Рельеф и геопластика

В современном ландшафтном искусстве рельеф имеет особое значение. Рост городов заставляет все бережнее относиться к их земельному фонду. При расширении городских границ в их черту также попадают территории, непригодные для строительства по условиям рельефа и геологии,— овраги, откосы, крутобережья, оползневые склоны и т. д., и они, в свою очередь, включаются генпланами городов в состав озеленяемых территорий. Так, в Волгограде овражная сеть занимает 15% территории, в Вильнюсе территория с сильно пересеченным рельефом составляет 20%, в Нижнем Новгороде 30% (верхняя часть города). В отдельных районах страны ложбины, балки и речные долины занимают 10—15% и до 30% территории города. И, наконец, обширные площади нарушенных земель, оставленные после промышленных разработок (карьеры, землеотвалы, терриконники), также отводятся под озеленение и организацию мест отдыха. Сложность освоения этих территорий связана с целым рядом местных условий и в первую очередь с рельефом. Поэтому внимательное изучение его особенностей и использование богатого опыта паркостроения являются основными предпосылками в решении современных объектов ландшафтного искусства.

Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта, он составляет его экологическую и пластическую основу. С помощью существующих классификаций и с учетом особенностей ландшафтного искусства рельеф парковых территорий можно подразделить на 3 группы: рельеф положительных форм, отрицательных форм, нейтральный рельеф. В первую группу входят гребни гор, холмы, горы, склоны (выше условно установленной точки нулевого отсчета), во вторую группу — долины, ущелья, овраги, тальвеги, котлованы, амфитеатры и склоны (ниже условно установленной точки нулевого отсчета). Третья группа представляет собой участки равнинного рельефа с небольшим уклоном (условно до 5—7°). Сюда входят прежде всего самостоятельные, значительные по площади равнины. В процессе изучения территории необходимо выделение небольших равнинных участков (горизонтальных плоскостей), которые входят составными элементами как в группу положительных форм (например, водораздельные плато), так и отрицательных (днища балок), а также горизонтальных площадок на склонах.
 
Применение этой классификации допустимо на объектах различной величины — от крупных парков, лесопарков и национальных парков, создающихся на таких формах рельефа, как долины рек, овражно-балочные системы, горы, холмы и даже вбирающие в свои границы комплексы этих форм, до небольших участков, занимающих элементы этих форм или их искусственные модели на малых площадях.
 
Примеры использования растений с учетом рельефа
Примеры использования растений с учетом рельефа: 1 — акцентирование террас растениями, 2 — усиление холмистого рельефа группами, 3,4 — приемы озеленения, нивелирующие рельеф
 
Рельеф оказывает влияние на общий климат страны. Например, заслон Кавказского хребта или Крымских гор, задерживающий движение холодных воздушных масс с севера и способствующий аккумуляции тепла, идущего из южного Средиземноморья, является решающим фактором формирования климата наших черноморских субтропиков. Рельеф оказывает влияние и на местный климат, например сложная циркуляция воздушных масс горных долин. Важно учитывать также высотную зональность горных ландшафтов. Формы рельефа меньшего масштаба определяют микроклимат и экологические особенности своих участков, которые необходимо учитывать так же, как и природные свойства климатической зоны в целом. Экологические свойства рельефа проявляются в формировании температурного и ветрового режимов, почвенных и гидрологических условий. Экспозиция и крутизна склонов влияют на количество и распределение солнечной радиации. Так, по данным С. Сапожниковой и Н. Бобохидзе, приход тепла на склоны южных экспозиций больше, чем на горизонтальную поверхность, и возрастает с увеличением наклона (до 45°). В то же время склоны северных экспозиций получают меньше тепла, чем равнины.
 
Эта закономерность особенно ярко проявляется в холодное время года в южных районах, а летом она ощутима в северных районах. Так, участок южной экспозиции с уклоном в 10° на широте Ленинграда по тепловому режиму близок к условиям Харькова. Оценка таких территорий для произрастания растений и создания комфортной среды для отдыха должна проводиться с учетом широты местности и ее общего климата.
 
Склоны южных экспозиций в северных широтах более благоприятны для организации отдыха и произрастания растений, чем в южных. Наименее благоприятны склоны южных экспозиций в засушливых районах (Саратов, Волгоград). В южных районах северные склоны более пригодны для летнего отдыха, южные — для зимнего. Например, в курортной зоне Черноморского побережья в холодный период года склоны южных экспозиций на высоте 50—200 м над ур. м. характеризуются наиболее благоприятными тепловыми условиями, в то время как в полосе пляжа эти условия оцениваются как дискомфортные. Причем различные по высоте части склона имеют разные характеристики.
 
Аналогичным образом формируется и ветровой режим. В зависимости от направления преобладающих ветров склоны подразделяются на подветренные, защищенные от ветров, и наветренные, подверженные ветрам. Наиболее подвержены ветровому воздействию вершины гор, хребты, повышенные части склонов. Так, скорость ветра на равнине, равная 3 м/с, увеличивается на вершинах холмов до 5—б м/с. Воздушная циркуляция связана также с густотой насаждений. В оврагах и балках, например, они могут задерживать ветер и создавать неблагоприятные условия застоя воздуха.
 
Эти особенности учитывались и умело использовались в паркостроении. Интересным примером является район Марли в Петергофском парке. Насыпная дамба высотой 4 м, вытянутая вдоль берега Финского залива с запада на восток на 250 м, защищает примыкающий к ней участок от неблагоприятных северных ветров. В полосе этой защиты у подножия склона южной экспозиции был устроен небольшой плодовый сад. В нишах стены дамбы (местах, наиболее благоприятных по условиям) высаживали теплолюбивые растения (известно, что были абрикосы и сливы). Вершина дамбы была решена как место для прогулок, откуда открывались виды на морские панорамы Финского залива и блестящий ансамбль Марли с водоемами и каскадом Шахматная гора.
 
Территория, выделенная под парк культуры в г. Воронеже, представляла собой балку с крутыми склонами и густой растительностью, что затрудняло ее проветриваемость и создавало неблагоприятные для отдыха условия. Авторы проекта (М. Коржев и М. Прохорова) предусмотрели на склонах систему просек, идущих в направлении преобладающих ветров, и тем самым обеспечили нормальную аэрацию территории.
 
В условиях сложного рельефа формируются определенные почвенно-гидрологические условия. Склоны теряют значительную часть выпадающих осадков из-за поверхностного стока и плохо сохраняют снежный покров, одновременно происходит смыв почвенного слоя. Поэтому верхние части склона имеют более бедные и сухие почвы, чем нижние. Наиболее благоприятные условия для растений создаются в пониженных частях склона и у его подошвы, наименее — на участках хребтов. Здесь произрастают менее прихотливые растения, в основном ксерофиты. Во впадинах и ложбинах накапливаются влага и питательные минеральные вещества, поэтому создаются более благоприятные для произрастания растений условия. Эти закономерности по-своему проявляются в различных географических районах, где формируются соответствующие почвенно-гидрологические условия, растительный состав и микроклимат. Они во многом определяют организацию парковых территорий.
 
Формы рельефа активно включаются в объемную структуру парка и влияют на организацию его пространства. Композиционные возможности рельефа в сильной степени определяются визуальными взаимосвязями частей парка и тем, как его формы влияют на восприятие парковых элементов — сооружений, растительности и пр.
 
В зависимости от преобладания форм рельефа парки можно подразделить на следующие основные группы: парки на равнинном рельефе, склонах, холмах, в горных долинах, оврагах и балках. Особую группу составляют парки на нарушенных территориях.
 
Представленная группировка несколько условна, поскольку парковая территория может располагаться не только в пределах одной формы рельефа, но и включать в свои границы несколько форм — овраги, естественные и искусственные холмы и т. д.
 
Например, общая территория парка Архангельское включает относительно равнинную территорию, подходящую к береговому откосу речной поймы, склон (откос) поймы, овраги, выходящие к пойме, террасированный регулярный парк.
 
Однако принципиальный подход к этим формам независимо от их масштаба в целом можно считать однозначным.
 
Парки на равнинном рельефе. К равнинному рельефу можно отнести территории с небольшим малозаметным уклоном. Участки с нулевым или близким к нему уклоном не имеют стока и представляют собой заболоченности. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Рельеф не влияет на направление видов (или влияет слабо — в случае наличия небольших уклонов). Главные вертикальные и объемные акценты образованы древесной растительностью. Объемно-пространственное разнообразие территории формируется с помощью закрытых, полуоткрытых массивов, древесных групп и открытых пространств полян, образующих пейзажные картины. Эти положения можно проиллюстрировать на примере рассмотренных выше парков. Инертность можно уменьшить путем выявления малейших уклонов, усиления их пластики и умелого включения в ландшафт как средства, раскрывающего его достоинства.
 
Блестящим примером такого использования рельефа являются мягкотеррасированный склон в парке Во-ле-Виконт, насыпная терраса перед дворцом в Версале, выделяющая его центр и усиливающая направление главной оси, или луговой склон в парке Стоу, спускающийся от дома к пруду и обрамленный насаждениями, углубляющими перспективу.
 
Небольшой уклон на спокойном рельефе можно пластически усилить прокладкой плавно (незначительно) изгибающейся дороги, рисунок которой как бы подчиняется уклону местности и тем самым выявляет его. Верхние точки являются более выгодными для восприятия.
 
Статический характер плоского ландшафта иногда имеет свою выразительность — его пейзажи могут быть величественно спокойными, монументальными, широта их охвата вносит мажорное или торжественное настроение. В таких случаях нет необходимости в преобразовании рельефа. Выявление характера ландшафта или его потенциальных возможностей, его сохранение и усиление при формировании пейзажей — прямая задача ландшафтного искусства, решение которой характеризует уровень мастерства паркостроителя. Примерами такого мастерства являются районы Белой березы и Парадного поля в Павловском парке, созданные Гонзаго; парк Шарлоттенхоф в Сан-Сусси (Германия), созданный Ленне, а также сформированные им сельскохозяйственные ландшафты в окрестностях Потсдама (Германия).
 
Парки на склонах, как правило, располагаются в гористой местности (например, итальянские сады) или вдоль рек и крупных водоемов. В последнем случае парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протяженность (ЦПКиО им. Горького с полосой Ленинских гор до р. Сетунь имеет протяженность около 7 км; Нагорный парк в Киеве — 3 км, в Горьком—3,6 км). Это позволяет организовывать маршруты большой протяженности.
 
Развитие композиций направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтально развернутые и замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и включают как внутренние пейзажи, воспринимающиеся вниз по склону, так и внешние панорамы окружающего ландшафта.
 
Рельеф часто террасируется, в таких случаях бровки террас являются точками наиболее активного восприятия пейзажей. Террасы имеют как прямолинейные очертания, так и более свободные, соответствующие направлению горизонталей. Дороги прокладываются по террасам или свободно вдоль склона.
 
Трассировка дорог должна учитывать внешние виды и обеспечивать их чередование с внутренними. При этом маршруты, проложенные по верхним, средним или нижним частям склона, существенно различаются по характеру воспринимающихся видов. Они соединяются серпантинными дорогами, лестницами, пандусами.
 
Примером интересного решения парка на сложном рельефе является Нагорный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова в г. Баку, созданный по проекту арх. Л. Ильина. Парк занимает территорию так называемого Бакинского амфитеатра (горного склона со своей сложной внутренней структурой). Он расположен на отметках от 4 до 180 м над ур. м. и развернут на панораму городского центра. Внизу к нему примыкает бульвар. Парк имеет ярусную многоступенчатую композицию, в которую умело включены различные зоны —спортивная, детская, массовых действий, открытого театра. Композиционный узел — площадь с монументом С. М. Кирова, расположенная на одном из холмов второго уровня. Монумент воспринимается с разных точек парка и из города. Особенностью парка является архитектурная обработка рельефа в виде прямолинейных террас и подпорных стен в сочетании с естественными формами, подчеркивающая тектонику горного ландшафта. Однако по завершении строительства выяснилось, что в расчет не были приняты сложные условия жаркого климата, и многие участки парка оказались в дискомфортных для пребывания посетителей условиях.
 
Парки на холмах имеют центрическую точку на вершине или в верхней части холма (Аналогично решаются холмы, входящие в состав парка как его элементы.). Планировка может быть центрической с ярко выраженной главной осью или свободной. В первом случае обработка холма более жестко подчиняется требованиям архитектурной композиции. Это такие парки, как Высокий Замок во Львове, Холм освобождения в Пловдиве. Во втором случае решение скорее подчиняется возможностям территории, не внося конструктивных изменений в общую тектонику объекта. Например, лесопарк на г. Ахун в Сочи, по южному склону которого проложен серпантинный подъем, завершающийся башней.
 
Интересны парки в Берлине и Мюнхене, созданные после войны на насыпных холмах из разобранных руин, строительного лома и мусора. Так, в парке Фридрихсхайн в Берлине была насыпана гора высотой около 30 м. Серпантинный подъем ближе к вершине переходит в спиральный. С видовых площадок на маршруте открываются виды на нижние участки парка и панораму города.
 
В трассировке дорог парков этого типа определяющую роль играют внешние виды. Они раскрываются в процессе движения в направлении по касательной к линии маршрута. Умелое использование этой особенности позволяет создать интересный ритм смены впечатлений.
 
Поучителен отрицательный пример парка Сухумская дорога, спиралевидный маршрут которого трассирован без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений. На нем почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей. Примером сочетания центрального и свободного решения является мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, созданный по проекту арх. Я. Белопольского и скульптора Е. Вучетича, под руководством ландшафтного арх. Л. Розенберга. Склон Мамаева кургана, обращенный к Волге, решен как мощный скульптурный мемориал, с ярко выраженной осью подхода к подножию монумента матери-Родины, венчающего вершину холма. Не менее интересно и решение остальных («тыльных») частей склона. Здесь структуру парка определили насаждения на террасах, ступенчато поднимающихся от подножия холма к вершине и вторящих формам рельефа. Они выделяют мягкий контур объема холма, «читающийся» с городских магистралей.
 
Планировалось создание внутренних замкнутых мемориальных узлов, сохраняющих исторический характер мемориала — дота и захоронений военного времени со своими небольшими обелисками, от которых маршруты выводили бы к внешним видам на город и Волгу.
 
Парки в горной долине имеют ярко выраженную продольную ось, проходящую по нижним точкам. Пространство ограничено склонами, определяющими направление оси. Горизонтальные плоскости располагаются главным образом по днищу, иногда в отдельных точках склона. Примерами являются парк в долине р. Куры (г. Боржоми), парк в долине р. Раздан (г. Ереван), Агурский лесопарк, расположенный в горном каньоне р. Агуры.
 
Парки на овражной территории располагаются в оврагах и балках, иногда овраги входят в состав равнинных парков. По пространственной характеристике овраги и балки близки к долинам, однако имеют свои особенности. Это, как правило, их меньший масштаб по протяженности, глубине, более упрощенная форма откосов, своя структура частей, включающая ствол оврага, откосы, днище, вершину, устье и боковые отвершки, а также склоны, межовражные водоразделы. Горизонтальные плоскости располагаются на верхних частях — склонах межовражных водоразделов, примыкающих к бровкам оврагов, а у обширных овражно-балочных систем и по днищу. Откосы, как правило, непригодны для устройства мест отдыха и прокладки дорог. Визуальные связи направлены по продольной оси, а также по поперечным осям отвершков. Внешние виды на водораздельных частях — у бровки откосов, а также в устьевых частях, в местах выхода оврагов на открытое пространство равнины, реки или ее долины. Особую ценность приобретают мысообразные выступы в местах слияния оврагов, имеющие широкий угол обзора местности и дающие возможность восприятия композиций оврага с верхних точек открытого пространства.
 
В настоящее время под парковые территории осваиваются овраги в ряде городов нашей страны (например, в Волгограде). Один из красивейших парков страны — Стрыйский парк во Львове, созданный на овражном рельефе.
 
Особое место занимают парки на нарушенных территориях — в местах выработки горных пород, карьеров, свалок, отвалов вскрышных пород, террикоников и т. д.
 
К числу первых таких парков можно отнести Бют-Шомон в Париже, созданный еще в 1864—1867 гг. на месте каменоломни и в настоящее время являющийся образцом ландшафтного искусства.
 
Широкий масштаб промышленных разработок и интенсивная хозяйственная деятельность — добыча ископаемых открытым способом, городские свалки, складирование отработанного грунта — увеличивают площади нарушенных территорий. Размещение их вблизи городов и дефицит земель, удобных для строительства и сельского хозяйства, требуют освоения таких территорий под озеленение. В последнее десятилетие половина новых парков создается на таких землях. К их числу относятся парки культуры в Польской Народной Республике — г. Катовице, созданный на месте «лунного ландшафта», оставленного после выработки угольных шахт, и в г. Кельце — разбитый в 1971 г. на месте отработанных известняковых карьеров; парк на горе Ликкебетос в Афинах, созданный на месте карьера на вершине горы; парк Сток-он-Трент, построенный к 1986 г. в Англии для национального фестиваля декоративного садоводства; парк олимпийского комплекса в Мюнхене, разбитый на месте свалки, превращенной в искусственную гору высотой 60 м. В нашей стране еще в 1962—1963 гг. был создан Александровский ландшафтный парк в г. Орджоникидзе (Владикавказ) на отвалах марганцевого карьера (площадь 230 га). Число таких парков постоянно пополняется все новыми интересными объектами.
 
Особую сложность представляет освоение террикоников. И здесь уже накоплен значительный отечественный и зарубежный опыт. Многолетние исследования позволили разработать комплекс последовательных мероприятий по созданию условий для произрастания насаждений, выполаживанию и террасированию откосов в противоэрозионных целях, включению конусов террикоников в объемно-пространственную структуру городской и парковой среды, их пластической обработке и даже полной разборке.
 
Специфика нарушенных территорий, отводимых под озеленение, разнообразна и связана с характером их прошлого промышленного использования. Поэтому важно знать особенности каждого нарушения и технологические требования его рекультивации. Для паркостроения они определяются следующими условиями:
 
1) Растительными характеристиками оставленного грунта. В лучшем случае это песчаные и глиняные отвалы, горные породы со слабым отрицательным химизмом воздействия на корневую систему. Намного сложнее вести освоение свалок, насыщенных практически неперегнивающими отходами производства, террикоников, а также территорий, вышедших из-под химического производства. В каждом случае необходим индивидуальный подход, требующий данных о составе субстрата и его химизации. В представленном перечне самым сложным является восстановление почв, вышедших из-под химического производства. До последнего времени освоение таких территорий ведется только после насыпки мощного слоя растительного грунта.
 
2) Формами рельефа, оставшимися после выработки. Отрицательные формы обычно используются под водоемы, положительные преобразуются для сооружений и приспосабливаются для насаждений. Обработка рельефа под зрелищные или спортивные сооружения (амфитеатры, игровые площадки) подчиняется определенным техническим требованиям. Устройство пластически выразительных и эстетически интересных форм рельефа — это целая область ландшафтного искусства, которая в последнее время стала называться геопластикой.
 
Геопластика — один из способов пластической обработки рельефа путем искусственного создания его форм с учетом эстетических и функциональных требований объекта. Этот прием издавна существовал в ландшафтном искусстве (искусственные террасы, холмы, валы, амфитеатры, дамбы). В настоящее время технический уровень позволяет производить земляные работы в больших масштабах и создавать любые формы рельефа.
 
При создании искусственных земляных объемов решается ряд задач.
 
Эстетические. Они находят место в создании холмов в виде пьедесталов или обзорных площадок, возвышающихся над равниной в виде откосов, амфитеатров или цепи холмов, изолирующих участки от окружения, ориентирующих виды и линию маршрута в нужном направлении, закрывающих нежелательные объекты, и, наконец, в виде так называемого скульптурного рельефа.
 
Функциональные. Создание горизонтальных плоскостей всех размеров для организованного отдыха от небольших площадок до комплексов спортивных плоскостных сооружений: амфитеатров — для зрелищных мероприятий, насыпных гор — для санного и лыжного спусков.
 
Технические. Повышение уровня комфортности территории для отдыха введением при необходимости ветрозащитных валов и дамб, защищающих от наводнения (парк Верлитц в ГДР), инсолируемых, защищенных от ветров склонов-соляриев и др.
 
Приемы пластической обработки рельефа определяются замыслом проекта. Это может быть воссоздание форм, подражающих естественному ландшафту. Такой прием является традиционным как в русском, так и зарубежном паркостроении. Он находит свое применение и в настоящее время («острова сказок» в детском парке Анапы, участки горных ландшафтов, созданные ландшафтным арх. Л. Розенбергом в Главном ботаническом саду АН СССР, насыпная гора олимпийского комплекса в Мюнхене и др.).
 
Создание форм подчеркнуто регулярных, геометрических можно наблюдать в мемориальных парках (холм-постамент для монумента Воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине, Холм Славы под Минском, являющийся одновременно и видовой площадкой), а также в детских парках в виде пирамид, кратеров, лабиринтов (так называемый игровой рельеф устроен в саду жилого района в г. Эркарте в ФРГ). Интересным решением комплекса разнообразных задач, поставленных перед паркостроителями, является насыпной холм в ЦПКиО им. С. М. Кирова в г. Ленинграде. Холм сооружен в западной оконечности Крестовского острова и играет важную композиционную роль в парке — это его высотная доминанта. Издали холм воспринимается как естественное возвышение, а вблизи — как монументальное сооружение с галереями, лестницами, скульптурой. Устройство игрового поля стадиона и трибун «внутри» холма позволило защитить зрителей от неблагоприятных ветров со стороны Финского залива. Во внешних откосах сооружения были размещены служебные помещения. Верхняя кольцевая дорога, окружающая чашу стадиона, служит не только для распределения посетителей, но и является своего рода эспланадой для обзора внешних видов Финского залива, городской панорамы, зелени парков на островах.
 
Если выбор нужного приема определяется идеей (замыслом) парка, то и сама идея в сильной степени зависит от характера участка и технической целесообразности ее воплощения. Воспроизведение естественного ландшафта на рекультивируемых территориях иногда нежелательно, так как создает впечатление ненужной его искусственности. В таких случаях целесообразнее эту искусственность не маскировать природными формами, а использовать другие приемы. Экологические и объемно-пространственные свойства форм рельефа диктуют определенный подход к оценке территории, отводимой под парк, целью которого является выбор наилучшего варианта его планировочного решения.
 
Первым этапом оценки является выделение территориальных единиц (ландшафтных участков, выделов и т. п.) и определение визуальных связей как внутри территорий, так и с внешним ее окружением.
 
Территориальные единицы выделяются по наиболее типичным или важным критериям, отражающим физиономические, экологические и функциональные особенности участка. В каждом конкретном случае принимается свой набор критериев. В то же время не исключено, что для разных объектов с одним типом местности может быть принят общий набор. Так, для равнинных условий нужно выделять малейшие перепады рельефа. Для склонов — участки с различными уклонами, создающими разные возможности их доступности и освоения, для оврагов — их морфологические составляющие.
 
В условиях сложного рельефа выделяются все его формы, а также их части. Например, для горных лесов Черноморского побережья Кавказа при организации лесопарков по формам рельефа были выделены следующие типы ландшафтных участков: гребни гор, тальвеги (или ущелья), русла рек, склоны пологие (до 10°), средние (11—20°), крутые (21—30°), очень крутые (31° и более), холмы. Особую ценность в условиях сложного рельефа приобретают горизонтальные участки всех размеров вплоть до небольших площадок (20—25 м2).
 
Определение визуальных связей — это учет и фиксация видовых точек, выявление воспринимающихся с них пейзажей и оценка их значения для парка. Интересные виды необходимо сохранить и использовать в структуре парка, нежелательные объекты устранить или изолировать. Особо выделяются участки, многократно попадающие в створ видовых лучей из различных точек. Внутренние виды характерны для отрицательных форм рельефа, внешние — для положительных. Часто именно внешние виды, воспринимающиеся с повышенных отметок, определяют облик парка. Трассировка дорог подчиняется техническим требованиям их устройства в соответствии с уклоном местности, причем маршрут обычно прокладывают по наиболее интересным видовым точкам для получения необходимого пейзажного разнообразия. Сюда включаются и внешние виды, и внутренние замкнутые композиции, и участки для более близкого рассмотрения отдельных крупных экземпляров деревьев, цветущих растений, тектоники горных обнажений, каменных нагромождений.
 
Естественный камень занимает особое место в оформлении парковых композиций. В парковый ландшафт часто включаются геологические обнажения горных пород, скалы или естественные каменные россыпи (например, каменные «реки» в лесопарке на горе Витоша в Болгарии, «хаос» в Воронцовском парке в Крыму и т. д.). Присутствие камня усиливает звучание рельефа, подчеркивает горный характер, поэтому даже незначительные перепады рельефа, умело оформленные камнем, выглядят выразительно. При этом тематическая трактовка таких композиций может быть самой разнообразной.
 
Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер