Архитектурный замысел связан с начатым в 1774 г. сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой каменной ограды каналом и набережной и другие мероприятия были частью широкой программы реорганизации царскосельских парков в духе новых художественных идей и вкусов.
По своей конфигурации Эрмитажная кухня представляет в плане вытянутый прямоугольник, усложненный со стороны сада двумя выступами. В объемном решении важную роль играет венчающая здание круглая двухъярусная башня, превосходная по силуэту.
В декорации фасадов Эрмитажной кухни Неелов применил мотив полуциркульных ниш. В нишах на фасадах поставлены декоративные вазы, характерные по рисунку для раннего классицизма. Из-за их геометрической формы, массивности и тяжеловесности эти вазы в XVIII столетии иногда называли «кубами». На поверхность ваз, обработанную углублениями («ложками»), как бы наброшены легкие цветочные гирлянды. [Подобные вазы, но не гипсовые, а деревянные исполнялись в середине столетия резчиками для украшения дворцов и парковых павильонов. В нишах на главном фасаде по сторонам ворот предполагалось поставить статуи.]
В декорации фасадов Эрмитажной кухни использованы и другие приемы, типичные для раннего классицизма. Такова, в частности, обработка стен филенками и гирляндами лепных полотенец над аркой ворот.
Готический характер зданию придают зубчатый парапет и прямоугольные и трехугольные зубцы над первым и верхним ярусами башни. Неелов переработал мотив готических пинаклей и поставил по углам здания пирамиды, увенчанные шарами.
В подражание готическим сооружениям Англии, стены здания оставлены неоштукатуренными. Кирпич окрашен в красный цвет, а швы между кирпичами, лепные детали, ниши и филенки на фасадах выбелены. Таким образом, колористический эффект построен на противопоставлении белого и красного.
Эрмитажная кухня поставлена у самой границы Старого сада и видна издалека, с набережной, вместе с арочным гранитным мостом перед нею.
Добавить комментарий