Сады Древнего Рима

Глава «Сады Древнего Рима». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)


Италия, бывшая когда-то центром Римской империи,— одна из самых красивых стран мира. Это — земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны — мягкий, зимой — дожди, весной и летом — обилие солнечного света.

Мужчины здесь разговорчивы и шумны, но отнюдь не глупы. Итальянки с темными волосами и лицами цвета слоновой кости снискали славу красивейших женщин мира. Именно с них писали своих мадонн великие художники эпохи Ренессанса.

С 800 по 600 г. до н. э. население Италии делилось на три этнические группы. На севере, между Тибром и По, жили этруски, народ азиатского происхождения, который покорил арийские племена Северной Италии. Этруски были большими мастерами фресковой живописи, гончарного дела, искусно выполняли работы по металлу.

К югу от Тибра и По находились поселения греков.

На промежуточных территориях жили различные романские народности, которые занимались сельским хозяйством. Они поклонялись Юпитеру и в его честь построили храм на горе Албан.

Романские народности и этруски занимались торговлей на Тибре, где в 753 г. до н. э. был основан Рим.

Этруски претерпели два бедствия, которые значительно ослабили их: уничтожение флота греками в битве при Сиракузах в 474 г. до н. э. и набег галлов на север. Галлы разграбили и Рим в 390 т. до н. э. К концу III в. до н. э. римляне завоевали этрусков и греков и завладели всей Италией.

Соперником Рима был Карфаген, город, основанный финикийскими купцами на северном побережье Африки. Обладая сильным флотом, Карфаген контролировал всю торговлю в Средиземном море. Рим и Карфаген трижды воевали между собой, в результате чего Карфаген был полностью разрушен, господство над Средиземноморьем перешло к Риму.

Историю Римской империи можно разделить на четыре периода. Первый — с 201 по 133 г. до н. э.— это рождение Рима, век экспансии. Затем был век Республики, который длился со 133 но 31 г. до н. э. Третий период — век Империи, он продолжался с 31 г. до н. э. по 211 г. н. э. А затем наступил период упадка и полного распада империи.

Римская республика по социальным признакам напоминала аристократическую республику Греции. Общество, как и там, делилось на плебеев (рабы, чернорабочие, ремесленники) и патрициев (богатые землевладельцы, купцы, священники и крупные чиновники). В руках последних находилась политическая власть.

В сельской местности независимые фермеры владели небольшими хозяйствами, каждое из которых можно было скорее назвать садом, чем фермой. Величина земельного надела составляла в среднем от одного до четырех акров. Фермеры выращивали пшеницу, полбу и ячмень на своей земле и пасли скот на общественном выгоне. Главными продуктами скотоводства были молоко и сыр. Очень любили здесь мясо кроликов, домашней птицы. Быки использовались для пахоты, а ослы — для перевозки тяжестей. Из овощей выращивались бобы, салат, чеснок и капуста. Из фруктов широко возделывались инжир, яблоки и груши. Некоторые фермеры выращивали в небольшом количестве виноград и маслины. Приезжая в Рим, фермеры посещали храмы своих богов, а затем меняли зерно, масло или вино на соль, хозяйственные инструменты и другие изделия из железа.

Растущей империи нужна была большая оккупационная армия. Рекруты для римских легионов в основном набирались из числа мелких фермеров. Их хозяйства приходили в упадок и поглощались крупными землевладениями, в которых попользовался труд рабов. Мелкие фермы уцелели только в горных районах

С возникновением сословия крупных землевладельцев появились и богатые виллы с парками и бассейнами.

Большим достижением римского сельского хозяйства нужно считать разведение бобовых, которое пришло на смену расточительной системе вспашки под пар. Фасоль, горох, вика, люпин и люцерна чередовались с небобовыми культурами — пшеницей, рожью, ячменем и овсом, что позволяло поддерживать плодородие почвы на определенном уровне. Римляне хорошо понимали и значение удобрений разного типа. Крупные фермы, которые римские колонисты создавали в завоеванных провинциях, служили образцом для варваров.

Э. Хаймс  указывает, что настоящее искусство создания садов в Италии родилось с появлением парков при гимназиях, которые были созданы Цицероном, современником Юлия Цезаря. Такие парки были довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами платанов и кипарисов. Платан был привезен из Малой Азии и служил римлянам для защиты от солнца.

