Священные рощи греческих храмов

Глава «Священные рощи греческих храмов». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)


В то время как древние арийцы из Прикаспийской низменности через Иран продвигались в Индию, другая их волна в 1500 г. до н. э. достигла Балканского полуострова. Эллины, или греки, как стали их называть позднее, осели на полуострове Пелопоннес, на юге Италии и (в Малой Азии, где в VII в. до н. э. и начала развиваться греческая цивилизация. Греки создали ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. Город был обнесен стеной. Вокруг него обычно располагалось несколько деревень, жители которых занимались сельским хозяйством. Почти половину населения города и его окрестностей составляли рабы и чужестранцы, которые обеспечивали город дровами, водой и выполняли другую тяжелую работу.

Уже в самом начале истории своего государства греки занимались спортом: скачками, борьбой, метанием копья, состязанием колесниц.

Начиная с 776 г. до н. э., года первой Олимпиады, каждые пять лет стали проводиться игры в честь великой победы Юпитера над титанами. Античные Олимпиады проводились регулярно в течение тысячелетия.

Ранняя история Греции отмечена конфликтами между персами и греками. Персы грабили и разрушали Афины дважды — в 480 и 479 гг. до н. э. Но после того как персидская армия потерпела поражение от греков при Платеях в 479 г. до н. э., ни один персидский царь не предпринимал попыток завоевать Грецию.

В стране, освободившейся от страха войны, получили развитие философия, наука, поэзия, театр, архитектура и скульптура. Древнегреческая культура утверждала жизнелюбие, девизом ее был поиск правды, красоты, гармонии человека с природой.

Древесные рощи Греции, примыкающие к храмам богов и богинь, считались священными. Храм Юпитера в Додоне окружен дубовой рощей. В этом храме, как утверждает миф, священный дуб предсказывал будущее.

Древние греки поклонялись также кипарису и лавру. Существует много легенд, связанных с этими деревьями. Одна из них повествует: любящие супруги Филимон и Бавкида обратились к Юпитеру с просьбой о том, чтобы он позволил им умереть вместе. Когда они скончались, Юпитер превратил их тела в величественные дубы, которые стояли рядом в течение веков.

Кипарис, молодой охотник и друг Аполлона, говорит другая легенда, случайно убил своего любимого оленя. Он был так удручен случившимся, что стал чахнуть и вскоре умер. Аполлон превратил тело юноши в кипарисовое дерево и объявил, что впредь это растение будет давать тень могилам тех, кто был очень любим на протяжении всей жизни. С тех пор кипарисы высаживают на кладбищах.

Существует красивая легенда и о лавровом дереве. Аполлон влюбился в прекрасную нимфу Дафну, дочь бога рек Пелея. Убегая от преследовавшего ее Аполлона, Дафна достигла берега реки и позвала на помощь. Пелей услышал ее и превратил в лавровое дерево. Когда Аполлон увидел, что произошло, он объявил лавр своим любимым деревом. Отныне, сказал он, венок из листьев лавра будет служить наградой поэтам, музыкантам и победителям.

Первый парк в Греции был посвящен Диане, богине охоты, и был создан в Скиллах. Его заложил Ксенофон (434—356 гг. до н. э.), историк и воин, по возвращении из похода в Персию. В этом парке фруктовые деревья располагались симметрично вокруг храма. Нет сомнения, что Ксенофон находился под впечатлением персидских садов, которые он посетил.

«Сады для удовольствия» пришли на Запад с Востока. Первоначально в странах Юго-Западной Азии, где очень жаркий климат, появились групповые насаждения ароматных цветущих растений и фруктовых деревьев, орошаемых с помощью каналов и колодцев. В саду царя Соломона были тенистые аллеи, беседки, обвитые виноградом, рощи из граната и огромные бассейны с водой. Здесь обитали обезьяны и павлины. Сад был полон сладко пахнущих растений, таких, как аралия, камфара, шафран, пальмы, коричное дерево, мирра и алоэ. «Проснись, северный ветер, и несись на юг, дуй над моим садом, чтобы все пряные запахи начали струиться» — так пелось в лирической песне об ароматном саде.

Увеселительные сады возникли и в Иране. Деревья, дающие тень, и прохладная вода вот что было самым желанным в жаркой стране. Персы создавали в таких садах тенистые аллеи, высаживали розы вокруг бассейнов с водой, чтобы воздух был наполнен ароматом.

Греки точно скопировали «увеселительные сады» персов. Они выращивали в этих садах яблони, груши, инжир, оливки, гранаты и виноград. Разводились и овощи. Вероятно, некоторые растения выращивались и в лечебных целях.

Греки, конечно, любили цветы, встречающиеся в природе, хотя и не сажали их специально. Их любовь к цветам отражена в мифологии.

Вот сюжеты нескольких легенд. Зефир, бог южного ветра, и Аполлон покровительствовали юноше по имени Гиацинт. Однажды, когда Аполлон и Гиацинт играли, метая кольца, Зефир из ревности сильно подул на кольцо Аполлона, и оно острым ребром попало в Гиацинта, смертельно ранив его. Аполлон превратил капли крови Гиацинта в цветы, которые назвал его именем. Зефир нежно ласкал цветы, храня любовь к своему умершему другу.

Красивая молодая девушка по имени Клития влюбилась в Аполлона и не сводила с него глаз с утра до вечера. Однако Аполлон не обращал на нее никакого внимания. Девушка умерла от тоски. Боги, то достоинству оценив ее постоянство, превратили тело девушки в цветок подсолнуха.

Венера, богиня любви и красоты, влюбилась в молодого охотника Адониса. Когда Адонис был растерзан диким кабаном, Венера горько плакала, а слезы ее превращались в анемоны. Капли же крови, которые вытекали из тела Адониса, богиня превратила в красные розы. 

Нарцисс, красивый юноша, был любим Эхо, привлекательной, но очень болтливой нимфой Он не отвечал ей взаимностью, и нимфа стала чахнуть. В конце концов от нее ничего не осталось, кроме голоса.

Однажды после утомительной охоты Нарцисс подошел к озеру и, наклонившись, увидел в нем свое отражение. Это зрелище так потрясло юношу, что он стал беспрерывно любоваться своим отражением, бродить и день и ночь у озера, без еды и питья и, ослабев, в конце концов умер. Боги превратили тело Нарцисса в цветок, растущий у воды, в которой отражается его красота.

На празднествах Венеры в Древней Греции почитатели богини носили венки и гирлянды из цветов. «Венера» в перламутровой колеснице, запряженной белыми голубями, путешествовала из храма в храм, наслаждаясь цветами, которые получала от своих почитателей.

В 460 г. до н. э. Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпохи рабовладельческой демократии, пришел к власти в Афинах. У него была красивая и умная возлюбленная — Аопасия, которая покровительствовала философам, поэтам и художникам. Убежденный в том, что Персия не представляет опасности для Греции, Перикл использовал военные запасы Делосской конфедерации для перестройки и украшения города. В лице Перикла Афины нашли блестящего администратора, который собрал вокруг себя талантливых архитекторов, скульпторов, поэтов и философов.

Время правления Перикла называют золотым веком Греции.

На Акрополе — горе, возвышающейся над Афинами, Перикл построил Парфенон в честь богини Афины. Этот храм является наиболее совершенным выражением греческого духа, который процветал под покровительством человека понимающего и щедрого. Иктин — архитектор и Фидий — великий скульптор возглавили проектирование и строительство, а математики определили симметрию и гармонию архитектуры этого великого сооружения. Со временем поблекли яркие краски, сошла позолота. Но это пошло только на пользу замечательному творению. Храм и скульптуры обрели еще большее благородство и величавость. Позднее, когда Парфенон был разрушен, лучшие из его скульптур лорд Элгин перевез в Англию (в начале XIX в.), и сейчас они находятся в Британском музее в Лондоне.

Любимой темой греческих скульпторов было прославление физического совершенства человека. «Дискобол» Мирона (V в. до н. э.), известный нам по римской копии, передает позу атлета в момент метания диска. Все мускулы напряжены, фигура в высшей степени выразительна в своей динамичности.

Пракситель создал столь же совершенную скульптуру Гермеса.

В течение трех веков греческие скульпторы изображали фигуры богов и атлетов и только позднее открыли для себя прелесть женских форм.

В IV в. до н. э. Пракситель создал «Афродиту Книдскую», которая привлекла на остров Книдос многочисленных посетителей. Моделью художнику служила его возлюбленная Фрина.

Скульптурное изображение крылатой богини Победы — Ники Самофракийской находится в Лувре. «Венера», хранящаяся в Римском музее, изображает женщину обворожительной красоты и безупречных форм.

Другим известным скульптором той эпохи был Поликлет, чье произведение «Дева» хранится в Мюнхене. Спокойная красота скульптуры восхищает многие поколения.

На ежегодных весенних праздниках в честь Диониса, бога вина, возник греческий театр. Греческая трагедия достигла своих вершин в произведениях Эсхила и Софокла. Процветание искусств сопровождалось расцветом философии. Сократ, ведущая фигура греческой философской мысли (родился в 468 г. до н. э.), учил, что наивысшей ценностью является приобретение подлинных и полных знаний.

Последователь Сократа Платон (427—347 гг. до н. э.) разъяснял свое учение избранным слушателям академии в Афинах, которая была прообразам современных университетов. Платон обсуждал проблемы философии со своими учениками, прогуливаясь с ними по роще академии. Он считал, что физические упражнения, особенно ходьба, стимулируют мыслительный процесс, так как существует связь между ритмическим сокращением мышц и работой мозга.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.), ученик Платона, является основоположником естествознания и биологии. «Линней и Кювье были для меня двумя богами, но они были просто школьниками по сравнению со старым Аристотелем»,— писал Чарлз Дарвин. «Научная продукция Аристотеля была более крупной и более широкого диапазона, чем чья-либо другая до него или после него»,— говорит Бернал.

Аристотель дал подробное описание рыб, их анатомии, привычек, питания, репродукции и миграции. Он также составил подробное описание медоносных пчел, собрал огромную коллекцию растений и животных. Тысячи людей искали для него образцы в Греции и Азии. Финансовую помощь ученый получал от Александра Великого, который был его учеником. Как пишет Г. Д. Уэллс, это было начало организованного научного исследования в мире.

Теофраст, родившийся около 370 г. до н. э. в Эресе на острове Лесбос, был учеником Платона и Аристотеля. Его «Исследование растений» является самым ранним ботаническим трактатом в Европе. Эта работа представляет собой обзор флоры Средиземноморья, а также растении Персии, Арабии, Индии и Египта, который ученый получил с помощью Александра Великого, завоевавшего эти страны. Среди прочих растений Теофраст упоминает хлопчатник, лимон и банан. Его заметки о растениях точны и ярки. Он создал сад, где выращивал большое количество экзотических растений. Этот сад уже можно считать ботаническим. Исторические источники свидетельствуют, что Теофраст выращивал гладиолусы, нионы, анемоны, lilium candidum — лекарственные растения, из луковиц которых он готовил целебную мазь.

Монография Декандоля «Происхождение культурных растений», опубликованная и 1884 г., до сих пор остается классической Устанавливая критерии для определения происхождения тех или иных растений, автор использовал многие ботанические, археологические, исторические и филологические данные. В частности, его классификация во многом основана на работах Теофраста.

Ниже приводятся данные о происхождении культурных растений, которые опубликовал Декандоль.

Капуста с мясистыми корнями, напоминающая репу, выращивалась в Европе с ее умеренным климатом еще до нашествия арийцев.

Свекла обыкновенная не имеет названия ни в санскрите, ни в древнееврейском, ни индоевропейских языках. Все это доказывает, что свекла появилась в культуре не более чем за три-четыре века до появления христианства.

Frigonella faenum-graecum  обычно выращивалась в Греции как яровая кормовая куль тура и для лекарственных целей. В настоящее время не культивируется нигде в Европе. Название растения взято из санскрита. Это значит, что культура разводилась в Индии в древние времена.

Абрикос пришел из Китая в Индию и, постепенно приближаясь к греко-римской территории, попал туда в начале эры христианства.

Гранат упоминается в «Одиссее», что доказывает знакомство греков с этим растением в эпоху Гомера. Однако Греция не является родиной граната, он попал туда в далекие времена из Малой Азии.

Упомянуты Теофрастом и растения, которые культивируются в Европе более 2000 лет. Это, например, такие известные нам культуры, как морковь, кресс-салат, сельдерей, латук, лук-порей, вика, горох, вишня, люпин, рожь овес, мак и горчица.

Как видим, в Древней Греции культивировались овощные растения, кормовые и лекарственные. Ни в одном из источников нет упоминания о декоративных растениях. Это доказывает, что в Греции не было садов в том смысле, как мы это понимаем сейчас.

Однако вклад греков в садовую архитектуру и скульптуру весьма ощутим. Пантеон в известном английском саду в Стаурхеде построен в греческом стиле. Статуи Венеры и Купидона украшали не только английские сады в XIX в., но и сады раджей и купеческие дома в Бомбее. Мраморные статуи нимф, которые установлены в садах Индии, навеяны также искусством Греции.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)