Джахангир, великий создатель садов

Глава «Джахангир, великий создатель садов». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)


Джахангнр, правивший страной с 1605 по 1627 г., как и его прадед Бабур, очень любил природу От своего отца, великого Акбара, он унаследовал прочную империю. Это позволило Джахангиру полностью отдаться своим увлечениям. Он вошел в историю как покровитель искусств — изобразительного и садового. Ему мы обязаны появлением на свет знаменитых садов Кашмира: Шалимара, Атхабала и Веринага.

Он также посадил сад в Вахе вблизи Хасан Абдала в Западном Пакистане. Кроме того, построил мавзолей сад Итимад-уд-Даулах для своего тестя в Агре и разбил сад Дилкуша в Лагоре.

Джахангира по праву можно назвать самым выдающимся создателем садов в Индии. Нелегко понять этого незаурядного, противоречивого человека. История и портретная живопись дают довольно яркое представление о его внешности и вкусах.

Джахангира в возрасте 25 лет запечатлел художник Бачиттар. На портрете изображен очень красивый молодой человек с орлиным носом, острым подбородком и чувственным ртом. Оптимист и сластолюбец, он всегда элегантно одевался. 

Джахаигир занимался естествознанием, и ого описания птиц, животных и растений отличаются большой точностью.

И в то же время последние годы своей жизни он чрезмерно увлекался вином и наркотиками. В нем удивительно сочетались жизнелюбие и жестокость, он без сожаления уничтожал своих врагов, бросая их под ноги слонам.

И вместе с тем Джахангир был романтической натурой. В ранней юности он полюбил красавицу-рабыню Шарфун-Низа, известную в истории под именем Анаркали, или Бутон Граната. Но его отец Акбар, случайно узнав о том, что и красавица благоволит к его юному сыну, приказал заживо замуровать ее в стене. После прихода к власти Джахангир построил в честь Анаркали мавзолей из мрамора.

Затем он обратил свое внимание на молодую персиянку Мехр-ул-Низу. Джахангир впервые увидел ее из окон своего дворца на Рави в Лагоре. когда она каталась на лодке по озеру, и потерял покой и сон. Но женщина отвечала ему отказом, так как была замужем за персидским воином но имени Шер Афгхан. Джахангир не остановился перед тем, чтобы уничтожить его, и в 1611 г. женился на красавице-вдове. Он назвал ее Нур Джахан — Свет Мира. Наделенная великолепным вкусом, она занялась созданием новых моделей женских туалетов. Она также увлекалась садами и цветами, и ей приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи рассказывает об атом так.

Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала наполнить все водоемы в саду и во дворце розовой водой и запретила кому-либо мыть руки в этой воде. Случилось так, что она уснула вблизи одного из бассейнов. На заре она проснулась и обошла все водоемы для того, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду. На поверхности воды она заметила масляную пленку. Это вызвало в ней гнев, так как она подумала, что в воду бросили кусок жира. Ей захотелось узнать, чем была загрязнена вола, и она приказала своей прислуге провести рукой по этой пленке. Она понюхала собранное с поверхности воды масло и обнаружила, что оно источает очень приятный запах. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности воды других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Он спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в восторг, и Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Вот так узнали в Индии секрет розового масла.

Нур Джаган разделяла любовь мужа к садам и природе. Она сопровождала его в поездках по Кашмиру. Знаменитая долина приводила Джахангира в восхищение. «Кашмир — это сад вечной весны, — писал он, — чудесный цветник, волнующий сердце своей красотой, приют дервишей. Его нарядные луга и чарующие водопады не поддаются никакому описанию. Ручьям и фонтанам нет числа. Куда ни посмотришь, всюду зелень и проточная вода. Красные розы, фиалки и нарциссы растут свободно, как полевые цветы. Не поддаются счету самые разнообразные, источающие аромат растения. Весной равнины и холмы покрываются цветами, на воротах, стенах, крышах и во дворах, как факелы, вспыхивают украшающие празднество тюльпаны. Слова бессильны рассказать об этой неземной красоте».

А вот как описывает Джахангир весну: «Самое красивое время, когда цветут персики и миндаль... Затем распускается голубой жасмин. Сопровождая своего глубокоуважаемого отца, я часто бывал на полях шафрана и созерцал красоту осени. Благодаря богу на этот раз мне удалось увидеть красоту весны».

В октябре и ноябре листья чинар и многих других деревьев окрашиваются во всевозможные оттенки золота и расцветает шафран Джахангир так описывает свое посещение долины в осеннее время:

«Я отправился в осеннюю поездку в направлении Сафапура и долины Лар, уходящей вниз по реке Кашмир. В Сафапуре есть прекрасный водоем, на северной стороне которого возвышается холм, густо поросший деревьями. Осень только что наступила, и местность была чрезвычайно живописна Цветная листва платанов, абрикосовых и других деревьев отражалась в воде. Вне всякого сомнения, осень не уступает по красоте весне».

На миниатюре, которая в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне, мы видим Джахангира в лодке на озере Дал, расположенном недалеко от Сринагара. В центре озера небольшой остров, на котором растут кедры, на переднем плане — лотосы. Как и каждого, кто .умеет ценить прекрасное. Джахангира потрясла красота лотосов, цветущих на озерах Кашмира.

Занимаясь разведением садов, Джахангир первым применил способ «чар-чинар», или посадку четырех чинар по углам квадратного участка земли так, чтобы центр участка всегда был в тени. Эти зеленые оазисы можно встретить на караванных путях долины Кашмира. Здесь в тени деревьев находят приют путешественники и купцы.

Джахангир любил вишни, виноград и мускусную дыню, которые доставлялись ему из далекого Кабула. В Кашмире он сам разводил вишневые сады. Как и подобает настоящему садовнику, он любил отведать плоды своего собственного урожая.

«В небольшом саду Ишрат-афза (вселяющий радость) росло молодое дерево, — пишет он, — и я назвал его «Hay-бар» (новый фрукт). Ежедневно своими руками я собирал урожай, и хотя такие же фрукты доставляются из Кабула, они кажутся вкуснее, когда собираешь их в своем собственном саду».

Джахангир создал сад Шалимар на том месте, где находилась резиденция Правар-Сена II (79—139), и в 1619 г. основал здесь город Сринагар. Шалимар и сейчас удивляет своим великолепием. Канал шириной около 12 ярдов соединяет сад с озером Дал. По обеим сторонам канала высятся ряды гигантских чинар. Яркие поля нарциссов и тюльпанов радуют глаз. Сад разделен на три части: внешний сад, центральный, или императорский, и внутренний, или женский, сад.

Внешний сад открыт для посещения и заканчивается громадным павильоном Диван-и-ам. Императорский сад состоит из двух террас. В центре его был расположен когда-то Зал частных приемов, однако время не пощадило этого сооружения. Павильон женского сада расположен на фоне величественных снежных гор Махадео.

Шалимар является красноречивым свидетельством хорошего вкуса Джахангира и его умения искусно использовать красоту пейзажа. Шалимар, что значит на санскрите «обитель любви», с удовольствием посещают местные жители. Они располагаются в тени чинар, чтобы выпить чашку чая.

Нишат — сад наслаждений — был создан братом Нур Джаган ханом Асафом. Двенадцать террас сада поднимаются с берега озера в горы. Каждая терраса изображает знак зодиака. По обеим сторонам этой гигантской лестницы растут чинары и кипарисы. Всюду ирисы, нарциссы и розы. Отсюда открывается величественная панорама озера и гор.

Сад Ачхабал вблизи Анантнага также связан с именем Джахангира. Источник чистой воды, который бьет из известняковой горы, поросшей кедровым лесом, дает жизнь этому саду. Ачхабал расположен террасами, на которых растут яблони, груши, сливы, абрикосы и вишни. Здесь также встречаются величественные чинары. Отделанный кедром павильон — прекрасное место для отдохновения и чаепития.

Вблизи источников у Хасан Абдала в Равалпинди Джахангир создал сад Вах. Он обычно останавливался здесь по пути в Кашмир, куда каждое лето переезжала из Лагора императорская чета.

Веринаг, глубинный источник, также привлек внимание Джахангира. В 1609 г. вокруг источника он построил восьмиугольный водоем с 24 нишами, украшенными арками. В изумрудно-зеленой воде источника водилось много карпов, которые считаются здесь священными. Вода из источника наполняла и канал, по берегам которого был посажен сад.

Джахангир умер в 1627 г., находясь на горном перевале над Веринагом. Перед смертью он попросил похоронить его на берегу источника. Но приближалась зима, и, опасаясь, что горные перевалы могут оказаться непроходимыми из-за снежных заносов, подданные императора доставили его тело в Лагор.

Нур Джаган построила для него мавзолей, а вокруг раскинулся знаменитый сад Шахдра Мавзолей — очень красивое сооружение: издалека видны его четыре минарета с изящными куполами из белого мрамора. Четыре дороги ведут из сада к мавзолею, три из них за крыты резными мраморными решетками. Мра морный саркофаг украшен инкрустацией из цветного камня. В изголовье — надпись на персидском языке: «Здесь осиянная могила Его Величества, приют прошения. Нур-уд-дин, Джахангир Бадшах».

Джахангир был самым выдающимся садоводом в истории Индии. Романтическая красота его кашмирских садов во многом способствовала высокой репутации Моголов как художников. Где бы Джахангир ни появлялся, он оставлял после себя сады, которые и сейчас приводят в восхищение потомков.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)