Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер.

Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина. Последовательное «чтение» композиции начинается внизу у подножия и заканчивается на вершине — четко выраженной природной доминанте, где композиция достигает свой кульминации (рис. 12.1). Путь наверх характеризует прежде всего цикличность, постепенность и многократность раскрытия видов на окружение при возрастающем нарастании зрительных впечатлений (рис. 12.2). Чем выше поднимаешься, тем большее пространство охватывает взгляд. Тем не менее желательно переключать время от времени внимание пешехода на ближние планы и непосредственное окружение дороги, создавать искусственно закрытые участки пути, сменяющиеся панорамами в самых выгодных точках. По мере своего эмоционального воздействия эти промежуточные акценты не должны, однако, спорить с вершиной — главным фокусом всей композиции.
 
Рис. 12.1. Использование естественных форм рельефа в композиции парка. Парки на склонах и надпойменных террасах Рис. 12.2. Нагорные парки. Спиральное циклическое развитие композиции, постепенное раскрытие панорамы на внешнее окружение парка, особая, кульминационная роль вершины горы, холма
Рис. 12.1. Использование естественных форм рельефа в композиции парка. Парки на склонах и надпойменных террасах. Ступенчатый характер композиции, переход от широких открытых перспектив с верхних ярусов к более ограниченным видам на нижних, использование серпантинных подъемов и спусков, лестниц, подпорных стен и т. п.: 1 — бровки, точки наибольшей визуальной активности; 2 — склоны, воспринимаются с вышележащих бровок; 3 — террасы Рис. 12.2. Нагорные парки. Спиральное циклическое развитие композиции, постепенное раскрытие панорамы на внешнее окружение парка, особая, кульминационная роль вершины горы, холма: а — и — последовательное раскрытие видов по мере подъема; 1 — начало подъема и развития композиции парка; 2 — спиральная аллея; 3 — круговая цикличность видов; 4 — вершина горы, кульминационная точка композиции; 5 — серпантинный спуск
 
Перед выходом на верхнюю обзорную площадку целесообразно задержать эмоциональную разрядку и дать некую композиционную паузу — это может быть относительно монотонный подъем по лестнице, укрытый зеленью участок тропы, дороги. Такой прием усиливает эффект внезапного раскрытия завершающей панорамы — кругозора. Сама площадка вовсе не обязательно должна располагаться на наивысшей отметке, часто бывает выгоднее расположить ее несколько ниже, но непосредственно над самым крутым уступом, который может быть создан искусственно. Важно, однако, обеспечить возможность кругового осмотра после многих односторонних видовых точек вдоль спирального подъема.
 
В практике паркостроения не всегда учитываются эти довольно простые композиционные закономерности, что значительно снижает общее впечатление от парка. Так, спиралевидная дорога парка «Сухумская гора» хотя и начинается довольно парадно — у подножия она отмечена колоннадой, затем трассирована без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений, на ней почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей.
 
Композиционные закономерности построения парка на крутом рельефе можно проследить на примере Нагорного парка им. С. М. Кирова в Баку, который был запроектирован и частично осуществлен в предвоенный период проф. Л. А. Ильиным. Нагорный парк занимает живописные склоны так называемого Бакинского амфитеатра, обращенные к центральной части города, на отметках с 4 до 180 м над уровнем моря и соединяется у подножия с Приморским бульваром.
 
Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер