Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа.

Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10...30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10...15 лет; у лиственницы 20...30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.
 
Знание пределов роста и продолжительности жизни каждого вида растений необходимо как для выбора деревьев-солитеров, компоновки древесно-кустарниковых групп, так и для формирования многоярусных насаждений на значительной территории. Характерная форма кроны у некоторых пород сохраняется в течение всей жизни (колонновидная у кипариса, пирамидальная у ели серебристой), у других она меняется. Сосна обыкновенная, например, до 15 лет имеет конусовидную крону, начинающуюся у самой поверхности земли. Затем нижняя часть ствола очищается от веток и к 50...70 годам формируется раскидистая крона у отдельно стоящих деревьев. В лесных посадках сосна быстрее вытягивается, очистка ствола от ветвей идет более интенсивно и крона сохраняется только в самой верхней части дерева.
 
Заложенные от природы особенности деревьев и кустарников по-разному проявляются при различных приемах посадок. Например, в аллейных посадках деревья развиваются вследствие взаимного влияния друг на друга, что в свою очередь зависит от интервала между растениями. Плотные рядовые посадки, часто из нескольких ярусов, образуют зеленые стены. В группах растения развиваются под влиянием соседних деревьев, крона каждого из них стремится заполнить свободное пространство и получает асимметричную форму. У лесоводов есть даже специальный термин для такого явления — «схлестывание» крон. В регулярных ландшафтах деревья и кустарники активно формируют при помощи стрижки.
 
Динамизм и изменчивость формы кроны и высоты, различная продолжительность жизни растений должны учитываться при компоновке всех элементов пейзажа, особенно древесно-кустарниковых групп, на которых акцентируется внимание (рис. 14.3).
 
Характеризуя закономерности формирования пейзажных композиций, нельзя не вспомнить о существовании определенных природных прообразов садов и парков, которые в большинстве случаев дают архитектору некую общую канву, идею, образ формируемого пейзажа (что не исключает создания в соответствующих условиях такого парка, который носит подчеркнуто искусственный характер, хотя и состоит из тех же естественных компонентов).
 
По «физиономическому облику» различают несколько типов ландшафтов. Ландшафты лесного типа (лес занимает большую часть территории) в зависимости от лесообразующей породы делятся на темнохвойные (ели, пихты, кедры), светлохвойные (лиственница, сосна обыкновенная), широколиственные (дуб, липа, бук), мелколиственные (березняки и осинники). Типы леса создают и определенное эмоциональное настроение.
 
Если участки леса в определенной степени уравновешиваются открытыми пространствами, такой тип ландшафта называется лесолуговым. Если в нем преобладают участки, покрытые газоном, на фоне которого разбросаны отдельные деревья и древесно-кустарниковые группы, такой ландшафт приближается к луговому типу. Разновидностью лугового типа ландшафта являются пойменные луга.
 
Все эти ландшафты характерны в основном для средней полосы страны и легли в основу таких, например, парков, как Павловский под Петербургом, Вороново под Москвой, Тростянец на Украине и т. д. В свою очередь, альпийские или высокогорные ландшафты также оказали влияние на формирование таких парков времен романтизма, как Софиевка на Украине, Алупка в Крыму и др.
 
Традиционные способы пейзажной организации растительности могут широко использоваться и при создании современных садов и парков. Однако развитие строительной и садово-парковой техники, огромные масштабы и ускоренные темпы работ по озеленению, изменившиеся условия эксплуатации мест массового отдыха не могут не повлиять на выбор тех или иных композиционных приемов.
 
В архитектуре садов и парков при всей ее специфике должны учитываться требования механизации работ по озеленению. Новая техника, новая организация производства предопределяют и новые формы садово-парковой архитектуры. Ландшафтная композиция должна максимально ориентироваться на использование машин и механизмов с целью снизить затраты по строительству, эксплуатации и уходу за зелеными насаждениями.
 
Одно из самых существенных требований, предъявляемых сейчас при создании садов и парков, — это сокращение сроков формирования зеленых насаждений. Достижения современной науки и техники во многом облегчают эту задачу, которая решается рядом традиционных и новых способов, в том числе использованием временных быстрорастущих пород, применением травянистых декоративных растений, укладкой газонов промышленного изготовления, формированием загущенных посадок (например, по периметру будущих рощ и групп), пересадкой крупномерных деревьев, расширением агротехнических сроков посадки при помощи дефолиации и т. д.
 
Экономичным приемом является выделение в проекте специальных мест для посадки крупномерных деревьев с применением сложного комплекса машин (ямокопателей, автокранов и т. д.) и отдельных групп и куртин, формируемых загущенными посадками молодых саженцев в возрасте 8... 11 лет, которые могут быть осуществлены более простым способом. При этом иногда может применяться посадка нескольких саженцев в одну яму. Такой прием создания концентрированных загущенных посадок способствует лучшему их развитию и в то же время повышает их декоративный эффект уже в первые годы после посадки благодаря образованию общей компактной кроны.
 
Формирование ландшафтных композиций связано с вопросом плотности посадок. В соответствии с наблюдениями Ю. Б. Хромова разреженные посадки молодых деревьев (на расстоянии 5...8 м друг от друга) в условиях больших рекреационных нагрузок развиваются медленно, многие саженцы гибнут. Вместе с тем равномерная посадка деревьев и кустарников по всей парковой территории делает невозможным механизированный уход за газоном (посев, стрижку, уборку мусора) и за деревьями (прополку, очистку, рыхление почвы, внесение удобрений, борьбу с вредителями и т. п.).
 
Использование в посадках большого количества деревьев в возрасте 8... 11 лет предопределяет также композиционные приемы озеленения, которые построены на контрастах плотных загущенных древесных массивов, больших пространств чистого газона и отдельных солитерных посадок и групп крупномерных деревьев. При этом расстояние между деревьями в возрасте 8—11 лет принимается 1,5...3 м. Желательно окружать такие группы по периметру кустарником.
 
Регулярные посадки в виде групп простой геометрической формы лучше отвечают требованиям механизации, чем дробная, мелкомасштабная планировка с большим количеством деревьев-солитеров, мелких кустарниковых групп и т. д. Свободная пейзажная планировка парка с крупными массивами и полянами также хорошо поддается механизации.
 
Архитектурные решения озелененных пространств в садах и парках должны в определенной степени учитывать технические данные газонокосилок, мотороллеров для подвозки различных материалов и удобрений к деревьям, обеспечивать легкий подъезд и маневрирование машин на различных по характеру насаждений участках. Конфигурация газонных участков и их размеры, группы деревьев, как ландшафтные, так и регулярные, живые изгороди должны проектироваться с таким расчетом, чтобы их очертания в плане учитывали габариты садово-парковых машин, их радиусы поворота при рабочей скорости. Например, при малых отрезках живой изгороди или при размещении ее вокруг небольших по площади участков (менее 200 м2) невозможно использовать технику, приходится рыть траншеи вручную. При больших масштабах работ используют для рытья траншей экскаваторы и канавокопатели. Если живые изгороди обрамляют круглые или криволинейные площадки, желательно проектировать их с минимальным радиусом закругления — 5,8 м (рис. 14.4).
 
Рис. 14.3. Развитие внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды
Рис. 14.3. Развитие внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды: а — первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе; б — второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50...60 % оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия произрастания; в — третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивидуальных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответствует задуманному (1 — береза, 2 — ель, 3 — клен, 4 — ива); г — четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжается; д — пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы светолюбивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, потерявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение; е — шестой этап. Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформировавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны
Рис. 14.4. Проектирование зеленых насаждений с учетом механизации садово-парковых работ
Рис. 14.4. Проектирование зеленых насаждений с учетом механизации садово-парковых работ: а — сравнение вариантов планировки озелененных участков (1 — использование машин облегчено; 2 — затруднено); б — большие пространства чистого газона, плавные очертания парковых дорог облегчают использование механизмов; в — планировка древесно-кустарниковых групп  (1 — механизированный уход практически невозможен; 2 — механизированный уход облегчен)
Рис. 14.5. Устройство поляны для отдыха в лесном массиве
Рис. 14.5. Устройство поляны для отдыха в лесном массиве: а — существующее положение и программа ландшафтных мероприятий; б — проектное решение; I, II — вырубки деревьев и кустарников: 1 — связанные с формированием входов — выходов поляны; 2 — с целью закрыть мелкие тропы и проходы; 3 — с целью формирования пространства поляны, в том числе «кулуаров», «бухт»; 4 — с целью формирования живописных массивов, групп и отдельно стоящих экземпляров (солитеров); 5 — с целью обогащения опушек устойчивыми и декоративными насаждениями; 6 — связанные с формированием входов—выходов поляны: 7 — с целью расчистить территорию поляны; 8 — с целью улучшить восприятие отдельных экземпляров и групп насаждений; 9 — для раскрытия живописных видов и перспектив; 10 — с целью формирования пространства поляны, в том числе «кулуаров», «бухт»; в — породный состав насаждений: 1 — сосна; 2 — ель; 3 — дуб; 4 — береза; 5 — осина; 6 — рябина; 7 — лещина; 8 — ива; 9 — снежноягодник; 10 — малые формы и оборудование
Рис. 14.6. Обработка опушек леса вдоль аллеи. Существующее положение (слева) и проектное решение
Рис. 14.6. Обработка опушек леса вдоль аллеи. Существующее положение (слева) и проектное решение: 1 — малые формы  и оборудование; посадки с целью:  2 — закрыть мелкие  тропы  и проходы; 3 — сформировать пространство поляны,  в том числе «кулуары», «бухты»; вырубки с целью: 4 — улучшить восприятие отдельных экземпляров и групп насаждений; 5 — расчистить территорию поляны; 6 — раскрыть живописные виды и перспективы; 7 — сформировать пространство поляны
 
Исследования Ю. Б. Хромова показали, чтобы с полным успехом применять машины для стрижки кустарников и исключить дорогостоящий ручной труд, надо предусмотреть соответствующие приемы планировки и размещения живых изгородей. Для этого необходимо проектировать живые изгороди вдоль проездов, дорожек, границ площадок, параллельно им (на расстоянии не более 1,5 м); не включать в изгороди деревья, опоры освещения, не размещать их между изгородью и проездами или площадками. Располагая стриженые живые изгороди вокруг площадок, в особенности спортивных и детских, необходимо при расстановке оборудования обеспечить проезд машин для стрижки вдоль краев.
 
Рассмотрим более подробно особенности создания парка в двух наиболее типичных случаях: на базе существующего лесного массива и на безлесной территории.
 
Преобразование лесных массивов в парки — один из самых широко распространенных методов паркостроения, особенно в городах средней полосы страны. Таким путем созданы, например, Измайловский парк в Москве, Межапарк в Риге, «Вингис» в Вильнюсе, ПКиО им. Маяковского в Свердловске и т. д. (рис. 14.5).
 
В отличие от вновь создаваемых городских парков, где процесс проектирования пронизывает все основные стадии работы над его композицией и доводится до посадочных чертежей, в лесопарке мы имеем дело с уже сложившимся массивом насаждений, поэтому при составлении проекта основные ландшафтные работы могут быть заложены в общей форме в сводную схему ландшафтных мероприятий, где должна быть отражена «стратегия» композиционных и иных ландшафтно-эстетических мероприятий, а конкретная работа может осуществляться в соответствии с этой схемой непосредственно на натуре.
 
Согласно методике Л. О. Машинского и Р. М. Горяева схема ландшафтных мероприятий по преобразованию массива может намечать формирование системы открытых пространств, т. е. раскрытие излишне «замкнутых» лесных массивов, выделение зон общего повышения эстетических качеств лесной территории, зон новых посадок и т. д.
 
Для отдельных частей парка программа ландшафтных мероприятий конкретизируется в большей степени: прореживание существующих насаждений с целью улучшить обзор, перекрытие нежелательных видов и перспектив, укрепление излишне рыхлых или монотонных невыразительных опушек, расчистка пространств, засоренных малоценной растительностью, посадка отдельных экземпляров или групп высокодекоративных деревьев и т. д.
 
Суть ландшафтного проектирования заключается в максимальном выявлении потенциальных данных всей территории, ее отдельных участков и в их умелом «проявлении» при минимальной реконструкции. Палитра возможных композиционных решений при таком подходе оказывается в большинстве случаев неизмеримо богаче и неожиданнее «придуманных» архитектором. Природная лесная среда с ее прихотливым, но органичным подбором древесных и кустарниковых пород, бесконечными вариациями по возрасту, непринужденными перепадами в структуре массива и его фрагментов нередко превосходит самую живую игру ума и воображения.
 
В лесном массиве скрыто огромное богатство композиционных начал, надо лишь почувствовать, разгадать их, развернуть перед посетителем красочные и незабываемые картины. Работу ландшафтного архитектора можно сравнить здесь с работой скульптора. Снимая лишнее, изредка добавляя в нужных местах, он лепит свою композицию, представляя ее с разных сторон, в разных ракурсах. Вот, например, очень характерная задача — обработка зелени вдоль лесных просек, образующих прямоугольную сетку кварталов. Лесопарку, как живописной, естественной среде, жесткая система прямоугольных кварталов глубоко чужда, поэтому возникает задача смягчить ее. Для этого следует, используя колебания контура насаждений, как фактического, так и «скрытого», т. е. слабых, малоценных мест в самом составе массива, путем рубок и расчистки усилить неровности прямолинейных опушек, сделать эти колебания более очевидными.
 
Это не значит, что любой малоценный и молодой древостой, невыразительный кустарник нужно непременно вырубать. Более того, именно опушечные части лесопарка и не только на просеках, но и на полянах требуют укрепления, дополнительных подсадок крепких, выносливых к вытаптыванию кустарников и древесных пород. Часто композиционные интересы также требуют более четко выраженных переходов, скажем, от «зажатых» пространств просек и аллей к раскрытым. И тогда не исключено, что многие участки с заведомо неровным, почти живописным контуром на большом протяжении, наоборот, будут выравниваться и укрепляться для гораздо более ярких эффектов.
 
Другая широко распространенная серия задач — это композиционное решение открытых пространств вообще, т. е. сети полян, используемых для отдыха. Здесь следует (в соответствии с рекомендациями Р. М. Гаряева) использовать тот общий принцип, о котором говорилось выше; внимательно изучать существующую топографию леса и ее потенциальные композиционные возможности.
 
Там, где много излишне раскрытых пространств, возможны посадки либо для усиления самого массива, либо для расчленения немасштабных, оголенных пространств на более уютные. И, наоборот, там, где лес слишком загущен, а плотность посещения высока (у водоемов, остановок транспорта), нужно, изыскивая в массиве рыхлые, «слабые» места, путем расчистки создавать новую или дополнительную систему полян и лужаек (рис. 14.6). Следует только проявить осторожность в устройстве открытых пространств, чтобы не вызвать, например, ветровала из-за изменения ветровых потоков.
 
Растения являются как бы индикаторами почвенно-микроклиматических особенностей участка парка, подсказывая проектировщику, каким ассортиментом деревьев и кустарников он должен пользоваться для обогащения ландшафта.
 
Создание садов и парков на безлесных территориях предполагает совсем другие методы. Отсутствие естественной древесной растительности еще не дает оснований судить о непригодности территории для озеленения. Так, например, Карагандинский парк им. 25-летия ВЛКСМ создан в зоне полупустыни, в условиях засушливого климата (200...300 мм осадков в год), на щебенистых засоленных почвах. Сейчас здесь можно отдыхать в тенистых березовых рощах, молодом сосняке на берегу обширного водоема.
 
Нередко возникает необходимость создания садов и парков в городах, расположенных в безлесной местности, иногда с тяжелыми почвенно-климатическими условиями (Нижнее Поволжье, Казахстан, Среднеазиатские республики, Закавказье и некоторые другие районы). В то же время в таких случаях особенно возрастает необходимость в зеленых насаждениях для микроклиматического комфорта человека. При этом часто отсутствуют «природные прототипы» парков, которые могут служить образцом для формирования парковых ландшафтов.
 
Согласно результатам исследований С. Д. Соколова на композиционное решение здесь влияет целый комплекс дополнительных по сравнению с условиями средней полосы факторов, таких, как выбор приемов искусственного орошения посадок, специальные агротехнические приемы посадок в грунтах, лишенных естественного плодородия, необходимость сочетания приемов защиты от солнечной радиации (загущенные посадки) с максимальным сохранением скорости местных слабых ветров. Важен и сам выбор участка для парка или сада. Наряду с архитектурно-планировочными соображениями при решении этого вопроса должны быть учтены различия лесорастительных условий в границах городской территории, и выбор должен быть сделан в пользу территорий, наиболее пригодных для произрастания растений. Это определяется не только экономическими соображениями (стоимость посадок в разных условиях меняется в 2...3 раза и более), но и тем, что при таком подходе обеспечивается их наилучшее развитие.
 
Когда участок будущего парка или сада определился, следует проанализировать различия почвенных условий в его границах. Детальная почвенная карта с характеристикой химического состава и глубины залегания грунтовых вод должна обязательно входить в состав исходной проектной документации. Наименее благоприятные по лесорастительным условиям участки желательно выделять под застройку, площадки и т. п.
 
К размещению древесно-кустарниковой растительности на территории будущего парка следует подходить с экологических позиций, т. е. учитывая требования растений к условиям окружающей среды. Для массовых посадок подбирают наиболее устойчивые породы деревьев и кустарников. В то же время необходим дифференцированный подход к каждому отдельному участку парка.
 
Прежде чем решать вопросы композиции будущего парка, расположенного в засушливых условиях, следует определить принцип подачи воды и полива посадок. При создании посадок в особо неблагоприятных почвенных условиях (скальные породы или сильно засоленные почвы) требуется применение специальных агротехнических приемов, например траншейно-дренажный способ, суть которого заключается в том, что посадка деревьев и кустарников производится в траншеи, из которых извлекается местный и вносится привозной плодородный грунт.
 
Такие приемы, естественно, предопределяют особенности композиции будущего парка — более регулярная планировка, рядовые посадки деревьев практически вдоль всех дорожек и по периметру площадок (с целью их затенения) и т. д. Природные условия, в частности невозможность создать газоны, и особенности принятой системы полива зеленых насаждений обусловили преобладание регулярной планировки зеленых устройств в Баку. Чтобы скрыть голую землю, разбитую на поливные гряды, под деревьями высаживают кустарники, устраивают зеленые бордюры вдоль аллей, боскетов и опушек. Основным типом куртин является сомкнутое размещение деревьев. Такие посадки, по наблюдениям С. Д. Соколова, способны противостоять местным сильным ветрам, тогда как отдельно стоящие деревья, не защищенные от ветра, сразу же приобретают специфическую форму «флага», повернутого в сторону юга.
 
При формировании ландшафта на безлесной местности следует обращать внимание на то, чтобы уже с первых лет своего существования новый парк или сад имел достаточно привлекательный вид. Это достигается последовательной сменой растительных акцентов. Пока деревья в основных посадках не получили достаточного развития, особое внимание должно уделяться созданию качественного газона. Если создание газона невозможно, применяют специальные почво-покровные культуры. В Ашхабаде, например, с успехом применяют для этих целей люцерну. Могут использоваться также вьющиеся растения типа винограда пятилистного. Наряду с газоном широко могут применяться цветы-многолетники и кустарники, которые, как правило, лучше, чем деревья, переносят пересадку и быстрее приобретают декоративный вид. Для быстрейшего затенения дорожек и площадок в первые годы можно использовать искусственные солнцезащитные устройства (тенты, навесы, трельяжи и т. п.) с широким применением вьющихся растений.
 
Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер