Сады Италии эпохи Возрождения

Глава «Сады Италии эпохи Возрождения». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)


Одно из величайших явлений в истории человечества — Ренессанс — возникло в Италии на рубеже XIV- XV вв.

Ренессанс явился выражением идеологии нового, передового по тому времени класса буржуазии и вызвал невиданный подъем всех видов искусства. Флоренция была самым крупным центром деятельности художников, архитекторов, скульпторов, писателей. Можно назвать и другие центры культуры — Венеция, Рим, Милан, Верона, Падуя, Пиза, Болонья, Сиена и Феррара.

Во второй половине XV в. Ренессанс из Северной Италии пришел во Францию, Испанию, Германию, Голландию и Англию.

Созданные в Италии в период великого двухсотлетия (1340—1540) шедевры изобразительного искусства и литературы до сих пор остаются непревзойденными. Итальянское искусство этого периода успешно соперничает с греческим в эпоху его расцвета.

К моменту окончания крестовых походов Венеция стала главным торговым городом Европы. Она монополизировала торговлю с Востоком, которая шла через Левант, а также контролировала торговые пути по Черному и Азовскому морям. Венецианский флот перевозил минералы, древесину, текстильные товары и сырье из Европы в Северную Африку, Египет, Анатолию, а обратно - пряности, шелк, хлопок, слоновую кость, драгоценные камни и другую экзотику. Из Венеции предметы импорта отправлялись по суше на ярмарки северных стран.

В Венеции успешно развивалось производство шерстяных и хлопчатобумажных тканей, различных изделий из золота, платины, железа и меди.

Генуя — соперница Венеции — имела флот, состоявший из 200 судов, который участвовал в торговле со странами Средиземноморья и через Черное море — с Россией.

Развитие городов, вне сомнения, сыграло свою роль в формировании культуры Ренессанса.

В конце XIV в. наблюдался значительный рост населения городов. Милан, Венеция, Флоренция и Палермо насчитывали каждый по 100 000 жителей и более, а Лондон, Кёльн и Барселона — по 50000.

В городах Италии богатые купцы и банкиры строили великолепные дворцы, которые украшались картинами и скульптурами. Перед дворцами появились сады, и их изображения сохранились на картинах, которые находятся в коллекции Топографического музея во Флоренции.

Весьма существенным был и вклад Византии в итальянский Ренессанс. В 1453 г. Махаммед II, султан оттоманских турок, захватил Константинополь, столицу Восточной Римской империи. Греческие ученые, бежавшие отсюда, поселились в городах Италии. Именно эти эмигранты возбудили интерес к греческой классике. Приблизительно в это же время было положено начало печатному делу. 

Просвещенное покровительство всегда играло важную роль в развитии искусства и литературы. Семейство Медичи сделало Флоренцию центром искусства, и в XV в. город пережил новый расцвет, подобно тому, как это было в эпоху Перикла. Козимо де Медичи (1389—1464 гг.), крупнейший банкир Флоренции и лидер ведущей политической партии республики, был в то же время поэтом и покровителем искусства. Столица Медичи на Арно славилась именами Данте, Петрарки и Боккаччо. Дворец Козимо де Медичи был хранилищем скульптур и картин самых известных художников Флоренции. Козимо также построил библиотеку, в которой собрал древние манускрипты из монастырей и других источников. Он привлек ученых, которые сделали Флоренцию центром просвещения, дал убежище греческим ученым-эмигрантам. Члены платонической академии собирались на его вилле Качегги, которая находилась в великолепном саду. Здесь росли лавр, самшит, кипарис, мирт, гранат, лаванда и другие растения, а также ароматные травы и цветы, в том числе гвоздика. Апельсины и лимоны, которые выращивались в горшках, располагались у фонтанов и вдоль тропинок. Вблизи сада был устроен виноградник.

Сын Козимо Пьеро также покровительствовал искусству и просвещению. При Лоренцо, старшем сыне Пьеро, Флоренция достигла вершины своей славы. Это было время Леонардо да Винчи (1452—1519) — величайшего художника Ренессанса.

Леонардо — не только художник и скульптор, но и выдающийся ученый своего времени. Компетентный математик, он предсказал астрономические открытия, сделанные позднее Коперником. Леонардо провел важные исследования в области физики, в частности, в механике, гидростатике и теории расширения газов. Он способствовал превращению алхимии в научную химию и близко подошел к открытию химического состава воды. Леонардо создал лучшую ботаническую классификацию до Линнея, а также являлся виднейшим анатомом своего времени и сделал анатомические рисунки, непревзойденные и поныне.

Научные и технические работы Леонардо не были опубликованы до XIX в. Однако о направлении его исследований современники знали, и это тоже способствовало научному прогрессу эпохи. Леонардо был великим европейцем, который наиболее полно воплотил в себе дух новой эры.

Можно назвать и другого всесторонне одаренного представителя Ренессанса — Альберти — архитектора, скульптора, ученого и поэта, который к гаму же был атлетом и наездником. Он строил церкви, писал картины, проводил эксперименты в области оптики, изобрел механизм для подъема затонувших кораблей. Альберти — автор 10 томов сочинений по искусству и архитектуре.

XVI век навсегда прославлен именами таких великих художников, как Микеланджело (1475—1564), Рафаэль (1483—1520), Тициан (1477—1576), Корреджо (1494—1534), Паоло Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594) и Караваджо (1565—1609). Итальянский Ренессанс создал великое искусство, которое продолжает жить и сейчас.

Эта эпоха оставила след и в садоводстве. Мы уже упоминали о римских садах, предшествовавших Ренессансу. Средние века отмечены строительством замков, соборов и монастырей. Основное нововведение этого времени — строительство готических кафедральных соборов со стрельчатыми арками, которые необычайно красивы.

В садах при монастырях Италии еще в X в. выращивались овощи: салат, лук-порей, чеснок и петрушка. Здесь также росли ароматные растения — розмарин, рута, шалфей и розы. Из других растений можно назвать маки, лилии, гладиолусы и лекарственные травы. На кладбищах вокруг могил росли груши, сливы, шелковица и смоковница.

Из садов мусульманских правителей Сицилии пришли апельсины и лимоны, которые ценились не только за их плоды, но и за аромат их цветков. Жасмин и цитрусы выращивались для изготовления духов, которые быстро завоевали небывалую популярность.

Немаловажным фактором, который стимулировал строительство вилл и создание садов, можно считать наступление периода относительного спокойствия и порядка в итальянских городах в XVI в. Дома и дворцы строились для удобства и наслаждения, а не для защиты от нападения. Возникла архитектура покоя и радости.

Виллы и дворцы были хорошо освещены, украшены картинами и окружены садами типа английских парков.

Характерной особенностью садов Ренессанса является их террасное расположение: террасы связаны друг с другом великолепными лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из подстриженных вечнозеленых растений. Иногда весь склон горы разбит на террасы и отделен от соседнего поясом вечнозеленых растений. Планировка и насаждение партеров стали подлинным искусством. Ароматные травы использовались для групповых посадок. Аллеи для прогулок были защищены сводом из подстриженного мирта и кипариса. Известен знаменитый сад виллы д’Эсте, созданный Пирро Анторио и славящийся своими террасами, скульптурными фонтанами и кипарисами. Сад виллы Располи в Вигнанелло располагает самым великолепным в Италии партером из самшита. Джиасти-сад полон разнообразных искусственных пещер и гротов и состоит из многочисленных террас.

Италия наряду с Грецией сыграла ведущую роль в создании ботанических садов. Сад в Пизе был основан в 1543 г. Он получил известность при его втором директоре Андреа Цезарлино, чья монография «De Plantis», появившаяся в 1583 г., стала началом современной систематики в ботанике

Эта книга служила руководством Рею [Дж. Рей (1628—1705) — английский естествоиспытатель] и Линнею [К. Линней (1707—1778) — шведский естествоиспытатель].

В 1545 г. был основан ботанический сад в Падуе. Сад до сих пор сохраняется в его первозданном виде. Здесь в оранжерее растет пальма chaemerops humilis, посаженная в 1585 г., которую описал Гёте в своей «Метаморфозе растений» (1790 г.). Список растений, впервые появившихся в Падуе, а значит, впервые в Италии и даже Европе, включает Bignonia radicans; ряд бамбуков; Cedrus deodara, Robinia pseudoacacia; Pelargonium cuccullatum; Cyclamen persicum; Jasminum nudiflorum (1590) и картофель (1575). В 1597 г. в Пизе появились каштан, Juglans nigra, Ailanthus glandulosa, Cinnamomum camphora, Chaenomeles japonica. Magnolia grandiflora и тюльпанное дерево.
Рим стал играть ведущую после Флоренции роль в садовом искусстве. Увлечение садами началось с папы Юлия II, построившего собор святого Петра. В 1486 г. он создал сад, интересный не только растениями, но и коллекцией античной скульптуры, включая знаменитого Аполлона Бельведерского.

Юлий II привлек выдающегося архитектора Браманте к проектированию сада в Ватикане. Браманте принадлежит идея превращения склонов гор в террасы, заключенные в крытые аркады; он предусматривал устройство театра под открытым небом в каждом крупном саду; он создавал эффектные лестницы, связывающие все части сада в единое монументальное целое.

Сад Ватикана сочетает в себе красоту архитектуры и растений. Он оформлен красивыми рельефами. Изящные скульптуры помещены в ниши, стены которых украшены фигурами птиц. Лестницы окружены живой изгородью и фигурно подстриженными деревьями.

Сад виллы Гарцони в Коллоди известен со второй половины XVII в. Его террасы украшены прекрасными скульптурами и соединены лестницами. Симметричная планировка сада постепенно переходит в лесистые склоны. Ряды кипарисов на заднем плане придают ему великолепие.

В саду виллы Марлиа сооружен квадратный бассейн, одна сторона которого была обращена к храмоподобному строению, украшенному скульптурами. На заднем плане видны садовые помещения, стены которых образованы вечнозелеными растениями. Сад виллы Ланте известен своими фигурно подстриженными деревьями и водяным каскадом, который падает в извилистый канал. Лабиринты сада на вилле Мати окаймлены стенами из подстриженной живой изгороди и славятся своей геометрической красотой. Искусство стрижки растений достигло своей вершины в этом саду.

Какие же растения выращивались в итальянских садах? Это, прежде всего, тюльпаны, гиацинты, анемоны, рануннкулы, цикламены, колхикумы, фритилярии, крокусы, нарциссы, ирисы, лилии, спрекелии, амариллисы, пионы, а также египетский папирус, юкки, бегонии, жасмин, крупная канадская земляника — предок нашей современной садовой земляники.

Рим был центром католического мира, и приезжающие сюда епископы и кардиналы привозили в качестве подарков луковицы и семена экзотических растений. Эти подарки обогатили сады Италии.

Со временем от средневековых садов остались только террасы, фонтаны, скульптуры и в некоторых местах — кипарисы. Постепенно в Италии охладели к садоводству. Тем не менее сады итальянского Ренессанса оказали большое влияние на архитектуру садов Франции и Англии. Это влияние ощутимо и сейчас при создании садов симметричной ландшафтной архитектуры.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)