Характерную для готических сооружений устремленность ввысь он подчеркнул членением башни на три яруса. Широкие лестницы вели на низкую террасу, служившую основанием для кубического массива первого этажа. Террасу украшали отлитые из чугуна скульптуры лежащих львов, как бы преграждавших подступы к башне — «дому рыцаря».
Высокая четырехгранная башня завершалась зубчатым готическим парапетом. В первом ее этаже располагались два помещения — буфетная и столовая. Стены столовой украшала роспись — букеты цветов в корзинах, написанные художником Додоновым в 1827 г. Чугунная лестница связывала эти помещения с верхними ярусами. Из пятого яруса башни лестница вела на верхнюю площадку — крышу башни, откуда открывался вид на парки, окрестности города Пушкина и далекий Ленинград.
В годы войны Белая башня подверглась почти полному разрушению. Сохранилась в полуразрушенном состоянии только нижняя часть здания. Но искусственные руины у Белой башни почти не пострадали.
Две круглые Башни-руины соединены между собою переходом, прорезанным высокой полуциркульной аркой ворот. К башням примыкают симметричные двухэтажные пристройки — службы, использовавшиеся под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен стрельчатыми арками придают зданию готический характер. Это — ворота средневекового замка, перенесенные в пейзажный парк.
Кирпичная кладка стены бастиона, вплотную примыкающей к одной из башен, выветрилась, местами она покрылась мхом. Глубокий ров опоясывает бастион и доходит почти до ворот между башнями. Посетитель, приблизившийся к воротам, видит перед собой мост, как бы переброшенный через ров. В действительности это не мост, а декоративное сооружение: ров не продолжается далее, в сторону парка, и поэтому не было необходимости в сооружении моста.
По земляным откосам рва растут молодые клены. Их ярко-зеленая, густая листва скрывает обомшелые стены бастиона. Но особенно хорош Этот уголок парка в дни листопада, когда золотые листья кленов медленно падают и ложатся на черное зеркало канала.
Добавить комментарий