Вечерний зал

Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Вечерний зал» книги «Пушкин. Дворцы и парки»; автор: Петров А.Н.; издательство «Искусство», Ленинград, 1964 г.


Близ Малого каприза расположен Вечерний зал — последний из павильонов Екатерининского парка, задуманных еще в XVIII столетии.

Начало постройки Вечернего зала относится к 1796 г. [Указ об ассигновании средств на постройку датируется 3 августа 1796 г. Приложения к «Камер-фурьерскому журналу 1796 г.». Спб, 1897, стр. 74.] По первоначальному проекту, автором которого был, возможно, П.В. Неелов, лицевой фасад и большой зал павильона предполагалось украсить «пальмами со стволами, сделанными из бревен, обитых жестью, с кронами», также вырезанными из жести. [ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 15, 1797 г., д. 25. л. 51.]

Скромная архитектурная обработка павильона и малые размеры помогли ему избежать участи большинства царскосельских сооружений, начатых постройкой в первой половине 1790-х гг., оставшихся недостроенными и разобранных по распоряжению Павла I.

Подобно Концертному залу, павильон включает прямоугольный зал и два небольших кабинета.

Павильон был достроен лишь через полтора десятилетия, уже по новому проекту, составленному архитектором Л. Руска. [В работах, посвященных ансамблям г. Пушкина, постройка павильона обычно, в предположительной форме, связывается с именем П.В. Неелова. Авторство Руска удалось установить благодаря находке исполненного им проектного чертежа фасада. Чертеж находится в ЦГИАЛ, ф. 485, оп. 9/2066, д. 48. Документальные текстовые материалы подтверждают новую атрибуцию.]

Центральный ризалит главного фасада Руска украсил портиком из четырех ионических колонн. По сторонам окон он поставил на невысоких пьедесталах кариатиды, поддерживающие прямые тяжелые сандрики.

В результате переделки по проекту Руска фасад утратил свой первоначальный характер и приобрел черты, типичные для позднего классицизма, с его пристрастием к широкой глади стен, оживленной скульптурой.

Стены большого зала облицованы искусственным мрамором с разделкой их поверхности филенками. Над окнами известный художник-декоратор Ф.А. Щербаков написал широкий живописный фриз в легких зеленоватых и коричневых тонах. На нем изображены олени и амуры на колесницах, на фоне паркового пейзажа. Чрезвычайно изящна и полихромная роспись плафона, реставрированная после Великой Отечественной войны художником Н. И. Барышевым. Утраченные фрагменты росписи восстановлены не были.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)