В 27 г. до н. э. полководец Октавиан принял имя Августа Цезаря. Время правления Августа называют золотым веком Рима. В эти годы жили и творили великие римские писатели Вергилий, Овидий и Гораций. Вдохновленный любовью к деревенской жизни и к природе, Вергилий создал «Георгики» — монографию, состоящую из четырех книг (37— 30 гг. до н. э.) и посвященную проблемам сельского хозяйства, лесоводства, пчеловодства, разведения животных. Вергилий считал, что физический труд необходим человеку, что этот труд привел человека на путь целомудрия.

В период правления Августа большое развитие получила торговля между Индией и Римом. Торговля шла и морским, и сухопутным путями. Индия экспортировала в Рим драгоценные камни, духи, парчу, а также перец, корицу и другие пряности. Применение ароматных приправ стимулировало развитие кулинарного искусства.

Шли годы, сменяли один другого римские императоры. Но ни один из них не проявил интереса к садоводству.

Некоторое представление о садах, существовавших в I в., мы можем получить из работ Плиния и Колумеллы. Плиний (23—79 гг.) был натуралистом и служил при императоре Веспасиане. Некоторое время он был правителем Испании. Энергичный и талантливый человек, он жил интенсивной духовной жизнью. Когда он ел, слуга читал ему. Куда бы он ни пошел, его сопровождал писец. Даже одеваясь после ванны, он диктовал что-либо для записи.

Результатом его жизни была «История естествознания» в 37 томах. Она обобщает наблюдения автора над природой, содержит данные о происхождении и использовании растений и животных, привлекает богатейшие материалы 146 римских и 327 греческих авторов. Книга также касается проблем географии, математики, физики и антропологии. Работоспособности Плиния очень благоприятствовала спокойная обстановка. Его вилла находилась в великолепном просторном саду. Плиний любил гулять босиком под перголами из винограда, в рощах, где росли инжир и шелковица.

На его ферме выращивались зерновые растения, виноград, были ульи и цветы, выпас для окота.

Люций-Юний-Модерат Колумелла (I в. до н. э.) — воин и писатель, владел огромными землями. Его монография «Дела деревенские» посвящена организации и техническим приемам ведения сельского хозяйства и состоит из 12 томов; 10-й том посвящен проблемам садоводства. Книга эта написана в стихах она как бы продолжает «Георгики» Вергилия. Огромную важность Колумелла придавал выращиванию винограда и маслин.

Мартиалис (III в.) написал книгу по сельскому хозяйству и уделил особое внимание разведению деревьев. Палладий Рутилиус Таурус (IV в.) написал 14 книг, из них одна — стихотворное пособие по прививке растений.

Римляне живо интересовались сельским хозяйством и садоводством, что нашло широкое отражение в их легендах.

Церера была богиней сельского хозяйства. Ее дочь Прозерпина — увенчанной цветами богиней растительности. Многие храмы в Италии были построены в честь Цереры и Прозерпины.

В часы досуга, повествует миф, Прозерпина посещала остров Сицилию, собирала цветы на зеленых склонах горы Этна и танцевала с нимфами на полях Эникса. Однажды на нее обратил внимание Плутон, бог подземного царства, который проезжал мимо в колеснице. Очарованный красотой Прозерпины, Плутон похитил ее и увез к себе.

Церера, узнав об исчезновении дочери, очень страдала. Она забросила свои дела и удалилась в темную пещеру. Страну охватил голод. Люди обратились к Юпитеру с мольбой о возвращении Прозерпины. Юпитер разрешил Прозерпине вернуться, но при одном условии: она не должна прикасаться к пище, пока находится в подземном царстве. Однажды узнав, что Прозерпина съела несколько зерен граната, Юпитер приказал за каждое съеденное зерно держать Прозерпину месяц в темном царстве Плутона. Таким образом, Прозерпина была приговорена проводить половину года в подземелье, а другую половину — на земле. Как только она появлялась, небеса озарялись солнцем, начинала расти трава и зацветали сады. И каждые полгода ее уход с земли служил сигналом к началу осени и следующей за ней зимы, когда растительность замирает и переходит в состояние покоя.

