Физико-географическое районирование. Понятие о ландшафте и его взаимосвязи с ландшафтным искусством

Озелененные территории, участвуя в формировании окружающей среды, в свою очередь, подчинены ее влиянию — природным условиям и деятельности человека.

Первым этапом хозяйственного освоения территории, в том числе и под озеленение, является учет физико-географического районирования. В физической географии разработана единая система районирования, где высшими таксономическими единицами последовательно явились: материк, пояс, страна и зона. Для правильного использования природных ресурсов и рационального землепользования в СССР практическое значение имеют физико-географические зоны.

Физико-географическая зона представляет собой крупную часть географического пояса, характеризующегося определенным соотношением тепла и влаги, господством на водоразделах какого-либо одного зонального типа ландшафта. Решающим фактором в обособлении зон является соотношение тепла и влаги внутри пояса. Географические зоны на территории СССР последовательно сменяют одна другую при движении с севера на юг следующим образом:

1. Зона арктических пустынь (ледяная зона). Ландшафтную особенность ее составляет присутствие льдов и снега на протяжении почти всего года.

2. Тундра. Характеризуется избыточным увлажнением  при  недостатке тепла, безлесьем, моховым и лишайниковым покровом, присутствием низкорослых  кустарников и кустарничков.

3. Лесотундра — переходная от тундры к тайге географическая зона, характеризуется широким  развитием  на  водоразделах редколесий.

4. Тайга — географическая зона умеренного пояса с прохладным влажным климатом; господствуют хвойные леса на подзолистых и мерзлотно-таежных почвах, широко распространены сфагновые болота.

5. Смешанные леса Русской равнины — географическая зона умеренного климата, характеризующаяся сравнительно мягким, влажным климатом, произрастанием на водоразделах смешанных (темнохвойно-широколиственных) лесов на дерново-подзолистых почвах.

6. Смешанные леса  Дальнего  Востока — северная окраина зоны восточно-азиатских муссонных смешанных хвойно-широколиственных лесов умеренного пояса.

7. Лесостепная зона умеренного пояса — умеренно увлажненная зона с преимущественно лиственными лесами на серых лесных почвах и разнотравными степями на черноземах. В настоящее время большая часть зоны распахана.

8. Степная зона умеренного пояса. Отличается сухим континентальным климатом, безлесьем водоразделов, преобладанием травянистой, преимущественно злаковой растительности на черноземах и темно-каштановых почвах. Большая часть территории зоны распахана.

9. Зона полупустынь умеренного пояса представляет естественный переход от степей к пустыням с сухим резко континентальным климатом, бедными гумусом светло-каштановыми почвами (комплекс чередующихся солонцов); полынно-злаковые степи с разреженным травостоем.

10. Зона пустынь умеренного пояса выделяется исключительной сухостью климата, разреженностью растительного покрова, обилием солончаков на фоне бурых пустынно-степных и серо-бурых зональных почв.

11. Зона субтропических пустынь — аналог зоны пустынь умеренного пояса.

12. Средиземноморская зона (зона полусухих   субтропиков) — географическая зона субтропического пояса, обладающая умеренным увлажнением, с максимумом атмосферных осадков в холодную половину года. На территории СССР зона представлена своей северной окраиной (южный берег Крыма, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Туапсе).

13. Зона влажных субтропиков — географическая зона субтропического пояса, характеризующаяся обильным увлажнением, господством широколиственных лесов с примесью вечнозеленых пород на красноземных и желтоземных почвах. Как и предыдущая зона, влажные субтропики на территории СССР занимают ограниченную площадь (Колхида, Ленкорань).

Формирование равнинных зон и горных поясов связано с климатическим фактором, но в первом случае причиной обособления служит изменение географической широты, во втором — изменение абсолютной высоты местности.

Высотный ландшафтный пояс характеризуется взаимосвязью компонентов: формой рельефа, климата, грунтовых вод, почв, растительности и животного мира. Тип высотной ландшафтной поясности (вертикальные природные зоны) — это закономерное для данной природной зоны сочетание высотных поясов, последовательно сменяющих друг друга от подножий гор к вершинам.

400 м — средняя высота над ур. м., где начинает проявляться высотная поясность ландшафтов (часто она составляет по ширине 200— 500 м). В горах с нарастанием абсолютной высоты местности резко меняется весь ландшафтный комплекс: понижается температура воздуха, увеличивается количество атмосферных осадков, возрастает облачность, усиливается поверхностный сток и интенсивность эрозионных процессов, меняется характер растительности, почв и животного мира.

Высотные ландшафты имеют общие черты, но тем не менее наблюдаются широтно-зональные различия. В средней части СССР вершины гор покрыты горными тундрами, а на юге они замещаются субальпийскими и альпийскими лугами. В горах субтропиков развиты пояса колючих травостоев, подушечников и полусаванн, которых нет в умеренном климате. Смена широтных природных зон не столь часта в условиях равнинного рельефа, они растянуты на сотни километров.

Природные зоны, обладая определенными гидротермическими, почвенными и растительными ресурсами, отличаясь одна от другой своеобразием морфологических процессов, нуждаются в научной разработке дифференцированной системы мероприятий регионального ведения хозяйства. В озеленении и соответственно в ландшафтном искусстве эта дифференциация проявляется в различиях приемов, направленных на формирование комфортных санитарно-гигиенических условий для человека, обеспечение оптимальных условий для растений, создание эстетически полноценных объектов. Основными из них являются соотношение типов пространственной структуры, нормирование густоты посадок, подбор ассортимента растений и, что имеет особое значение,— учет физиономических особенностей края, его облика. Наличие и значимость этих особенностей отмечались видными учеными-географами Л. Бергом, В. Семеновым-Тян-Шанским и др.

В пределах физико-географических зон формируются близкие типы ландшафтов, например ландшафты пустынь, степей, лесные и т. д. Богатство ландшафтов и их разнообразие обусловливают природное богатство нашей страны. И конкретная хозяйственная деятельность человека приурочена в первую очередь к ландшафтам и их морфологическим составляющим.

В настоящее время ландшафт понимается как «ядро... системы физико-географических наук и многих отраслей естествознания. В сфере... деятельности общества ландшафт выступает как ресурсовоспроизводящая, средовоспроизводящая и хранящая генофонд система. Поэтому ландшафт представляет собой один из главных объектов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Этот факт отражен в ряде нормативных документов (в том числе и стандартов)».

В многообразии терминологического толкования понятия «ландшафт» важно выделить основные направления, с тем чтобы соотнести положения современного ландшафтоведения с ландшафтным искусством.

Прежде всего ландшафт рассматривается только как природное образование. В этом случае термин используется либо для обозначения природно-территориального комплекса любого ранга (Ф. Мильков), либо как одна из таксономических единиц природно-территориальных комплексов (Н. А. Солнцев). В последнем случае ландшафт положен в основу классификации, и, подобно тому как в биологии в основу таксономической системы положен вид, ландшафтоведы школы Н. Солнцева считают, что такой исходной единицей является ландшафт. В такой трактовке ландшафт — это конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и, следовательно, однохарактерным набором простых геокомплексов (фаций, урочищ).

* Ландшафтоведение — область физической географии, изучающая природные и природно-антропогенные системы — ландшафты, их строение, структуру, функционирование, динамику, эволюцию и взаимосвязи между элементами и частями.

Другими словами, ландшафт формируется взаимодействием и взаимосвязью 5 основных природных компонентов: климата, земли (включающей литогенную основу, рельеф, почву), воды, растительности и животного мира. Сходство этих компонентов, их функций и происхождения, а также повторяемость обусловливают выделение территориальных границ. Ландшафт занимает значительные площади, обычно измеряемые сотнями квадратных километров. На его территории выделяются комплексы меньшего ранга, называемые морфологическими частями (единицами) ландшафта. Основными из них являются фации и урочища, иногда дополнительно включаются подурочища и местности.

Фация — наименьшая морфологическая единица. Это такой природно-территориальный комплекс, на всем протяжении которого сохраняются одинаковая литология поверхностных пород, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз.

Урочище — представляет собой закономерное пространственное сочетание (система) фаций — балки, овраги, моренные валы и т. д.

Под влиянием хозяйственной деятельности человека облик природных ландшафтов может заметно измениться. В настоящее время на земной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые компоненты — растительность и животный мир. На месте какой-либо первичной лесной фации могут появиться вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свойствами. Но и другие компоненты существенно меняются; так, в результате развития промышленности меняется качество воздушного бассейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроузлов изменяется водный режим ландшафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим нарушениям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между компонентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рассматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обусловленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ландшафт, которой хотя и сохраняет естественный характер и подчиняется природным закономерностям, но несет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, измененных свойств почвы, режима подземных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится большинство современных ландшафтов Земли.

Антропогенные ландшафты являются важными объектами хозяйственной деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, лесонасаждения) и средоформирующие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ландшафты наряду с природными продолжают участвовать в формировании экологической среды — газового состава атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степени вторжения человека в среду естественного ландшафта принято несколько классификаций антропогенных ландшафтов.

По социально-экономическим функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лбесхозяйственные, промышленные (инженерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреационные, заповедные, средозащитные (например, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, например лесохозяйственная и рекреационная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, измененных и сильноизмененных (природных) ландшафтов.

Имеются и более сложные классификации.

По характеру последствий различают:

  • культурный ландшафт — сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды;
  • акультурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов, утративших способность выполнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.

Выделение и картирование границ ландшафтов и их морфоструктурных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который направлен на изучение свойств ландшафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказывающий возможные изменения, и разработку рекомендаций по оптимальному устройству ландшафта.

Рассматривая с позиций ландшафтоведения объекты ландшафтного искусства, необходимо отметить следующее.

Связь с компонентами ландшафта

Объекты ландшафтного искусства формируются на основе взаимодействия уже известных компонентов с целью создания комфортной и эстетически полноценной среды и как высшее достижение — создания художественного произведения. Другими словами, объекты ландшафтного искусства являются искусственными образованиями, создаваемыми на основе и с учетом природных компонентов и антропогенных включений. Степень вторжения человека в природные комплексы определяется их потенциальными возможностями и художественным замыслом мастера. Этот тезис можно проиллюстрировать многочисленными примерами создания парков на протяжении всей истории садово-паркового искусства.

Отношение к отдельным компонентам связано как с необходимостью приспосабливаться к ним, так и с возможностью их преобразования. Так, климат заставляет приспосабливаться к нему и учитывать его, формируя по возможности комфортные территории в зависимости от географической зоны и времени года и подбирая устойчивые в данных условиях насаждения. Земля рассматривается с точки зрения пригодности, а также форм рельефа и возможностей их использования для отдыха, формирования пейзажей и пластического преобразования. Вода определяет гидрологический режим территории (обводнение, осушение, полив) и возможность создания или включения существующих водных объектов для отдыха и эстетического оформления. Растительность наиболее часто подвергается изменениям. Она оценивается с точки зрения состояния и эстетической ценности существующих насаждений, их соответствия замыслу объекта и возможности изменения состава. Животный мир рассматривается как неотъемлемая часть экологической системы, обеспечивающая жизнеспособность всего комплекса, а также как составная часть живой природы, формирующая ее эстетический облик.

Соотношение этих компонентов при формировании объектов ландшафтного искусства должно быть подчинено их естественным взаимосвязям и в первую очередь экологическим требованиям растений. При этом решение эстетических задач должно учитывать не просто красивые или необычные сочетания компонентов или декоративные особенности растений, а экологически сложившуюся логику их взаимоотношений, обусловившую состав естественных растительных сообществ и их приуроченность к тем или иным формам рельефа, водоемам, почвенно-гидрологическим условиям.

Таким образом, компоненты и межкомпонентные связи природных ландшафтов являются экологическим фундаментом для эстетического формирования объектов ландшафтного искусства. Вместе с этим в ландшафтном искусстве термин «компонент» используется и в другом значении. Он связан с композиционным строем пейзажей, в которых различные виды парковых насаждений (солитеры, группы и др.) вместе с формами рельефа и типами водоемов являются составляющими парковых композиций. Размещение этих компонентов (композиция) составляет основу творческого построения парковых объектов.

Связь с морфологией ландшафта

Одним из начальных этапов проектирования является выделение на объекте участков (территориальных единиц), характеризующихся общностью природных свойств и внешне достаточно однородных.

Размеры и свойства парковых объектов не позволяют классифицировать их как географические ландшафты (Исключение составляют обширные территории национальных парков и целых регионов, организуемых ландшафтно-географическими методами.). Использование урочищ и фаций в качестве территориальных единиц находит свое применение лишь при организации территорий зеленых зон и лесопарков (М 1:25 000, 1:10000, редко— 1:5000). Однако и здесь скорее применяется лесоводственная таксономическая система, где в качестве территориальных единиц выступают типы леса, биоценозы, парцеллы. Но и в том и другом случае необходимо учитывать и оценивать внешние свойства участков — их пространственную структуру, эстетические достоинства и др. Это заставляет вести поиск своих территориальных классификаций, которые учитывали бы как внутренние экологические свойства территорий, так и их визуальные признаки. Стройность соподчинения природно-территориальных комплексов различных рангов в географическом ландшафтоведении стала методическим аналогом для подобного рассмотрения объектов ландшафтного искусства. Так, в рекреационных лесах лесопарковый ландшафт иногда выделяют как самостоятельную единицу со своими морфологическими частями.

Для парковых объектов Л. Рубцов в 1956 г. выделил садово-парковый ландшафт как организованное пространство, имеющее свои границы, которое «характеризуется определенным набором компонентов и элементов и отличается от других территорий парка или сада своими функциями и своим художественным обликом». Под компонентами Л. Рубцов понимает компоненты природного ландшафта, под элементами — отдельные характерные объекты, участвующие в образовании данного ландшафта,— виды растений, формы рельефа, водоемы, архитектурные и инженерные сооружения, малые формы, скульптуру и др. В структуре парка помимо садово-паркового ландшафта Л. Рубцовым выделяется более крупная территория — ландшафтно-планировочный район, объединяющий несколько садово-парковых ландшафтов, сходных и в эстетическом отношении, и в целом, и менее крупная единица — пейзажная картина как художественно организованное пространство внутри определенного садово-паркового ландшафта, наиболее полно отражающего его характер.

Понятие ландшафтного района в садово-парковом искусстве утвердилось давно и применяется в практике проектирования, строительства и восстановления объектов ландшафтного искусства. Его можно охарактеризовать как территорию с определенной объемно-пространственной структурой, в которой растительность, рельеф и вода, будучи композиционно взаимосвязаны, образуют свой физиономический облик. Так, например, можно выделить районы Верхнего и Нижнего парка в Петергофе, районы долины р. Славянки, Парадного поля, Дворцовый — в Павловском парке. В качестве же подчиненных единиц вместо садово-паркового ландшафта в практике употребляются: ландшафтный участок, парковый пейзажный или ландшафтный выдел. Четких различий между ними не прослеживается, а границы определяются по сходству визуальных признаков.

С целью упорядочения терминологии, а вместе с этим и территориального членения объектов ландшафтного искусства М. Коржев (1963) и Л. Залесская (1963) также выделяют 3 территориальных единицы: ландшафт как определенным образом выделенная площадь, пейзаж как ограниченное пространство, воспринимаемое с определенной точки, вид как часть пейзажа. А. Кищук формулирует пейзаж как «вид части ландшафта, ограниченный полем видения и обладающий определенным композиционным построением», вводит понятие видового кадра, тоже как вида части ландшафта.

Таким образом, однозначные в европейском языке понятия «ландшафт» (Landshaft — нем.) и «пейзаж» (pausage — фр.) в ландшафтном искусстве на русском языке имеют разный смысл: ландшафт как территориальная единица с определенными сходными признаками, пейзаж как видимая картина ландшафта.

Во всех случаях первым критерием выделения территориальных единиц парковых объектов являются визуально воспринимаемые свойства, группируемые по сходству признаков. Второй важный критерий — функциональное использование объекта, на основании которого выделяются границы его функциональных зон (тихого отдыха, спорта, детская, выставочная, музейная и т. д.).

Выделенные территории определенным образом связаны с природными комплексами. Последние рассматриваются с точки зрения возможности формирования той или иной композиции, организации того или иного вида отдыха. Таким образом, для работы над объектами ландшафтного искусства выделение территориальных единиц необходимо, оно ведется на основании природно-территориальных комплексов, но с учетом их функционального использования и общего физиономического облика, размеры этих единиц часто намного меньше, чем фация.

Связь с классификацией ландшафтов

Объекты ландшафтного искусства, в первую очередь парки и лесопарки, можно отнести к группе антропогенных ландшафтов и классифицировать как культурный, рекреационный, слабоизмененный (или измененный) ландшафт. Кроме того, в сферу ландшафтного искусства попадает еще целый ряд ландшафтов антропогенной группы. Это урбанизированный ландшафт, включающий всю систему городского озеленения, где природные компоненты формируются практически заново, а также нарушенные и деградированные ландшафты, требующие рекультивации (отвалы, места геологических выработок). Это, наконец, и сельскохозяйственные ландшафты, требующие их объемно-пространственной и эстетической организации.

Первая группа классификаций существует с давних времен; достаточно вспомнить сады древнего Китая с их ландшафтами — идиллическим, устрашающим, смеющимся (они же — романтический, мрачный, веселый). В XVIII в. в Европе появляется подразделение парков на героические, романтические, сентиментальные (впоследствии их стали именовать жанрами). Далее в XX в. французский теоретик О. Вашеро выделяет грандиозные, героические и сентиментальные ландшафты. В основе этой классификации лежит образный характер создаваемого парка. В настоящее время учет психологических факторов получает дальнейшее развитие. Так, американские ландшафтные арх. Хуббарт и Кимбалл предлагают сложную систему ландшафтов, основанную на психологии их восприятия. В 60-х годах румынский специалист В. Кармазин предложил таблицу, где ландшафты группируются по характеру их психотерапевтического воздействия на стимулирующие и успокаивающие. На этой основе в нашей стране также была составлена аналогичная таблица Н. Тюльпановым. Таким образом, классификации, опирающиеся на эмоциональное восприятие, как будто отходят от поиска образных характеристик и приобретают более прикладное — медицинское направление. Вторая группа классификаций, основывающаяся на соотношении компонентов, также существует давно. Она берет свое начало из садов Японии, которые классифицировались по сложности решения, набору и размещению природных компонентов. И хотя сложность композиции была определенным образом связана с философским и образным подтекстом сада, включение конкретных компонентов (рельеф, камни, вода) в классификационную структуру соответственно конкретизировали и классификацию («сад озера и острова», плоский, холмистый и т. п.).

Современные классификации имеют несколько направлений.

Л. Рубцов в 1956 г., используя состав и структуру растительности, морфологию рельефа и участие человека, подразделяет выделенные им садово-парковые ландшафты на лесные, парковые, луговые, альпийские, регулярные и садовые, т. е. классифицирует их по физиономическому облику. Такая классификация хотя и не получила широкого распространения в практической деятельности, тем не менее представляет интерес при формировании художественного образа объектов ландшафтного искусства.

Наиболее распространенной и устойчивой оказалась классификация по пространственной структуре насаждений, введенная еще в 1983 г. Г. И. Толочиновым при организации лесопарков, впоследствии модифицированная рядом авторов применительно к различным географическим районам страны (Н. М. Тюльпанов (1975) разработал классификацию для лесов таежной зоны, А. Ф. Журавков (1974)— для прибрежных лесов Дальнего Востока, Л. М. Фурсова (1984) — для рекреационных лесов Черноморского побережья Кавказа и др.). Она используется и при оценке парков.

В ее основе лежит подразделение территорий по типам пространства на закрытые (древесные массивы с высокой сомкнутостью полога), полуоткрытые (участки с менее густыми или рединными насаждениями) и открытые (участки без насаждений). Эти классификации имеют варианты, но во всех случаях, кроме пространственных характеристик, они включают и компоненты естественного ландшафта — рельеф, водные ресурсы, растительность (рассматривая ее с позиций лесной типологии), и деятельность человека (наличие коммуникаций и сооружений). Другими словами, они объединяют экологические и визуально воспринимаемые свойства природных комплексов и антропогенной деятельности, что и обусловило жизнеспособность этого подхода и его постоянное усовершенствование.

Таким образом, связь ландшафтного искусства с географическим ландшафтоведением проявляется в том, что его эстетические концепции исходят из свойств и взаимосвязи компонентов естественного ландшафта. Поэтому последовательное рассмотрение роли этих компонентов в формировании объемно-пространственной среды парка и его композиций явится тем общим фундаментом, который позволит подойти к решению конкретных задач.


Источник: Ландшафтное искусство. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Агропромиздат, Москва. 1988

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)