пейзажного парка трудно составить представление о его пространственных границах. Пейзажные парки города Пушкина кажутся безграничными.
Попытки добиться живописности парковых пейзажей опирались на опыт строительства китайских садов, насыщенных декоративными сооружениями. Но целью русских паркостроителей было не простое подражание китайским и европейским образцам, а их творческое претворение.
Добавить комментарий