Согласно другой легенде Флора, которая вышла замуж за Зефира — бога южного ветра, была богиней цветов. Флоре поклонялись молодые девушки; они приносили фрукты и гирлянды цветов к ее алтарю. Празднества богини отмечались в мае, и молодые девушки украшали алтари Флоры колосьями, розами, гвоздиками и фиалками.

Вертум и Помона были покровителями декоративных и фруктовых садов. Вертум всегда изображался с ножами для обрезки, ножницами и другими садовыми инструментами, а Помона — с фруктами и цветами. Вертум женился на Помоне, и она разрешила ему помогать ей в выращивании фруктов. Изображения Вертума свидетельствуют о том, что римляне придавали большое значение использованию инструментов в садоводстве.

Сохранившиеся произведения живописи дают представление о вкусах и обычаях людей того времени. Римляне любили красивых женщин и сады, и это нашло отражение в картинах и рисунках. Фрески II в. до н. э., обнаруженные на стенах домов и дворцов в Риме, Геркулануме и Помпее, говорят о том, что художники уже тогда имели представление о перспективе.

Это подтверждают и более поздние произведения. Одно из них—великолепная картина «Женитьба Альдобрандини» (сейчас находится в музее Ватикана в Риме). Она изображает пышнотелую полунагую молодую женщину с чувственным ртом и недвусмысленным выражением лица, облокотившуюся о колонну. Это — невеста в момент приготовления к свадебной церемонии. Картина показывает, что идеал женщины у римлян отличался от греческого.

Некоторое представление о римских садах дает фресковая живопись периода I в до н. э. — 50 г. н. э., образцы которой сохранились в Помпее, погребенной под лавой Везувия в 79 г. н. э.

В этом городе существовали сады двух видов: первые создавались при внутренних двориках, где растения высаживались в горшки, вазы или на небольшие участки, расположенные вокруг бассейна; другой тип сада предполагал посадку растений в галереях, выходящих из дома в сад. В этом случае строение и сад как бы продолжали друг друга.
Следует отметить осевую планировку такого сада. Позднее этот способ был использован при создании садов в Италии и Франции.

В садах Помпеи итальянцы выращивали миндаль, персики, груши, яблоки, гранаты, айву и вишни. Здесь также росли кипарисы. Широко культивировались розы, лилии, фиалки, а также обычные полевые цветущие растения, которые встречались в ранних греческих садах. Выращивались розовато-лиловый флорентийский ирис, густо-пурпурная германика, желтый водяной ирис, нарциссы, крокусы, желтый нивяник, аконит, анемоны, ноготки, амарант, васильки, цикламены, гвоздика, наперстнянка, гладиолусы, жасмин, лаванда и донник. Аканит, барвинок и адиантум хорошо сочетались с карликовым платаном и кипарисом, при создании миниатюрных ландшафтов типа topia (сад с подстриженными деревьями).

Римская цивилизация была в зените славы с 27 г. до н. э. по 180 г. и. э. Это время можно назвать веком архитектуры. Именно римляне впервые попользовали в строительстве цемент и построили арки. По всей Италии выросли красивые города, снабженные водопроводом и дорогами. В городах создавались храмы, амфитеатры, колоннады и рынки. Дома знати роскошно украшались. Ковры для них привозились из Вавилона. Некоторые дома аристократов были оформлены великолепной фресковой живописью. Так, вилла императрицы Ливии в Прима Порта хранит настенную роспись, которая создает иллюзию прерывания в саду. Некоторые картины того времени носят эротический характер и свидетельствуют о том, что поиски чувственных развлечений были одним из основных занятий правящего класса.

Шелк, привозимый из Кития, аристократы использовали для своей одежды. Пряности, доставляемые из Индии, способствовали развитию кулинарного искусства римлян, известных гурманов. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и... прекрасных садов, с прогулочными дорожками, огражденными искусно подстриженными живыми изгородями, с карликовыми деревьями и мраморными скульптурами.

Широкое развитие получила здесь бюстовая скульптура, которая пользовалась успехом у знати.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев — таков основной вклад римлян в садоводство. Эти достижения широко использовались позднее при создании садов во Франции и Британской империи.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)