Современные сады
На сегодняшний момент в мире существует великое множество разнообразных вариантов садов. Это и традиционные сады, чьи истоки уходят в глубокую древность, сады-скульптуры, сады, составляющие неразрывное целое со зданием, а также сады, опирающиеся на принципы современного беспредметного искусства. Чтобы проанализировать появление «АРТ-ландшафтов» к концу XX века, необходимо их изучение в контексте современной архитектуры. Поэтому в этой главе будут рассмотрены некоторые сады, появившиеся в XX веке, а также дана их условная систематизация. Разместить существующие сады в каких-то жестких рамках невозможно — каждый сад, представляющий интерес, является уникальным произведением ландшафтного искусства.
В последние десятилетия возникло стремление проектировать здания и произведения ландшафтной архитектуры, которые бы находились в равновесии с природой и человеком. К концу прошлого века в ряде зарубежных высших школ появилась научная дисциплина, изучающая эти вопросы, как альтернатива стремлению человека «покорить» природу, осуществляемому путем ее разрушения и истощения. Этот предмет — «Sustainable development», т.е. «жизнесохраняющее развитие», включает в себя изучение возможности использования в архитектуре и градостроительстве экологически чистых возобновляемых источников энергии с оптимальным ее использованием, сохранения водных ресурсов, применения строительных материалов повторного использования, улучшения качества среды обитания человека* (Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания. – М., 2003. – С.5).
В садах, созданных за последнее десятилетие, еще нет комплексного решения этой проблемы, но авторы современных произведений ландшафтной архитектуры стремятся решить хотя бы ее часть. Современные сады можно разделить на нижеследующие группы.
Сад как часть природы той местности, где он проектируется
В этом саду обыгрывается естественная красота участка, его флоры, окружающей местности. Этот тип наиболее близок традиционному саду, отличаясь от него растущими видами: вместо прихотливых, трудоемких в уходе садовых растений в этих садах используется местная флора, что позволяет не только сохранить растительность той местности, в которой находится сад, но и показать ее красоту. Кроме того, снижается потребление энергии и воды, необходимых для ухода за таким садом по сравнению с традиционным.
Сад как часть инженерных систем
К концу XX века появились принципиально новые здания, способствующие решению многих экологических проблем, и сады становятся в них одним из существенных элементов. Реализация этих проектов связана с защитой окружающей среды, повышением качества среды обитания человека, сохранением природных богатств. Эти энергоэффективные здания* (См. объяснение термина в главе «Сад как часть инженерных систем), хотя и построены в мире в большом количестве, пока еще не стали ведущим течением в архитектуре.
«Зеленая архитектура»
Это синтез сада и здания, представляющий единое целое. Первые образцы таких зданий-садов появились еще в 70-х годах прошлого века. К группе «зеленая архитектура» исследователи* (Например, J. Wines в своей книге «Green Architecture», 2000) добавляют зеленые фасады зданий, сады на крышах — то есть все то, что позволяет внести в городскую среду растительную жизнь.
Иногда сад в городе создается только из искусственных материалов — чаще всего это делается там, где естественные сады не смогли бы существовать или уход за растениями в таких садах был бы очень проблематичным — например, на небольших площадях в центре города, на крышах современных зданий, не выдерживающих дополнительной нагрузки. В застроенной зданиями городской среде они становятся «компенсацией естественного ландшафта».
Остановимся подробнее на каждой группе садов, появившихся в последние десятилетия XX века, так как знание принципов их построения и классификации даст нам необходимый материал для понимания интересующей нас группы «АРТ-ландшафтов» в контексте современного мирового опыта. Современные сады не являются воплощением какого-либо стиля или направления в чистом виде. Не существует больше жестких канонов, по которым создавались китайские сады, французские или английские парки. Как и во всех сферах человеческой жизни, в ландшафтной архитектуре происходит интеграция науки и искусства, новых методов и философии восприятия. Поэтому в «АРТ-ландшафтах» могут появляться признаки, характерные для ранее названных групп садов, несмотря на то, что основная их черта — отражение течений в искусстве XX века.
Источник: Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005
Добавить комментарий