Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны.

Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).
 
Наибольшего расцвета партеры достигли в регулярных парках XVII в. Они устраивались перед дворцовыми зданиями с таким расчетом, чтобы их рисунок можно было бы прочесть из окон или с террас. Иногда партеры специально занижались, они получили название буленгринов. Рисунок партеров был сложным и состоял из растительных мотивов, иногда в сочетании с геометрическим орнаментом. В классических партерах он равномерно заполнял всю плоскость. Элементы рисунка имели свои названия, и их размещение подчинялось определенным правилам. Контур партера обрамлялся рабатками, которые служили и ограждением партера, и местом для линейного размещения скульптуры и кадочных растений.
 
Н. Ильинская приводит следующую классификацию партеров исторических парков:
 
1. Кружевные партеры, или узорчатые, или партеры-«вышивки»,— делали в «мертвом» материале, иногда с включением полосы газона. Рисунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для восприятия кружева партера стал газон, что является отступлением от классических правил.
 
2. Наборно-орнаментальные партеры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон — толченая черепица.
 
3. Английские партеры выполнялись из газона и песка.
 
4. Разрезные партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим элементы рисунка. Обрамление — стриженый буксус. Примером может служить  партер  перед Монплезиром в Петродворце, где обрамление выполнено из дерна.
 
5. Партеры у оранжерей создавались с применением большого числа кадочных и горшечных растений.
 
6. Водные партеры.
 
Все эти виды партеров (особенно первый) представляют собой сложные и дорогостоящие устройства, требующие капитальной реконструкции каждые 4—5 лет.
 
В классификацию не вошли партеры зеленых ковров, возможно, потому, что они лишены рисунка, но достаточно вспомнить Большой ковер Версаля или газонные партеры на террасах парка Архангельского, как станет очевидной их роль в парковом пространстве. В современных парках газонные партеры встречаются чаще, чем рисунчатые.
 
Классификация партеров
Классификация партеров
Типы партеров
Типы партеров: А — в исторических парках: 1 — кружевной, 2 — наборно-орнаментный, 3 — английский, 4 — разрезной; Б — современные партеры: 5 — площадь партера занята цветником, 6 — площадь партера занята газоном, 7 — асимметричный партер с цветниками, 8 — модульный
 
Со временем рисунок партеров все более упрощался. В XX в. появились ковровые цветники, выполняемые в виде сплошного рисунка из летников и ковровых растений и вписанные в геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник; газонные пространства используются в сочетании с живописными группами цветочных растений.
 
В настоящее время рисунок партеров, как правило, выполняется на фоне газона. Это орнаментальные цветники, арабески (упрощенные элементы старинного рисунка или орнаментальные линии, «вписанные» в плоскость газона), а также пестро-цветные рабатки, обрамляющие контур газона.
 
Иногда в партере сочетаются регулярные элементы (газон или сложный цветник в центральном геометрическом контуре) со свободными цветочными композициями в миксбордерах по опушечной полосе (центральный партер парка Сокольники, партерно решенная аллея в ЦПКиО им. Кирова в Ленинграде, парк санатория Кемери в Латвии). Современные цветочные партеры часто включают плоские модульные цветники. Помимо цветущих растений в их состав входят декоративно-лиственные, ковровые, а также галька или другой инертный материал. Цветники вписываются в покрытие из декоративной плитки, которая используется как обрамление контуров геометрического рисунка. Водные партеры были распространены в регулярных парках (Версаль, проект водного партера в Стрельне и др.).
 
Обобщая изложенное, современные партеры можно классифицировать следующим образом.
 
Поляны. Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Их зеленые плоскости включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поляны являются не только местом построения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха.
 
Здесь часто размещаются благоустроенные площадки со спортивным оборудованием, они служат местом для проведения массовых праздников, театральных представлений, подвижных игр, используются как зеленые пляжи. Такие поляны могут быть и буферными зонами, принимающими на себя большую часть рекреационных нагрузок (Большая поляна Невского лесопарка — 20 га, поляна для игр Вашингтон-парка в Чикаго — 40 га, поляны Трептов-парка в Берлине).
 
В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле, Белая береза в Павловском парке). Ценнейшей чертой открытых пространств является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаще поляны решаются как самостоятельные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для лесопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладно (парк Вороново под Москвой) или незаметно «перетекающих» одна в другую (Тростянец). Имеются примеры их решения в виде небольших лужаек, подчиненных одному главному пространству (Большая поляна в Невском лесопарке). Во всех случаях каждое изолированное пространство может иметь индивидуальное решение, но оно обязательно связано с общим замыслом поляны и парка в целом.
 
Размеры полян определяются: 
 
• территориальными возможностями парка. Поляны могут занимать десятки гектаров (обширные луговые пространства в больших парках и лесопарках) и измеряться всего десятками квадратных метров (миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.);
• необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений или размерами архитектурных сооружений.  Это условие определило традиционные размеры полян в 1,0 - 1,5 — 2,0 га, ставшие классическими в исторических парках.
 
Поляны-партеры перед дворцовыми сооружениями имеют ширину, соответствующую ширине здания, а их длина определяется взаимосвязью поляны с парковым окружением;
 
Большая поляна перед Царицынским дворцом (размеры 185X230 м) имеет компактную форму, с двух сторон ограничена зданиями дворца и Оперного дома, а с двух других обрамлена насаждениями. Поляна Масляного луга перед Елагиным дворцом имеет размеры 250X100 м. Поляна в парке Узкое вытянута от фасада дома на 105 м при средней ширине 40 м. Поляна в Сокиринцах на Украине анфиладно вытянута от дворца к пруду. Ее протяженность 400, ширина 100 м.
 
В лесных массивах размеры полян обусловлены необходимостью сохранения насаждений и обеспечения смены впечатлений путем чередования закрытых пространств с открытыми. Здесь целесообразны не только обширные поляны, но и серия небольших окон-лужаек. Первые при выходе из леса всегда воспринимаются положительно, позволяют сохранить лесную среду и включить в маршрут психологически необходимые открытые пространства.Как примеры небольших полян можно привести «Поляну с буком» (0,3 га) и «Поляну с кедром» (0,53 га) в Тростянце. Их размеры, по мнению Ю. Киричека, являются предельными при устройстве новых парков в лесостепи.
 
• требованиями микроклимата, направленными на создание благоприятных комфортных условий для человека, обеспечивающих как затененными участками, так и достаточно освещенными и прогреваемыми солнцем. Летом это затененные участки у опушек северных экспозиций, а весной и осенью — освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров участки южных экспозиций. По исследованиям И. Муравьевой, оптимальные размеры полян определяются соотношением их площадей с комфортными и дискомфортными условиями. На полянах, имеющих размеры Н:Д=1:5 (6), это соотношение наиболее благоприятно и составляет 16%, в то время как на полянах размерами Н:Д=1:18 (20) оно составляет всего 8%.
 
По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянутыми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и запады, образованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интересное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по величине, уходящего за пределы восприятия и побуждающего к его дальнейшему изучению. Насаждения, как бы выходящие на поляну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин.
 
В качестве примера можно привести следующие поляны: 1) Простая овальная по форме поляна на берегу водоема в Московском парке Победы в Ленинграде. Площадь парка 98 га, размеры поляны 120X85 м, длинная ось имеет ориентацию запад-восток, окружающие насаждения — из липы, клена, вяза и дуба. 2) Длинная поляна, пересекающая южную и северную дороги в Тростянецком парке. Размеры поляны 120X30 м, главная ось ориентирована с северо-запада на юго-восток. С дорог, в обрамлении насаждений, хорошо воспринимается группа из сосны веймутовой на севере и группа елей на юге. 3) Сложная по структуре и конфигурации Первомайская поляна в Тростянецком парке, состоящая из 3 обособленных полян (общая площадь составляет 0,82 га). Лучше всего они воспринимаются с кратчайшей дороги, пересекающей композицию. Наибольшая перспектива составляет 140 м.
 
Пример различного решения полян
Пример различного решения полян: а — малая, спокойная по форме, б — сложной конфигурации, в — анфилада полян
Типы опушек
Типы опушек: а — однородная, б — опушка с небольшими мысами типа барельеф, в — опушка типа горельеф, г — рыхлая
Приемы размещения древесных групп на поляне
Приемы размещения древесных групп на поляне: а — группа  в центре поляны, б — группы создают многоплановый  пейзаж поляны,  в — группа и солитер на первом плане, г — группа завершает перспективу, д — группы близ опушки как переход к открытому пространству поляны
 
Важное место в композициях полян занимает опушка, являющаяся частью ее пейзажных картин, создающая нейтральный или активный фон.
 
По рисунку контура опушки бывают однородными, барельефными и горельефными. В однородной опушке насаждения образуют плоскую стену, которая является фоном для древесно-кустарниковых групп, «читающихся» на этом фоне как объемная (круглая) скульптура, в барельефной — отдельные группы несколько выступают из основного контура, не отрываясь от массива, в горельефной — группы насаждений сильно выдвинуты вперед, но не отделяются от основного массива.
 
По структуре опушки могут быть плотные, тогда их насаждения имеют четкий контур и образуют сплошную стену, и рыхлые, тогда граница между массивом и открытым пространством слабо различима благодаря свободно размещенным группам и отдельным деревьям. В формировании пейзажных картин особенно важны те отрезки опушки поляны, которые включены в створ видовых лучей и являются фоном картины.
 
Ориентация полян по сторонам света, ее размеры и конфигурация определяют характер освещенности. Так, неширокие поляны (в 2—3 высоты опушки), вытянутые в меридиональном направлении, будут освещены солнцем в середине дня, а утром и вечером их поверхность будет затенена. При широтной ориентации значительная часть полян будет затенена днем, а их западная и восточная опушки получат соответственно утреннее и вечернее освещение, хорошо моделирующее структуру насаждений.
 
Поверхность газонов и опушки полян по-разному освещены в течение дня. Освещением выделяются те или иные акценты в пейзаже. Солнечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.
 
Интересна ориентация поляны Масляного луга в ЦПКиО им. С. М. Кирова (Ленинград). Здание дворца отсекает часть открытого пространства со стороны р. Средней Невки, образуя у ее берегов небольшой Утренний сад.
 
Главный фасад обращен в сторону Масляного луга, Главной аллеи и Финского залива. Поляна площадью 250Х100 м воспринимается монументальной композицией, пропорциональной зданию дворца с примыкающими к ней невысокими павильонами. Она эффектно освещена солнцем в течение дня.
 
Рельеф. Поляны, как правило, размещаются на спокойном ровном рельефе. Небольшой уклон необходим для стока воды, кроме того, он направляет взгляд и обычно ориентирует виды на водоем или смежную поляну.
 
Открытые пространства на выраженном склоне скорее расценивают как зеленый откос, чем поляну в общепринятом смысле.
 
Растительность. Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство. В зависимости от их размещения поляны приобретают различную объемно-пространственную структуру: 1) с компонентами, занимающими центральное положение на поляне; 2) занимающими все пространство поляны; 3) расположенными на первом плане; 4) расположенными на последнем плане; 5) занимающими периферийное положение как переходные компоненты от массива к открытому пространству.
 
Расположенные на открытом пространстве, эти компоненты создают серию картин, воспринимающихся динамически в процессе движения или статически — с одной точки.
 
Примером мастерского расположения компонентов является одинокая сосна на Большой поляне Царицынского парка, которая как бы перемещается вместе с наблюдателем, активно и многократно участвует в картинах поляны, компонуясь с фасадом дворца, Оперного дома, плоскостью поляны, окружающими насаждениями. Аналогично «активны» древесные группы и куртины района Белой березы, где особенно интересна динамика отдельно стоящего мощного дуба (возможно, потому,  что внимание заостряется прежде всего на акцентах пространства). Особое место занимает скульптурная композиция, расположенная на открытом лугу мемориального комплекса Саласпилс (Латвия). Она насыщена пространственным взаимодействием своих объемов и отличается активной трактовкой горизонтальной плоскости.
 
Растительный состав поляны — ее травяной покров и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта. Так, поймы рек более пригодны для лугов, обширные открытые пространства также трактуются как луговые. Их травяной покров включает растительные сообщества, соответствующие условиям местообитания и обогащенные цветущими видами местной флоры, с включением садовых видов и форм, усиливающих картину цветущего луга и удлиняющих сроки его декоративного эффекта. Цветущий луг определяет характер участка пространства и состав древесных растений. Это прежде всего виды, соответствующие условиям данного местообитания, физиономически «вписывающиеся» в его облик. На пойменных лугах это береза пушистая, ивы, ольха серая и черная, тополь белый и черный, на суходолах — береза повислая, дуб, клен, липа, вяз, сосна, возможна примесь ели. Экзоты вводятся с большой осторожностью, зато во всех случаях уместны такие красивоцветущие кустарники, как калина обыкновенная, черемуха, шиповники, большинство видов парковых роз, усиливающие цветовую палитру и сохраняющие образ места.
 
На однородном зеленом плотном ковре газона группы и отдельные деревья выступают более рельефно. Такие участки носят явно парковый характер, определившийся многолетней традицией их формирования. Ассортимент древесных растений здесь более широкий, включающий и местные виды, и экзоты, и их сочетания.
 
Подбор видового состава древесно-кустарниковых и травянистых растений является самостоятельной задачей в решении парка.
 
Поляна перед дворцом, раскрывающая перспективу на парк (Сокиринский парк) Прием увязки дороги с пейзажами поляны (Тростянецкий парк)
Поляна перед дворцом, раскрывающая перспективу на парк (Сокиринский парк) Прием увязки дороги с пейзажами поляны (Тростянецкий парк)
Прием увязки двух различных но площадям полян с учетом быстрого переключения внимания от близкой перспективы к глубокой (Тростянецкий парк) Прием формирования поляны с учетом последовательности осмотра различных по глубине пейзажей (Качановский парк)
Прием увязки двух различных но площадям полян с учетом быстрого переключения внимания от близкой перспективы к глубокой (Тростянецкий парк) Прием формирования поляны с учетом последовательности осмотра различных по глубине пейзажей (Качановский парк)
Прием формирования поляны с учетом последовательного разворота пейзажа без включения первого плана (Тростянецкий парк) Решение поляны с учетом включения насаждений на первом плане (Тростянецкий парк)
Прием формирования поляны с учетом последовательного разворота пейзажа без включения первого плана (Тростянецкий парк) Решение поляны с учетом включения насаждений на первом плане (Тростянецкий парк)
 
Трассировка дорог. Поляны являются частью общего паркового маршрута и могут иметь внутренние дорожки. Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков. Внутренние маршруты по-своему решают эти же задачи. Они прокладываются с целью более длительного пребывания на поляне, подробного знакомства с ее пейзажами и обеспечения как динамической смены картин, так и их стационарного обзора. Внутренние дорожки, как правило, проходят по опушке поляны, то углубляясь в насаждения, то следуя в полосе опушки между деревьями, то выходя на открытое пространство поляны, образуя в целом круговой маршрут. При прокладке линии маршрута желательно максимально сохранить целостность газонного пространства и не «разрезать» его дорогами, за исключением тех случаев, когда этого требует композиционный замысел.
 
Парковый маршрут охватывает все поляны, нанизывая их на нить своей трассы и формируя представления о парке. Однако каждая поляна по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необходимо максимально раскрыть посетителю ее индивидуальные достоинства.
 
Анализ композиций полян, их размеров и маршрутов наглядно представлен (по материалам А. Косаревского) на рис. 38—43.
 
Закономерное соотношение открытых и закрытых пространств ландшафтов, отдельных ландшафтных районов и парковых картин в целом образует динамичную и выразительную основу пространственной композиции. Массивы древесных насаждений составляют своеобразные зеленые «стены», ограничивающие открытые пространства — большие и малые, иногда организующие их анфиладное решение или сливающиеся в единый массив с просветами близких (30—50—100 м) и далеких, глубоких перспектив (300—600 м).
 
Определение границ участков с различными типами пространственной структуры с последующим подразделением по дендрологическому составу — важнейший этап оценки объекта ландшафтного искусства.
 
Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988
 
поддержать Totalarch

Комментарии

Здравствуйте. Библиотека вашего сайта интересна и полезна, сама буду ей пользоваться. Но у меня не комментарий, а скорее вопрос. Почему при точном и дословном копировании книги И. О. Боговой, Л. М. Фурсовой "Ландшафтное искусство" нет никакого упоминания об авторах и о книге?! Весь сайт в основном построен на подборке глав из книг без какой либо редакции, указания авторов и названий. По большому счету это плагиат. Авторы работали, изучали, анализировали и писали книги. И по-моему заслужили чтобы о них упоминали, а читатели имеют право знать. В ином случае надо было ограничиться сайтом-библиотекой и все. А за библиотеку еще раз спасибо.
Аватар пользователя totalarch

Спасибо за замечание. Это не плагиат, а забывчивость и нехватка времени )) Исправим

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)