Архитектурное оформление сквера

Глава «Архитектурное оформление сквера». Городской сквер. Прохорова М.И. Государственное архитектурное издательство, Москва, 1946


Все элементы малых форм архитектуры сквера в сочетании с его общим планировочным решением и зеленым оформлением решаются единым архитектурным ансамблем. Планировочный рисунок дорожек, контуры и характер насаждений, их цветовая гамма, орнамент цветников и т. п. — все это должно быть согласовано с соответствующими архитектурными объемами и художественной деталировкой фонтанов, декоративных ваз, лестниц, подпорных стенок и т. д. Строгое и лаконичное решение плана с крупными газонами и массивами зелени, подобранными в сдержанных тонах, создают иной фон для архитектурных сооружений, чем размельченная разбивка с живописным рисунком аллей, размещением разнообразных по цвету и форме насаждений; даже характер оформления партеров — большими однородными цветовыми поверхностями газона или сложными узорами ковровых цветников — также требует гармоничного сочетания с соответствующей архитектурой сооружений.

Все элементы малых форм архитектуры, начиная от фонтана, кончая урной и фонарным столбом, должны быть художественно отделаны, решены в единых стилевых приемах и единых, насколько это возможно, строительных материалах, с введением обобщающих орнаментальных деталей. Если сквер по своему планировочному положению подчиняется крупному общественному зданию или целому комплексу застройки, архитектура его малых форм должна быть также увязана с архитектурой прилегающего ансамбля.

Основными сооружениями малых форм архитектуры сквера являются: монументы, фонтаны, лестницы, подпорные стенки, ограждения; второстепенными — скамейки, фонари, урны, газетные стенды; особое, чисто декоративное значение имеют скульптура и вазы. Как исключение, на скверах могут размещаться беседки, перголы, трельяжи, являющиеся уже элементами парковой архитектуры и уместные на сквере лишь в тех случаях, когда представляется возможность создания изолированного от города садово-паркового пейзажа. При создании скверов должно быть также уделено внимание оформлению таких утилитарно-хозяйственных устройств, как мусорные ящики, будки для хранения хозинвентаря и пр.

Рис. 21. Сквер перед зданием Совета Министров Азербайджанской ССР в Баку. Общий вид
Рис. 21. Сквер перед зданием Совета Министров Азербайджанской ССР в Баку. Общий вид

Фонтаны и водоемы. Фонтаны, как основной декоративный элемент архитектуры сквера, занимают в его композиции центральное место. Синтезируя в себе комплекс декоративных искусств — художественное литье, обработку естественного камня, мозаичные работы, — и, наконец, сложного искусства создания эффектов падающих и поднимающихся водяных струй, фонтан представляет собой ответственное архитектурное сооружение. Включение в его композицию скульптуры еще больше обогащает его тематическим содержанием.

Архитектурное наследие блещет замечательными образцами фонтанного искусства различных стран и различных стилевых эпох; современная техника подачи воды, эффекты ее искусственного подсвета открывают новые богатейшие декоративные возможности.

В условиях климата большей части СССР, позволяющего, как правило, видеть фонтан в действии только в течение нескольких летних месяцев, архитектура фонтана на территории городского сквера не может исходить из преобладающего значения рисунка водяных струй; даже при их отсутствии фонтан должен обладать законченным архитектурным силуэтом. В этом и заключается основное отличие городского фонтана от паркового, где доминирующим элементом могут быть водные устройства.

Располагаются фонтаны или на центральных, или на входных площадях сквера. При общей партерной композиции планировки сквера силуэт фонтана решается в простых и монументальных формах, с учетом всего открытого пространства площади, масштабов зданий, на которые он проектируется. При наличии обрамляющего фона высокой зелени силуэт фонтана может быть менее монументальным, с более ажурными и сложными очертаниями. В первом случае доминирующим является архитектурный объем фонтана с подчиненным ему значением водяных струй и воспринимающих их резервуаров; во втором случае преобладает широкий водный бассейн основания фонтана, охватывающий его объемный силуэт, приобретающий более скульптурный характер. Фонтаны чисто паркового характера — с силуэтом из водяных струй, на фоне больших водных бассейнов — могут размещаться на сквере, в виде исключения, как декоративные детали цветочных или газонных партеров. Небольшой, простой по форме фонтан может служить украшением изолированной детской площадки или уголка отдыха.

Характер водяных струй и сочетания из них весьма разнообразен: монументальные вертикальные струи широкого сечения; струи, падающие наклонно и образующие мощные арки из воды или изящный рисунок «корзинки»; система струй в виде водного кольца или сплошной пирамиды — все эти наиболее характерные построения, дополненные эффектами распределения воды после ее падения (системой воспринимающих резервуаров, ступенчатыми лестницами и т. п.), являются элементами построения декоративных водных силуэтов вокруг центрального объема. Последний может быть решен с введением человеческих фигур, изображений животных и птиц водного царства, растительного или архитектурного орнамента, различного рисунка ваз и т. д.

Для показа декоративных качеств спокойной зеркальной глади воды, отражающей здание, скульптуру, деталь зеленого оформления или просто небо, на скверах могут размещаться простые водные бассейны, без движущейся воды. Если территория сквера имеет падающий рельеф, обработанный террасами, фонтаны могут быть дополнены системой водяных каскадов, включенных в архитектуру подпорных стенок и лестниц.

При выборе очертания бассейна больших размеров следует придерживаться простейших геометрических форм — круга, многоугольника, квадрата; малый бассейн может иметь более сложный контур. Если композиция сквера строится по сильно выраженной планировочной оси, бассейну целесообразно придать соответственно вытянутую форму.

Для больших фонтанов, где преобладающую роль играет водная поверхность, борт бассейна не должен возвышаться более, чем на 15—20 см над уровнем земли; малый бассейн может иметь более высокий борт, который может быть иногда поставлен на несколько ступеней; глубина водоема не должна превышать 40—70 см.

В зависимости от материала борт может иметь сложный фигурный профиль (из тесаного камня или бетона с применением высококачественной штукатурки) или простой, геометрический (облицованный камнем или искусственными облицовочными плитами).

С внутренней стороны (дно и стенки) бассейн может быть обработан рисунком из мозаики или живописной фактурой каменного боя (гранит, мрамор); снаружи фонтан может обрамляться узкой полосой газона или цветов.

Скульптура. Зелень сквера является в некоторых случаях декоративным обрамлением городских монументов. Решенные в крупных масштабах прилегающего ансамбля городской площади, отмечающие по своей тематике какое-либо крупное историческое событие или память о выдающемся деятеле, эти монументы подчиняют себе всю архитектурно-планировочную структуру сквера. Многофигурные композиции, монументальные постаменты и цоколи требуют создания вокруг себя больших открытых пространств со строгими геометрическими линиями построения. Сквер в большинстве случаев решается открытым партером, пропорции и членения которого определяются архитектурой памятника.

Менее монументальная скульптура может вписываться и во внутреннее, замкнутое пространство сквера и размещаться на фоне его зеленых массивов. Если она оформляет изолированную от улицы площадку отдыха или детских игр, она приобретает значение небольшой декоративной детали с простейшей по содержанию темой (детской, физкультурной и т. п.).

Украшение скульптурой входов сквера уместно только в том случае, если сквер выходит на улицу второстепенного значения.

Ваза является одним из чисто декоративных элементов архитектуры сквера и поэтому требует весьма продуманного размещения. Она включается в архитектурное оформление лестниц, балюстрад, завершает столбы ограждений, обрамляет аллеи и площадки сквера или свободно ставится на газоне; наконец, она может быть центральным декоративным элементом фонтана. Размеры ее, силуэт и декорировка определяются ее местоположением и общим архитектурным обликом сквера: вазы-корзины на широких низких постаментах — для большого массива цветов; вертикальные по форме вазы на высоких постаментах, образующие декоративный силуэт на фоне газонов и стриженых шпалер; монументальные вазы, оформляющие входы в сквер, входящие в архитектурный ансамбль прилегающей улицы или площади.

Вазы изготовляются из различных материалов: высекаются из мрамора и гранита, отливаются из чугуна, бронзы, бетона, гипса, формуются из различных видов обожженных глин. От пластических свойств каждого из этих материалов зависит общий архитектурный облик вазы и характер обработки ее поверхности. Архитектурный и растительный орнамент, скульптурные тематические барельефы, цветная мозаика, живопись, полива — таковы элементы художественной обработки поверхности вазы.

Для посадки в вазе цветов или вьющихся растений внутри ее устраивается съемный резервуар из оцинкованного железа (для насыпки земли) глубиной не менее 30 см и пропускающий воду.

Специально для цветов и посадки вечнозеленых культур выполняются из керамических составов декоративные садовые горшки-вазоны — небольшие низкие сосуды, обработанные орнаментом. Они расставляются преимущественно по краям цветочных партеров, газонов, образуя строгий ряд или закрепляя углы, а также на подпорных стенках, вокруг водных бассейнов, у входов в здания и т. д.

Лестницы, разрешая утилитарные задачи подъема по крутому склону, являются одновременно весьма значительным декоративным элементом. Не говоря уже о многомаршевых, парадных лестницах, горизонтальные линии нескольких ступеней, отмечающие вход или подчеркивающие площадку с памятником или фонтаном, обогащают архитектуру сквера.

Лестницы в скверах строятся, как правило, пологими и широкими, с простым направлением движения. Они могут просто лежать на откосе, обрамляться подпорными стенками и тумбами, или решаться выступающим маршем; возможны и сочетания различных видов лестниц. В целях создания видовой террасы лестницы разделяются на два марша, обрамляющих центральную смотровую площадку. При значительной высоте подъема парадные лестницы перебиваются достаточно часто промежуточными площадками, сохраняя в каждом марше по 4—6 ступеней; большую ширину фронта лестницы (свыше 20 м) целесообразно разделять декоративными тумбами. Строгие линии прямых ступеней могут быть заменены, в зависимости от композиционного замысла, более сложным рисунком плана лестницы, с введением граненых и полукруглых контуров.

При отношении высоты лестницы к заложению, равном 1:4, 1:5, наилучшая высота подъема ступеней — 10—12 см, максимальная — 14 см; ширина проступи ступеней от 45 до 55 см. При пологих уклонах ширина проступи может быть рассчитана на несколько шагов. Ступени конструируются или целыми блоками из тесаного естественного камня, или из каменного борта с заполнением проступи из других материалов. Для гранитного борта наиболее подходящей является мраморная или гранитная крошка, подобранная под цвет борта и обработанная бочардой. Более декоративное решение дает выложенная рисунком мраморная мозаика.

Для заполнений используются также клинкерный кирпич, бетонные или асфальтовые плитки, выкладываемые определенным узором. При необходимости введения асфальтового заполнения следует расчленять его однообразную по цвету поверхность, в особенности на лестничных площадках, полосками или вставками из других, более богатых по окраске и фактуре материалов.

Сопряжение лестниц с откосом в случае одинакового заложения решается укладкой наклонного борта, незаметно выступающего над поверхностью откоса; при разных заложениях возникает необходимость введения более высокого наклонного или ступенчатого борта, погашающего разницу уклонов. При наличии подпорных стенок лестница или врезается целиком в верхнюю террасу (за исключением нижней ступени), или решается выступающими маршами различной конфигурации; возможны и смешанные приемы; парадные лестницы могут обогащаться архитектурой декоративных ваз, шаров, осветительных торшеров и т. п.

Подпорные стенки и откосы. Террасированные поверхности сквера разделяются откосами или, если этого не допускает угол естественного заложения, каменными подпорными стенками; последние вводятся и из чисто композиционных соображений — для усиления архитектурных линий террас.

При резко выраженном рельефе подпорные стенки не должны доводиться до значительной высоты, в особенности если они выходят непосредственно на пешеходные аллеи. В этих случаях следует или расчленять поверхность на несколько террас, или заменять стенку наклонной поверхностью одернованного откоса; для лучшего сопряжения откоса с тротуаром или проезжей частью он ставится на невысокий каменный бортик с соответствующим устройством для отвода воды. Большие поверхности откосов могут расчленяться узкими горизонтальными полосами — «бермами», используемыми для посадки декоративных деревьев и кустарников.

По своему профилю подпорная стенка может или только доходить до обреза верхнего уровня, или иметь небольшой выступающий бортик, или, при достаточной высоте и наличии видовой террасы, завершаться декоративной балюстрадой; последняя может заменяться отдельно стоящими тумбами с полосами стриженого кустарника между ними. Если подпорная стенка обращена к площадке отдыха, изолированной от улицы, уместно встраивать в нее скамьи-сиденья.

Подпорные стенки парадного городского сквера отделываются высококачественным облицовочным материалом; гранитные плиты, гладко отесанные или оставленные «рваным» камнем, различные виды местного камня — известняк, песчаник и др. — пригодны для наиболее простых и монументальных решений.

Обработка подпорных стенок штукатуркой менее желательна и требует весьма простой и крупной профилировки. При значительном протяжении стенок поверхность их может перебиваться раскреповками, рустами, плоскими арками или зеркалами, выбранными в простенках. На отдельных участках стенки могут украшаться скульптурными барельефами или мозаичными вставками.

Как особое решение, связанное с устройством водоемов, стенка может представлять собой декоративный грот с падающими струями и каскадами воды.

Если сквер запроектирован в свободных и живописных приемах, подпорные стенки могут иметь особое решение, с облицовкой так называемым «диким» камнем, с зеленым оформлением из вьющихся и ползучих растений; последние опускаются с верхнего обреза или поднимаются с нижнего уровня земли, а иногда произрастают в специально предусмотренных в кладке отверстиях, заполненных землей. В местах сопряжения газона и цветников с обрезом стенки в ее конструкции предусматривается возможность создания растительного слоя толщиной не менее 20—25 см; посадки кустарника должны отступать от внутреннего обреза стены на 40—50 см.

Ограждение. Характер ограждения сквера зависит от его типа, величины и планировочного расположения. Маленький сквер в виде декоративного коврика не нуждается в высотных ограждениях; его вполне достаточно отделить от тротуара бортовым камнем или низким штахетом. В виде внешнего ограждения могут также высаживаться полосы живой изгороди разной высоты, начиная от низкого бордюра в 40—50 см, кончая высокой шпалерой, доходящей до 2 м. Обычное ограждение сквера нормальной величины — легкая металлическая ограда на металлических устоях высотой до 1—1,2 м. Основные требования, предъявляемые к ее архитектуре, — максимальная легкость и прозрачность, с очень умеренным введением декоративных деталей; для этой цели может быть использована простая металлическая сетка. При достаточно ровной поверхности территории сквера под ограду может вводиться каменный цоколь высотой в 20—30 см.

Особо решаются ограды для скверов, входящих непосредственно в городские кварталы. Здесь ограда зачастую должна объединять разорванную линию застройки и изолировать внутреннее пространство сквера. Поэтому уместно иногда вводить и каменные столбы, и балюстрады, и высокие цоколи. В зависимости от архитектурного окружения ограды в отдельных случаях, как, например на Арбатском сквере в Москве, могут быть доведены до высоты 2—3 м и решаться, как городское садово-парковое ограждение.

Внутренние ограды сквера, изолирующие его от прилегающей застройки, в большинстве случаев решаются высокой глухой стенкой до 2,5—3 м высоты; так как они обычно плотно обсаживаются массивами зелени, они могут иметь несложную архитектурную обработку — раскреповки, пилястры, простые карнизы и декоративные пояски. В исключительных случаях, при наличии интересного заднего фона, уместно вводить на ограде декоративные вазы, балюстрады, скульптурные фризы. Наилучшей декоративной обработкой является вьющаяся зелень; хмель, дикий виноград, плющ создают прекрасные сочетания с простой неоштукатуренной кирпичной кладкой.

Для предохранения от вытаптывания цветников и газонов при интенсивном пешеходном движении городской сквер зачастую нуждается в особых низких штахетных ограждениях. Они большей частью делаются из металла, жесткой проволоки, натянутой на фигурные устои, или из сплошных фигурных вилок. Более декоративное, но более интимное решение дает затопленная в землю керамическая плитка различного фигурного профиля — более простого для газонов, более сложного для цветников.

Все остальные материалы, как деревянные бруски, поставленные на ребро, водопроводные трубы тонкого сечения, наклонные колышки и т. п., могут употребляться для временных ограждений.

Садовая скамья также требует художественной отделки. Как массовый элемент оформления, она должна иметь простое и экономичное решение и быть максимально удобной в эксплоатации.

Наиболее распространенный для городских скверов тип скамьи — из деревянных брусков на металлических опорах, со спинкой. При размере ее до 2 м (с расчетом на 4 чел.) достаточны две опоры, при большей величине (до 3 м) вводится дополнительно третья. Опоры должны быть несложного рисунка и максимально легки и устойчивы; общий профиль скамьи должен иметь изящную и удобную для сиденья линию. Скамейки для большего удобства могут быть снабжены подлокотниками.

Применение тяжелых бетонных или высеченных из камня опор уместно для скамеек, лишенных спинок; деревянные опоры обладают грубым контуром и весьма недолговечны.

В целях создания большей изолированности для отдыхающих скамьи могут размещаться в специальных нишах, уширениях на дорожках, обсаживаемых кустарником, и т. п. При соответствующем очертании этих площадок скамьи могут иметь полукруглую или многогранную форму. Если скамейка обслуживает дорожку с двух сторон, можно делать ее с двойным сиденьем и с одной общей спинкой. Вокруг деревьев могут быть установлены круглые скамьи.

Для отдельных индивидуальных типов скамей могут быть применены более сложные конструкции: деревянные диваны с резьбой и ажурным орнаментом, скамьи из литого бетона, высеченные из естественного камня, и пр. Такая скамья приобретает значение самостоятельной декоративной детали; она может завершать перспективу аллеи, партера, быть заделана в подпорные и ограждающие стенки. Окрашиваются скамьи обычно в светлые, нейтральные тона.

Урна должна обладать незаметной архитектурой с минимальными декоративными деталями. Размещаясь в непосредственной близости от скамьи, она решается в известном единообразии с ней; простой силуэт, скромная отделка поверхности, окраска нейтрального тона свойственны ее внешнему облику. Урна может быть выполнена из листового железа, фанеры, отлита из бетона или сформована, как керамическое изделие; для удобства эксплоатации внутренняя ее часть — вставная.

Фонари. Осветительные установки для сквера подразделяются на фонари обычного типа, незаметно стоящие на бровке газона, и на сложные, фигурные с несколькими световыми точками, оформляющие входы, лестницы, площадки у памятников. Первые решаются простой легкой мачтой высотой 4—5 м, с типовой осветительной арматурой несложного рисунка; вторые имеют в каждом отдельном случае свое индивидуальное решение, как деталь общего архитектурного ансамбля памятника, входа и т. п. Образуя определенные архитектурные акценты, такой фонарь должен быть художественно отделан и обладать декоративным силуэтом.

Наиболее подходящий для осветительных мачт материал — литой чугун (полые трубы), допускающий достаточно тонкое сечение столба и ажурный рисунок для декоративных частей верхних кронштейнов и цоколя. Деревянные и бетонные мачты обладают значительно более грубым и упрощенным силуэтом и возможны только как временные. Для декоративных невысоких торшеров могут вводиться и каменные устои.

Общая архитектура и размещение осветительных мачт увязываются с городской осветительной сетью прилегающих улиц и площадей.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)