Сады Франции

Глава «Сады Франции». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)


Слово «Франция» всегда ассоциировалось у нас со словами «красота», «элегантность», «изящество».

Ни одна страна мира не находится в таких благоприятных природных условиях. Климат ее мягок, почва — плодородна, а люди — красивы.

Шестиугольная по форме территория Франции с севера омывается Атлантическим океаном, а с юга — Средиземным морем. На юго-западе она отделяется от Испании покрытыми снегом Пиренеями, которые поднимаются на высоту более 10 000 футов и рассечены рядом высокогорных перевалов. На юго-востоке Франции расположены Альпы, отделяющие ее от Швейцарии и Италии. Монблан, высочайшая вершина Европы, находится во французских Савоях. Северо-восток страны занимают отроги Арденн, которые далее проходят через Бельгию и Люксембург; на Востоке Франции расположены Вогезы. В центре страны находится плодородный Парижский бассейн, который составляет треть всей территории Франции.

Во Франции пять основных рек: Сена, проходящая по каналам Парижа и впадающая в Ла-Манш; Луара — самая длинная река страны, текущая через Центральную Францию в Атлантический океан; Гаронна, впадающая в Атлантический океан на юге; Рона, которая вытекает из Женевского озера и, питаясь водами Альп, течет в Средиземное море; Рейн, омывающий границы Эльзаса. В мире существует лишь несколько стран с таким разнообразным пейзажем — горы, реки, плато, виноградники, дороги, обрамленные тополями. Основные достопримечательности Франции: Париж — Мекка архитекторов и художников, сады Версаля и Ривьера.

Страна эта находится в сердце умеренной климатической зоны. Юг Франции — это Средиземноморье с жарким и сухим летом, солнечными зимами и обильными дождями, выпадающими в межсезонье, особенно в октябре. В восточной части страны — зима холодная, лето теплое, осень — красивая и спокойная. В Западной Франции, расположенной вдоль Атлантического океана, льют частые дожди, максимальное количество осадков выпадает осенью. Лето здесь прохладное, а зима мягкая.

Пятая часть Франции покрыта лесами, 10 миллионов акров занимают хвойные, а 19 миллионов — лиственные леса. На севере пре обладают дуб и бук, в центральной части доминирует дуб. Вогезы и горы Юра в восточной части Франции покрыты хвойными леса ми. Эвкалипты и карликовая сосна широко распространены в Провансе, а на Центральном горном массиве растут каштан и бук.

Пшеница, ячмень и кукуруза — ведущие в стране зерновые культуры. Главная же куль тура плодоводства — виноград. Недаром Франция — родина знаменитых вин. Коммерческие виноградники Лангедока, Бургундии и Бордо очень красивы, когда созревает виноград. На северо-западе Франции расположены яблоневые сады, а на юге, в районе Средиземного моря, растут оливы, персики, абрикосы, инжир и миндаль. Орехи выращивают в окрестностях Гренобля. Сливы разводят в Лотарингии, а вишни — в Эльзасе. Пальмы и апельсины растут в садах южных морских городов, куда приезжают миллионы туристов из стран Северной Европы.

Никакое другое государство не имеет такого великолепного баланса земель, занятых лесом, и земель, пригодных для сельского хозяйства.

Из своей красивой, плодородной страны французы не мигрировали так охотно в колонии, как англичане. Большую часть французских эмигрантов составили протестанты, которые покинули Францию из-за преследования по религиозным мотивам Население Франции и основном стабильно.

Первоначально страну населяли кельты, которые пришли на эту землю в V в. до н. э. Галлия, как тогда называлась Франция, стала самым крупным поселением кельтов. В I в. до н. э. Галлия была завоевана римлянами, которых в свою очередь, разгромили франки в III в. н. э. Франки смешались с галлами и римлянами, и в результате возникла новая нация, начал создаваться новый язык, который и послужил основой французского языка. Франки же дали название и государству.

Французы очень аккуратны и методичны. Эти черты их характера сказались в архитектуре французских городов, в планировке их полей, садов и виноградников.

Еще задолго до революции 1789 года во Франции активизировалась философская и политическая мысль. Монтескье (1689-—1755) в своей работе «Дух закона» дал глубокий анализ социальных, политических и религиозных институтов. Энциклопедисты во главе с Дидро (1713—1784) осудили неравенство во взимании налогов и расточительство войн Они указали на возможность преобразования мира с помощью науки и техники. Мечтатель Руссо (1712—1778) изображал в своих произведениях справедливо устроенное общество, в котором человек может быть счастлив.

Но наиболее влиятельными были физиократы, представители школы экономистов, которые предметом своего изучения избрали производство и распределение товаров и то влияние, которое эти процессы оказывали на общество.

Отцом школы физиократов был Кенэ (1694—1774). Родившийся на ферме в предместье Парижа, он был близко знаком с трудом земледельца. В молодости отправился в столицу, где изучал языки, медицину, хирургию, ботанику, философию и математику. Написал трактат о науке и философии. Его статьи о зерне и о фермерах указывают на глубокое знание сельского хозяйства. Знание это не было только теоретическим годом раньше ученый купил ферму, на которой поселил своих детей.

То, что Лютер сделал для протестантской революции, Вольтер — для просвещения, а Руссо — для политической революции, Кенэ сделал для развития сельского хозяйства Европы и Америки.

Кенэ сетовал на несправедливое отношение общества к сельскохозяйственным рабочим, которые являются подлинными производителями материальных благ. Жители городов, считает Кенэ, — это настоящие паразиты, которые процветают за счет земледельцев, лишая последних того, что им принадлежит по праву. В то время как земледельцы едва сводят концы с концами, их эксплуататоры наслаждаются роскошью.

Физиократы все свои помыслы устремили к сельскому хозяйству, которое они рассматривали как бесконечный источник сырья и продуктов питания. Они считали, что сельское хозяйство является «вместилищем чести и свободы, питомником солдат и источником вечного созидания, от которого зависят другие виды деятельности и цивилизация в целом». Торговля, говорили они, вторична по отношению к сельскому хозяйству, поэтому она должна играть подчиненную роль: служить источником доходов, идущих на дальнейшее развитие земледелия.

Сельскохозяйственная революция, которая нанесла смертельный удар крестьянской собственности в Англии, где земли номенов перешли в руки лендлордов, не коснулась Франции. Это во многом можно объяснить популярностью учения физиократов.

Наполеон Бонапарт (1769—1821) упразднил крупные землевладения и учредил крестьянскую собственность. Земли, конфискованные у церкви и аристократии, были проданы земледельцам и рабочим ферм.

Последующие правители Франции продолжили политику покровительства фермерам. И, видимо, это позволило Франции стать страной, обладающей прочной аграрной основой Две трети занятого в сельском хозяйстве на селения составляют здесь крестьяне, владеющие землей и работающие на ней вместе с членами своей семьи. Франция насчитывает 2 260 000 земельных владений.

Франция XVIII в. дала миру двух выдающихся биологов — Бюффона и Ламарка.

Бюффон (1707—1788) был смотрителем Королевского сада. Сад занимал около 34 акров и славился созданной при нем школой художников, рисующих растения. Самым известным среди них был П. Дж. Редули. Бюффон в своей работе «Система природы» определил закономерности, положившие начало видовой классификации животных и растений Взгляды ученого на происхождение мира, растений, животных и человека были далеко впереди его времени.

Ламарк (1744—1829), ботаник Королевского сада, выдвинул теорию эволюции видов как средства адаптации к окружающей среде. Теория Ламарка оказала большое влияние на мировую биологическую мысль.

А теперь вернемся к более ранней истории Франции и рассмотрим один из ее аспектов — развитие садоводства.

Самым крупным монархом франков был Карл Великий (768—814), который стоял во главе государства, включающего в себя Галлию, Западную Германию и большую часть Италии. Он умело управлял королевством, создал отличную правовую систему и поощрял развитие просвещения и искусств. Декрет, который он опубликовал, считается образцом документа о разумном управлении экономикой.

Карл начал переписку с Гарун-аль-Рашидом и получил семена лучших сортов бобовых растений, дыни, персиков и инжира. Король собственноручно начал выращивать во Франции более 70 видов новых для страны плодовых и лекарственных растений. Именно в это время были заложены во Франции первые сады и виноградники.

Дистилляция цветов началась в районе Грасс в XVI в. Розы теперь здесь выращиваются в промышленном масштабе, и Грасс является центром парфюмерной промышленности Франции. Французские духи считаются лучшими в мире.

Сад Монпелье основан в 1597 г. во время правления Генриха IV, а создание сада в Париже заняло 8 лет и было завершено в 1653 г. После этого еще шесть лет ушло на выращивание в нем растений. Сады Франции, несомненно, создавались под влиянием итальянских садов Ренессанса, о чем свидетельствуют и искусство фигурной стрижки садовых деревьев, и использование скульптуры. Однако это не было простым заимствованием. Французский сад обрел свои особые черты.

Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника Ленотра и великодушного покровительства Людовика XIV (1643—1715) сделало Францию в XVII в. законодательницей мод в садоводстве.

Во время правления Людовика XIV французский язык стал вторым языком всякого образованного человека в Европе. В литературе имена Корнеля, Расина и Мольера, а в философии — Паскаля и Декарта стали символами прогресса.

При Людовике XIV была организована королевская академия искусств (1648). Слова «академический», «ученый» вышли из ее стен. Члены академии могли выставлять свои работы в Салоне. Художники получили помещение в Лувре. Лучших живописцев посылали учиться за границу, а в Париж приглашали иностранных художников. Лебрен — любимый художник короля, жил в Фонтенбло, и король проводил много времени в его мастерской. Галерея Аполлона в Лувре, сверкающая золотом и слоновой костью, была создана по эскизам Лебрена.

Величайшими художниками этого периода были Пуссен и Клод Лоррен.

Людовик XIV, обладая чувством собственного достоинства и здравым умом, привлекал к управлению государством самых способных людей. Его ближайшим помощником был министр Кольбер, решительный, очень энергичный человек. Главную роль он отводил развитию экономики и оказывал (поддержку фермерам, промышленникам и торговцам. Французская знать и придворные, презиравшие эти классы, считали, что мощь страны заключается в блеске армейских мундиров и великолепии двора. Кольбер же заявил, что сила государства обеспечивается не запасами золота в королевской казне, а трудом на полях и фабриках.

Он перестроил дороги, наладил перевозку товаров по рекам и каналам. Убедив французов подавить свою нелюбовь к морю, Кольбер укрепил флот Франции и активно поддерживал программу интенсивной колониальной экспансии. Он отправлял экспедиции в Америку, Африку и Индию.

В Америку, в провинциях Квебек и Луизиана, поселилось значительное число французов. Они построили там дворцы прекрасной архитектуры, а обочины дорог засадили тополями. В Вест-Индии и на Мадагаскаре французы создали плантации сахарного тростника и других тропических растений.

Эксплуатируя богатства захваченных земель, колонисты вместе с тем ввозили туда новые культуры. В 1630 г. был открыт ботанический сад в Кайенне, столице Французской Гвианы. Отсюда некоторые полезные растения Старого Света были завезены на острова Британской Вест-Индии.

Французы привезли кофе на остров Мартиника (Французская Вест-Индия), взяв семена растения, переданного Людовику XIV из оранжереи Амстердама. Французы также культивировали в колониях имбирь, перец и чеснок.

Первый сад, заложенный во Франции по проекту Ленотра, создавался не для короля, а для министра финансов Фукэ. Выбор места пал на Во-ле-Виконт. Расположенные здесь три деревни были уничтожены. Восемнадцать тысяч человек трудились на закладке сада, который обошелся Фукэ в 16 миллионов луидоров. Выполнение интерьера было поручено Лебрену, другу Ленотра.

Тесное сотрудничество архитектора и ландшафтного художника позволило создать шедевр садового искусства. Дворец, расположенный в центре и окруженный водоемом, соединялся с остальной частью сада подъемным мостом. По обеим сторонам дворца были расположены партеры, а с внешней их стороны — цветники. В партерах помещались архитектурные орнаменты и фонтаны. Прямоугольные, квадратные и круглые формы посадок представляли собой великолепный образец применения геометрии в ландшафтной архитектуре. На заднем плане было сооружено возвышение с гротами и скульптурами животных.

Услышав о великолепии сада в Во-ле-Виконт, Людовик XIV посетил его. Король был ошеломлен открывшимся зрелищем и одновременно испытал чувство унижения оттого, что сад его подданного намного превосходит королевский. В 1662 г. он поручает Ленотру создать проект сада в Версале, который бы превзошел все существующие. Экономный Кольбер был вынужден выделить фонды, и строительство сада было осуществлено по стадиям, в течение 50 лет.

Дворец Версаля спланирован для двора численностью в 10 000 человек. На его фасаде — 375 окон. Во дворце есть зеркальный холл, оформленный Лебреном, с мраморными панелями, с коринфскими пилястрами зеленого мрамора и капителями из позолоченной бронзы. Потолок украшен плафонами.

Перед дворцом расположен фонтан; по обеим сторонам здания — участки густого леса.

Террасы ведут из дворца в сад, который раскинулся на территории протяженностью 1700 футов. Система фонтанов и каналов составляет вместе более мили. Живая изгородь образует стены и зеленые комнаты для театральных представлений под открытым небом. Деревья подстрижены в форме шаров, кубов и конусов.

На границе сада и леса были выставлены мраморные скульптуры греческих богов и богинь.

Планировка сада Тюильри в Париже также была выполнена Ленотром. Сад занимает около 62 акров и создан по принципу версальского.

Сад Версаля стал моделью почти для всех королевских садов Европы. Его копии были созданы в Люксембурге, Мюнхене, Дрездене, Кёльне, Дюссельдорфе, Потсдаме, Лондоне, Лиссабоне, Вене и Санкт-Петербурге.

В начале XX в. слава французского сада пришла и в далекую Индию. Миниатюрная модель Версаля была создана махараджой в Капартале (Пенджаб). В подражание Людовику XIV он даже оформил сад красотами, импортированными из Франции.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)