Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях.

Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий (рис. 12.7, 12.8), а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.
 
Создание парков путем использования нарушенных городских земель имеет давнюю историю. Уместно напомнить, что еще в 1864—1867 гг. был создан живописный парк Бютт-Шомон (Франция) на месте старой заброшенной каменоломни с обрывистыми стенками и грудами породы на ее дне. В чаще карьера было устроено озеро с островом-скалой 50-метровой высоты, на вершине которой соорудили ротонду, откуда открывается вид на Париж. В прежних выработках были устроены гроты.
 
Современная техника позволяет проводить подобные работы с несравненно большим размахом, чем прежде. Сошлемся на впечатляющий пример восстановления нарушенных территорий и превращения их в место массового отдыха — ПКиО в г. Катовице (Польша). Безжизненный «лунный» пейзаж, оставшийся здесь после выработки угольных шахт и каменных карьеров, болота, заброшенные каменоломни, пустыри, заросли дикого кустарника — вот что представляла эта территория в прошлом. Теперь в результате более чем 20-летних усилий она превращена в цветущий зеленый массив. Бывшие карьеры использованы для создания целого комплекса водоемов, в том числе озер для парусных судов, каналов для гребли, спортивных бассейнов, купален и пляжей. После частичной замены почвы в парке высажены деревья самых различных пород, что позволило экспериментально проверить их пригодность для рекультивации нарушенных земель, особенно богато представлена флора молодого парка цветами — одних кустов роз насчитывают здесь свыше 50 тыс. С каждым годом все труднее представить себе тот безжизненный ландшафт, который когда-то здесь господствовал.
 
Наиболее широкое распространение получило создание парков и зон отдыха на базе нарушений с «отрицательными» формами рельефа, которые могут быть превращены в водоемы.
 
Парки на рекультивируемых территориях имеют свою специфику, связанную прежде всего с характером прошлого промышленного (хозяйственного) использования участка и определенными технологическими требованиями рекультивации ландшафта. Вновь формируемый ландшафт далеко не всегда должен имитировать естественный, так как это иногда удорожает строительство, не всегда обеспечивает оптимальное функциональное решение, а иногда и содержит в себе некую художественную «неправду». Вопросы использования нарушенных форм земной поверхности тесно связываются здесь с пластическим моделированием рельефа.
 
Геопластика — одно из самых перспективных направлений в современной ландшафтной архитектуре представляет собой разновидность вертикальной планировки, которая в большой степени преследует архитектурно-художественные цели. Примеры создания искусственного рельефа — холмов, террас, земляных валов, амфитеатров и т. п. — известны с древних времен, но именно в наше время возможности техники выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроительстве. Современная техника позволяет создать практически любой рельеф, это налагает на архитектора особую ответственность, и выбор того или иного решения зависит от его знаний, вкуса, определенной творческой позиции. Вопросы композиции здесь тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют серьезного научного анализа, проведения экспериментальных работ.
 
Цели работ по формированию искусственного рельефа в садах и парках могут быть как утилитарного то, так и эстетического порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа может преследовать и чисто художественные цели, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи — пьедестала, закрытия нежелательной перспективы, организации визуальной «рамки», заглубления партера, наконец формирования так называемого скульптурного рельефа (рис. 12.9).
 
Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно разделить на три категории. Первая — воссоздание, имитация встречающихся в природе форм, вторая — создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм и третья, когда архитектор, не подражая естественному ландшафту, в то же время не стремится и к нарочитой регулярности, отталкивается прежде всего от функции объекта, находя именно в этом источник композиционной выразительности.
 
Первый путь — воспроизведение искусственным путем натуральных форм — можно считать традиционным для классического, например, русского паркостроительства. В том или ином виде его можно наблюдать и в парках, созданных в самые последние годы — острова Сказок в детском парке Анапы, холм в парке Авиаторов в Ленинграде, гора в южной части олимпийского комплекса в Мюнхене и т. д.
 
Рис. 12.7. Александровский парк в Орджоникидзе (Украина) на месте марганцевых карьеров
Рис. 12.7. Александровский парк в Орджоникидзе (Украина) на месте марганцевых карьеров
Рис. 12.8. Парк на горе Ликкебетос в Афинах на месте каменного карьера
Рис. 12.8. Парк на горе Ликкебетос в Афинах на месте каменного карьера: а — общий вид; б — разрез по амфитеатру; в — разрез в районе главного входа
Рис. 12.9. Приемы восстановления нарушенных ландшафтов при организации парков
Рис. 12.9. Приемы восстановления нарушенных ландшафтов при организации парков: I — включение террикоников в ландшафт парка: 1 — смягчение резких контуров отвала и приближение их к естественным формам; 2 — выборочное озеленение, зрительно расчленяющее объем отвала; II — смягчение формы и озеленение отвалов хребтового типа; III — озеленение и пластическая обработка террас; IV — использование исходной формы карьера при организации парка в виде: 1 — «игрового» ландшафта; 2 — декоративного водоема со «сценой»; V — пластическая обработка рельефа и благоустройство отвалов террасообразного (а) и гребневидного (б) типов: 1 — имитация природных форм; 2 — стилизация регулярных, геометрических форм; VI — варианты использования территорий под отвалами: 1 — полная разборка отвала; 2 — частичная разборка отвала; 3 — трансформация отвала в группу холмов естественных очертаний; VII — формирование поперечного профиля выемки траншеи канала: 1 — без учета последующего рекреационного использования; 2 — с учетом удобного схода к воде и купания, озеленения и т. д.; VIII — варианты ликвидации выемок и провалов: 1 — полная засыпка; 2 — частичная засыпка с сохранением каналов; 3 — трансформация рельефа; IX — использование нарушений с отрицательными формами рельефа в композиции парка: 1 — полная ликвидация провалов; 2 — превращение карьера в водоем; 3 — устройство амфитеатра
Рис. 12.9. Приемы восстановления нарушенных ландшафтов при организации парков
 
Подчеркнуто искусственные формы рельефа можно наблюдать, например, в некоторых мемориальных выставочных и детских парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.
 
Земляные скульптуры абстрактной формы в парке Флорали вместе с подчеркнуто условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках — «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.
 
Еще большие возможности открывает последний из трех вышеуказанных приемов организации искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Ленинграде определена прежде всего утилитарными соображениями — разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновременно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение-монумент.
 
Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей. Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены парковые сооружения. Эти «городки» возвышаются на низменной пойменной территории, изредка затапливаемой паводковыми водами. Спортивные поля парка Трамбле в Париже, образуя в плане гигантский цветок, расположены таким образом, чтобы открыть перспективы на центральную арену и главный корпус из всех уголков парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.
 
Работая над искусственным рельефом, необходимо учитывать ряд специфических требований. Формы, рожденные творческим воображением архитектора, должны тщательно проверяться на макетах, в противном случае их реальный эффект может резко отличаться от задуманного. При этом надо иметь в виду, что одни и те же уклоны выглядят в натуре более крутыми, чем при рассматривании макета сверху. 
 
Источник: Ландшафтное проектирование. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Архитектура-С. Москва. 1991
 
поддержать Totalarch

Комментарии

Здравствуйте. Я не нашёл в книге «Ландшафтное искусство» Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988 такой главы. Может здесь имеет место быть ошибка в книге?
Аватар пользователя totalarch

Спасибо, что обратили внимание на ошибку. Исправлено: Ландшафтное проектирование. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Архитектура-С. Москва. 1991

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)