Специализированные парки и сады
Влияние функции очевиднее всего сказывается в специализированных парках и садах. По сути дела, каждый из них по-своему многофункционален (например, курортный парк — оздоровительный и пейзажно-прогулочный и т. д.). Однако ведущая функция, занимая доминирующее положение в программе парка, придает ему ярко выраженный специфический характер.
По мере развития все новых видов отдыха, спорта, интеллектуальных занятий в природной среде, развлечений появляются и новые разновидности парков и садов со своим специфическим внешним обликом. Это создает предпосылки для не известных ранее композиционных приемов. Но своеобразие парка, как объекта композиции, сказывается прежде всего в том, что функция влияет на композицию, как правило, не однозначно, не односторонне, а в сложном взаимодействии с природной первоосновой.
В связи с этим рассмотрим ряд примеров воздействия специализированной функции, уделив преимущественное внимание таким типам парков и садов, которые получили большое распространение за последние годы в отечественной и мировой практике.
Основная задача детских парков — организовать активный отдых детей в природной среде, способствовать их физическому развитию, удовлетворить их стремление к приключениям, к творческим занятиям, экспериментированию. Идейно-воспитательная функция детских парков находит свое отражение в таких объектах, как памятник Юным героям обороны в Центральном детском парке Ленинграда, поля для торжественных церемоний при дворцах пионеров и т. д. Познавательные функции детского парка проявляются и в устройстве специальных игровых комплексов. Так, на «строительных площадках» дети сами и под руководством взрослых осваивают профессию строителя; на площадке, имитирующей действующий морской порт, знакомятся с морскими профессиями; на железной дороге учатся водить поезда и т. д.
В ландшафте детского парка желательно отразить возможно большее разнообразие природных условий — в нем должны найти свое место и «лес», и «поле», и «горы», обязательны водоемы, ручьи. В них размещается соответствующее игровое оборудование, в лесу — избушки, на воде — кораблики и плотины и т. д. Со многими видами флоры дети знакомятся здесь впервые — яркие цветы, плодовые и декоративные деревья, цветущие кустарники. Более чем где-либо, здесь уместны лабиринты, зеленые тоннели, «залы», фонтаны-сюрпризы и другие традиционные садовые забавы. Однако в целом следует избегать ограждений, затесненности и вычурности в посадках и тропиночной сети —должны преобладать открытые пространства с устойчивым газоном.
В детских парках стремятся представить и животный мир. Важно вовлечь детей в общение с животными. Для этого создаются площадки молодняка, миниатюрные фермы, организуются подкормка птиц, экскурсии юннатов.
Номенклатура и количество функциональных зон, парковых сооружений детского парка зависят от его размеров, которые колеблются в среднем от 3 до 20 га. В парках площадью более 10 га становится возможным выделение функциональных зон: культурно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, природоведения, тихого отдыха и прогулок.
Необходимо учитывать, что на определение оптимальных размеров и функциональной направленности детского парка влияет уже сложившаяся система детского отдыха в городе и прилегающем районе, наличие по соседству других детских учреждений аналогичного профиля. Территории детских парков, площадь которых превышает 50 га, с трудом поддаются контролю со стороны персонала.
Архитектурные сооружения, размеры площадок и оборудование рассчитывают на детей определенных возрастных групп (2...5, 6...7, 8...10, 11...13, старше 14 лет). Масштаб сооружений для младших групп обычно принимается «детским» — это стимулирует воображение детей. Для детей старшего возраста, напротив, предпочтительно создавать «настоящие» предметы и не навязывать им уменьшенный масштаб.
Наиболее примечательный объект в парке «Солнышко» на берегу Финского залива (пригород Ленинграда) — каменная крепость с бойницами, цепными мостами и подлинными пушками петровских времен. Рядом расположился сказочный город с огромным Гулливером у входа; здесь можно увидеть истуканов с острова Пасхи, любимых героев детских книг, в ходе игры изучить правила уличного движения.
Парк «Детская страна» занимает слегка всхолмленный полуостров на берегу водохранилища (близ Токио). Жесткого функционального зонирования в парке не существует. Выделены главные планировочные оси, которые, пронизывая территорию парка (40 га), связывают между собой все композиционные узлы. Авторы стараются избежать жесткости в планировке, чтобы создать настроение ничем не стесненной свободы передвижения. В этом парке все открыто, все доступно, все спроектировано ради игры. Здравый смысл наставников не должен довлеть над ребятами — они сами выбирают себе занятия, сами изобретают игры. Проектировщики преследовали цель дать лишь материал для игр, но жестко их не регламентировать, поэтому в парке много как бы сырья для игр, полуфабрикатов, а не готовых изделий. Это будит творческую фантазию детей, они превращают в объект своей игры все — различные вещи, постройки, ландшафт.
Интересно решены сооружения парка. Здесь размещено несколько ведущих павильонов, которые рассматриваются как центры и символы окружающих игровых территорий, определяют их ландшафтный и функциональный профиль — это Детский зал, Центр традиционной культуры, Выставочный центр, Образовательно-игровой транспортный центр. Они не только выполняют определенные деловые функции, но и сами рассматриваются как большие игрушки; в их архитектуре есть элементы неожиданности, необыкновенности, приключения, открытия.
Центральное сооружение, видное отовсюду, — Детский зал. Это ядро парка, как бы вобравшее в себя черты всех других зданий. Выставочный центр решен так, чтобы наилучшим образом продемонстрировать экспонаты самого различного вида. Помещения, перетекающие одно в другое, связаны с наружными площадками, имеют экстерьерную отделку, чтобы создать иллюзию пребывания на воздухе (дети должны ощущать смену погоды — солнце, дождь, ветер, облака). Павильон окружает район активности — игровая площадка, каток, плавательный бассейн, пруд и ручей для игр и так называемая «Деревня еды». Здесь же устроены веревочные «джунгли», сетевые «горы», пленочные «мосты».
В отличие от Выставочного центра — открытого, шумного, ярко освещенного, архитектура центра традиционной куль туры призвана создавать ощущение отрыва от сегодняшнего дня, вызвать у детей ассоциации с далеким прошлым. Павильон представляет собой сложную комбинацию приземистых конструкций, чем-то напоминающих входы в погреба. Вокруг расположена зона археологии. Здесь экспонированы несколько древних японских жилищ, ряд археологических находок, подлинных курганов-захоронений, образующих «Деревню древностей».
Транспортный центр представляет собой целый комплекс закрытых и открытых сооружений — лекционные комнаты, кинозал, выставка, платформа для миникаров, мосты, рампы. Архитектура основного здания также символична — это как бы стартовые ворота для гонок по транспортной зоне.
Специфическими элементами детских парков являются «приключенческие», «строительные» и «транспортные» игровые площадки, а также полифункциональные «игровые городки.
Так называемые приключенческие площадки и комплексы решаются, как правило, в определенной тематике и стиле. В сказочных крепостях детских парков главное — образцы старины.
Романтика морских приключений — «сюжет» игровой площадки в парке Гренхен в Цюрихе. Главное сооружение — кольцевой канал с «деревней» на сваях, тоннелем, арочными мостами, «гаванью» (плескательным бассейном) и «кораблем». Веревочные лестницы, деревья для лазанья, песчаные фоны и насыпной видовой холм завершают эту игровую микрокомпозицию.
При создании комплекса для игр в индейцев (площадь 1,2 га) в г. Маннхейм плоскому рельефу участка были приданы формы пересеченного «романтического» рельефа с перепадом высот до 14 м. В центре участка — озеро с висячим мостом, вокруг него — луг, пещера, холмы, водопад, гроты, хижина. Искусственно созданный игровой ландшафт уподобен дикой природе, здесь воссозданы группы экзотических деревьев, высокие травы, живописные россыпи «естественного» камня.
Строительные площадки призваны развивать в детях навыки самостоятельного конструирования. В парках Дании и Швейцарии такие площадки обычно имеют площадь 0,5...0,8 га и крытые помещения для хранения инвентаря, строительных материалов (доски, кирпичи, краски и пр.), инструментов, верстаков и пр. Дети в течение летнего сезона самостоятельно и под наблюдением воспитателя строят домики, башни, сажают вокруг них цветы, украшают сады скульптурой. Подобные игровые комплексы называют площадками Робинзона. Часто они примыкают к зданиям общественного центра парка, но при этом пространственно изолированы стенками или земляными валами от присутствия взрослых посетителей. Группы детей разного возраста имеют обособленные участки для строительства объектов, соответствующих их возможностям и развитию. Строительные площадки оборудуются также небольшими устройствами для игр в мяч, теневыми навесами, питьевыми фонтанчиками.
Широко распространено в последние годы строительство игровых транспортных площадок, предназначенных для обучения детей правилам уличного движения во время катания на педальных автомобилях, велосипедах и самокатах. В зависимости от размеров, возраста детей, ландшафтных условий содержание таких тематических площадок может быть разным. В парке «Солнышко» прихотливо изогнутая трасса для езды вписана в рельеф, находится в сосновом бору. Геопластика, представленная откосами, выемками, насыпными горками,— здесь главное средство выразительности. Трасса проходит через тоннель, пересекается с линией «железной дороги». Уличные знаки и светофоры имеют стандартную раскраску и форму, но выполнены в уменьшенном масштабе. Будущие автомобилисты проезжают мимо гаражей, медпункта, автозаправочной станции, поста регулировщиков. На очень компактно спланированной транспортной площадке в Крузи-парке в г. Аламеда автомобильная магистраль не имеет четко выделенной трассы, однако она окружена по периметру ограждающими стенками и включает в себя разнообразные устройства для игр малышей: плескательный бассейн, лианы для лазания, карусель, спиральную горку, крупную песочную площадку.
Для устройства современных игровых площадок в детских парках становится все более характерным использование типовых вариабельных строительных деталей из железобетона, дерева, армо-цемента, стеклопластика, которые отличаются друг от друга размерами, формой, фактурой, цветом. Наряду с этим широко применяется геопластика, моделирование микрорельефа, создание искусственных насыпных холмов для катания на лыжах, санях, земляных террас для выделения площадок разного назначения. Большую роль играют скульптурные ограждения из бетона, которые сочетаются с типовыми деталями, крупные игровые скульптуры.
С другой стороны, следует подчеркнуть тенденцию к гибкости функционально-планировочных решений. Например, плеска тельные бассейны, оборудованные трибунами, после спуска воды используются для театральных действий, «строительные» площадки рассчитываются не на готовый результат, а на непрерывный и последовательный процесс создания «фантастического», «сказочного» сооружения. Толстый слой песка, которым покрываются иногда игровые площадки, также дает простор для их самого различного использования в зависимости от сезона, характера игры, возраста детей.
Спортивные парки представляют собой комплексы спортивных, физкультурных и культурно-просветительных сооружений, размещенных среди зеленых насаждений, которые включают в свой состав места для кратковременного отдыха. Архитектурно-пространственная композиция определяется здесь прежде всего условиями проведения соревнований и тренировок. Площадки, сооружения, проезды и аллеи занимают здесь значительно большую часть территории, чем в других видах парков. Учитываются жесткие требования к стандартным размерам и ориентации по странам света открытых спортивных площадок. Озеленение их должно удовлетворять ряду специальных требований — в отношении ветрозащиты, шумозащиты, равномерного солнечного освещения, создания спокойного одноцветного фона, на котором хорошо выделяются мяч и игроки, создания устойчивого к вытаптыванию травяного покрова и т. д.
Специфическим требованием при размещении крупных спортивных парков являются организация маршрутов массового общественного транспорта и выделение больших автостоянок, что позволяет быстро эвакуировать зрителей со стадионов в дни соревнований. Стремление к достижению гибкости отражается на планировочных решениях многих узлов, рассчитанных на разные режимы использования. Так, территория автостоянок в обычные дни используется для спортивных игр. Для этого они расчленяются рядами деревьев на секции различного размера. Аллеи, как правило, имеют среднюю ширину, но для того чтобы они могли пропустить массу посетителей в дни больших спортивных событий, параллельно им устраивают широкие боковые проходы с устойчивым травяным покровом, который может выдержать интенсивную, но достаточно редкую нагрузку.
Компактное расположение спортивных площадок осложняет задачу их акустической и зрительной взаимоизоляции. Это заставляет прибегать к организации высоких зеленых «стен», земляных насыпей, использовать или создавать перепады в уровнях смежных площадок.
Внешний облик спортивного парка складывается прежде всего из яркой зелени газонов, четкого рисунка беговых дорожек, плавных очертаний трибун, геометрических контуров бассейнов и т. п. Роль архитектуры в таких парках особенно велика. Так, огромная чаша стадиона парка на острове Татышев в Красноярске благодаря своей лаконичной, но выразительной форме композиционно уравновешивает всю территорию.
Стадион является центром всего спортивного комплекса, в состав которого входят также спортивно-концертный зал на 6 тыс. мест, малая спортивная арена, открытый и закрытый плавательные бассейны, павильон обслуживания, спасательная станция, спортивные площадки, автостоянки, хозяйственный двор. За спортивно-концертным залом расположены тренировочные поля, выставка цветов, а также развитый детский сектор с подвесной дорогой, морским клубом, станцией водных велосипедов, игровыми площадками и городком аттракционов. Вдоль прогулочных аллей разместились площадки для настольных игр и тихого отдыха, а вблизи бассейна — пляжи с комплексами обслуживания, кафе-ресторанами, пунктами проката и пр. Таким образом спортивный парк в Красноярске по существу является комплексной зоной отдыха, спорта и развлечений. Благодаря новому мосту, соединившему берега реки, он хорошо связан с обеими частями города. Сейчас создается огромный лугопарк площадью 600 га, при этом решено сохранить его естественный ландшафт — рощи, поляны, внутренние озера, лагуны, протоки.
В Иркутске быстро осваивается пойма Ангары в нижнем бьефе ГЭС. На Козачьем острове заложен большой парк, где высажено более 6 тыс. деревьев. А ближе к плотине, на мелководье быстрой Ангары заложен гидропарк «Юность». На плоские, покрытые галечником острова завезен растительный грунт, там высажены деревья и кустарники, намыты песчаные пляжи; острова соединены между собой дамбами и пешеходными мостами. Между островами организуется тепловодье путем использования вод, поступающих от агрегатов ГЭС, и их изоляции от основного русла Ангары, в которой даже летом температура воды не поднимается выше 12 °С.
Острая нехватка открытых пространств в переуплотненном центре Торонто (Канада), лишенном каких-либо территориальных резервов для расширения системы озеленения,— основная причина создания спортивно-выставочного парка непосредственно в акватории озера Онтарио (рис. 5.3). На центральном из трех искусственных островов расположен Форум — открытый театр с круглой ареной, окруженной холмами, на которых могут разместиться 6500 зрителей. Сложная конфигурация более крупных, восточного и западного, островов позволила образовать несколько лагун с пляжами. На них находятся детский городок и гавань для бригантин, морской клуб со стоянками на 350 лодок и морские «деревни» для кратковременного отдыха. Композиция парка строится на сочетании широких перспектив на озеро и город, открывающихся с холмов, и более интимных, замкнутых пространств внутренних заливов, протоков. В открытых «солнечных» панорамах нового парка доминирует купол синестрона — прозрачного сфероида, предназначенного для различных зрелищ. Проектная вместимость спортивно-выставочного парка 60 тыс. человек.
Рис. 5.3. Спортивно-выставочный гидропарк, созданный в акватории озера Онтарио в Торонто. Рядом с плотно застроенными кварталами в центрах крупных городов формируют искусственные ландшафты: 1 — выставки, рестораны; 2— «Синестра»— геодезический купол; 3 — форум; 4 — пляж; 5 — парк; 6 — внутренний судоходный канал; 7 — водная станция; 5 — пешеходные переходы; 9 — входная площадь; 10 — пешеходный мост; 11 — защитная дамба; 12 — транспортная магистраль; 13 — автостоянки |
Рис. 5.4. Олимпийский комплекс в Мюнхене: 1 — центральная арена; 2 — гимнастический зал; 3 — плавательный бассейн; 4 — велотрек; 5 — универсальный зал; 6 — зал для волейбола; 7 — поля для хоккея на траве; 8 — тренировочные поля; 9 — зал для разминки; 10 — Олимпийская деревня (для женщин); 11 — Олимпийская деревня (для мужчин); 12 — телебашня; 13 — радиотелевизионный центр; 14 — городок прессы; 15 — театр; 16 — искусственное озеро; 17 — холм; 18 — станция метрополитена; 19 — станция скоростной железной дороги; 20 — автостоянка; 21 — направление фотосъемки |
Особенностью парка Трамбле в Париже является очень высокая степень насыщенности его спортивными площадками при общем живописном планировочном решении. Из 75 га спортплощадками занято 35 га, автостоянками — 10 га, для отдыха и прогулок оставлено лишь 30 га. Рельефу участка придана форма обширной эллиптической чаши. Внизу — места для свободных игр и отдыха, над ними поднимается ряд террас, занятых спортивными устройствами. Благодаря этому посетитель парка отовсюду может легко охватить взглядом все пространство парка. Особую остроту композиции придает начертание аллейной сети, которая сфокусирована на центральном сооружении -клубе. Парк, включающий в свой состав семь открытых и закрытых плавательных бассейнов, футбольное поле, крытую шестиполосную беговую дорожку, каток, атлетическое поле, рассчитан на молодежь в возрасте 15...22 лет и вмещает до 10 тыс. человек.
Олимпийский спортивный комплекс в Мюнхене (ФРГ) занимает 140 га и расположен на месте бывших городских свалок (рис. 5.4). Искусственно созданный ландшафт стал неотъемлемой частью этого комплекса, где рельеф композиционно подчеркивается оригинальными формами сооружений, а его свободные контуры контрастируют с геометрическими линиями атлетических площадок и регулярной планировкой зоны у информационного центра. Главная площадь комплекса, расположенная между основными спортивными сооружениями, ориентирована на юг к новому озеру. Это пространство, к которому стекаются аллеи со всего парка, предназначено для массовых действий. Центром всей композиции является «Театрон», представляющий собой сочетание террасированных береговых склонов и плавающей сцены. Места для зрителей располагаются непосредственно на газоне, а фоном сцены служит водная поверхность и возвышенность на противоположном берегу.
В парке осуществлен принцип разделения пешеходного и транспортного движения. Пересечения даны в разных уровнях, что обеспечивается сооружением 16 пешеходных мостов и локализацией транспорта только в тех пунктах, где он действительно необходим. В северной части парка создана система пешеходных дамб естественных очертаний, которая отделяет Олимпийскую деревню от спортивных полей и членит их на ряд зон. Подъем пешеходного уровня позволяет наблюдать за ходом игр на смежных площадках, создает хорошие возможности для обозрения комплекса в целом.
Спортивные и оздоровительные функции преобладают и в гидропарках. Их внешний облик определяется открытыми водными пространствами и такими сооружениями, как ангары и гавани для парусных и моторных судов, крытые и открытые бассейны, своеобразные новые аттракционы типа «водный бобслей», гидрокарусель, водный трамплин, плавающие сценические площадки, рестораны, мосты и канатные дороги, связывающие «сухие» участки парка между собой и с берегом.
Трибуны парка у Гребного канала в Москве предназначены для наблюдения за спортивными состязаниями, но вместе с тем это одна из лучших видовых площадок — зрители могут любоваться необозримой панорамой западного сектора города, залесенными кручами Филевского парка, всей сложной системой внутренних акваторий, заключенных в излучине реки, а в будущем — фантастическим миром детского парка «Страна чудес». Динамичные конструкции трибун как бы парят над гладью канала, повторяя господствующие в ландшафте горизонтальные членения. Благодаря тому что здание поднято на опоры, оно не препятствует свободному обзору и на уровне земли. Сопутствующие постройки (ангары, тренировочные залы и пр.) подчинены трибунам, слиты с рельефом и развивают общий композиционный лейтмотив ансамбля — горизонталь.
Новейшей тенденцией в строительстве спортивно-оздоровительных объектов в парках стало стремление удлинить сезонные сроки пользования и по возможности обеспечить их круглогодичное функционирование. Создаются бассейны с подогревом воды, проектируются бассейны с трансформирующимися перекрытиями, применяются надувные пневматические конструкции для перекрытия водоемов при неблагоприятной погоде, устанавливается аппаратура для ионизации воздуха и насыщения его гидроаэрозолями. В развлекательных целях сооружают бассейны «Морская волна».
Мемориальные парки закладываются в честь выдающихся исторических памятных для народа событий и резко выделяются своим монументальным торжественным характером из всех других специализированных парков. Они требуют специфического подхода, создания зоны с особым психологическим «климатом», которая подготавливает посетителя к восприятию основного мемориала, дает ему возможность сосредоточиться, отвлечься от посторонних впечатлений.
Все средства садово-парковой композиции должны быть направлены на то, чтобы яснее выразить идею и содержание памятника. Ведущей чертой внешнего облика таких парков являются широкое использование монументальных средств, четкая планировка со строго продуманным графиком движения, преимущественно регулярная трактовка растительности.
В нашей стране создан целый ряд выдающихся мемориальных парков, садов, скверов. Среди них Марсово поле в Ленинграде, аллея Космонавтов в Москве, парк Вечной Славы в Киеве, мемориалы Хатынь, Саласпилс, Зеленый пояс Славы под Ленинградом, создаются военно-исторические парки в Бородино, Севастополе, у Брестской крепости, на поле Полтавской битвы и др.
Курган Славы, посвященный увековечению подвига советского народа в Великой Отечественной войне, расположен в 21 км от Минска. Участок имеет форму треугольника площадью 29,7 га. Доминантой парка является 70-метро¬вый монумент в виде четырех стилизованных штыков, установленных на конусовидном насыпном холме. К подножию кургана ведут главная дорога от автостоянок и четыре лучевые аллеи. Для восприятия главного фасада памятника со стороны Московского шоссе запроектирована аванплощадь, образованная регулярными насаждениями Памятной рощи. Прилегающая к кургану территория решена в характере лугопарка, что позволяет зрительно воспринимать монумент на фоне леса.
Главный вход обычно располагается по возможности вблизи собственно мемориальной зоны и рассматривается как исходная точка организованного движения к центру мемориала. При этом следует избегать взаимопересечения потоков, а также встречного движения в обратном направлении.
В формировании внутреннего пространства мемориальной зоны важное значение приобретает ее планировочная структура. Так, лучевое построение характеризуется расходящимися от одного центра путями движения посетите лей. При последовательном построении равнозначные микрозоны размещаются по мере развития тематической композиции вдоль главного пути движения. На территориях с разнообразными ландшафтными характеристиками и сложным рельефом планировочная структура парка может быть компактной или расчлененной (с кольцевой, перекрещивающейся, свободной системой аллей). Для лучшей обозреваемости центрального мемориального объекта (обелиска, скульптурной группы и т. д.) он включается в наиболее интересные пейзажи, на него ориентируются ближние и дальние перспективы как с территории парка, так и за его пределами.
В мемориальных парках и садах в зависимости от их величины и намеченного функционального использования кроме основной мемориальной могут быть выделены и дополнительные зоны, такие, как культурно-информационная, тихого отдыха, оздоровительная, детская, хозяйственная. В непосредственной близости от мемориального ансамбля, в особенности, если он включает объекты траурного содержания, не допускается размещение музыкальных эстрад, танцевальных площадок, полей для массовых игр и других источников шума, нарушающих торжественный характер ансамбля.
При расчете посещаемости мемориального парка исходят из нормы 90... 100 м2 на 1 посетителя, т. е. 9... 10 га на 1000 посетителей, одновременно находящихся на территории парка. При этом принимается во внимание, что он посещается группами экскурсантов и туристов по 50... 150 человек, учитывается также 0,2...0,3 % местного населения, проживающего в пределах пешеходной доступности (0,5... 1,0 км).
Элементы благоустройства должны помогать выявлению замысла пространственной композиции, соединять отдельные сооружения в единый комплекс, подчеркивать его масштаб. Для покрытия площадок перед центральным мемориальным объектом и главной аллеи применяют плиты из естественного камня, цветного и однотонного бетона, вводят мозаичные панно с программной или символической тематикой. Вблизи главного мемориального объема обычно устраивают газоны с низкорослыми кустарниками и цветниками, водные зеркала, каскады. Лестницы, пандусы и парапеты выполняются, как правило, из того же материала, в котором решен главный объект. Большую роль играют светильники, формирующие вечерний световой ансамбль мемориала, они используются для подсвета мемориальных объемов, подчеркивают ритмическую организацию главной аллеи, высвечивают участки цветников и т. д.
В ассортимент растений для мемориальных парков включаются высокодекоративные древесно-кустарниковые породы. Когда необходимо подчеркнуть торжественность мемориала, применяются колонновидные формы растений, плакучие формы усиливают настроение скорби. Имеет значение и цвет: например, для создания торжественно-траурного настроения используют пурпуро-листные растения. Некоторые деревья традиционно связывают с определенным символическим значением. Например, дуб олицетворяет силу и мощь, береза ассоциируется с образом России, магнолия, самшит, тис, плющ соответствуют траурной обстановке и т. д.
Особенность ботанических садов — сложное сочетание многообразных функций (научно-исследовательская работа по изучению ресурсов отечественной и мировой флоры, садоводству и зеленому строительству, культурно-просветительная деятельность и, наконец, отдых городского населения). Главным элементом ботанического сада является зона ботанических экспозиций, занимающая обычно около 50...70 % общей территории. В этой зоне растения располагаются по определенным ботаническим и декоративным признакам.
Главный Ботанический сад АН СССР в Москве (220 га) основан на базе естественного лесного массива, превращенного в заповедник. Вокруг заповедной части, находящейся в центре сада, расположены экспозиционные участки: дендрарий, «культурные растения», «декоративное цветоводство и ландшафтная архитектура», «сад непрерывного цветения» и др. Зона отдыха тяготеет к каскаду водоемов вдоль южной границы сада и примыкает к парку им. Дзержинского и ВДНХ. Ее облик определяют светлые березовые рощи и дубравы, поляны, пруды, отдельные включения декоративных пород, цветников. Намечено дальнейшее расширение территории на 140 га в восточном направлении к станции метро, что, как ожидают, доведет посещаемость сада до 60 тыс. человек ежедневно.
Многие ботанические сады, выполняя свои научные функции, одновременно выполняют роль пейзажно-прогулочных парков и становятся ценнейшими природными компонентами архитектурно-художественного облика города. Такой Ботанический сад АН УССР находится в Киеве, где собраны уникальные коллекции отечественной и зарубежной флоры, а показательные участки, например сиренгарий, являются образцом современного подхода к формированию растительных композиций.
Наряду с крупными ботаническими парками, функционирующими как научно-исследовательские центры, создаются ботанико-дендрологические сады и дендропарки научно-просветительного профиля, которые имеют также зоны прогулок и тихого отдыха. В таких садах растения собраны либо в систематическом порядке, либо по их хозяйственному значению, либо по декоративным и другим признакам (система высших растений, плодовые сады, технические растения и т. д.).
В саду «Розацеен» города Эрфурт, посвященном главным образом демонстрации растений семейства розоцветных, на 12 га выделены: участки плодовых деревьев и кустарников; куртины цветов-многолетников на центральной поляне; сад полиантовых кустарниковых и плетистых роз (на террасах с подпорными стенками и перголами); группа вечнозеленых розоцветных. Подобные небольшие ботанические сады могут рассматриваться и как центры эстетического воспитания, оазисы спокойного отдыха.
Цветочные композиции занимают центральное место и в выставочном парке «ИГА» (также в г. Эрфурте). Они выделяются в форме красочных квадратов и прямоугольников на фоне газона, образуют подобие ярких «морских волн», группируются в модульные передвижные структуры и демонстрируют разнообразные приемы современного садово-паркового искусства. В парке размером 55 га выделены входная зона с площадью для празднеств, «Цветущий луг», зона декоративного садоводства, зона зрелищ и развлечений с открытым театром на 3 тыс. мест, танцевальными площадками, ресторанами, декоративными бассейнами и фонтанами.
Часто коллекции растений размещаются в специальных павильонах-дендрариях. Один из наиболее впечатляющих примеров подобных сооружений — созданный по проекту ландшафтного архитектора Бурль Маркса павильон «Аквариум» в городском парке Рио-де-Жанейро. В нем отдельные экспонируемые растения и группы, искусственные водоем, микрорельеф образуют целостный ландшафт, объединенный экспозиционным маршрутом.
Декоративные возможности использования растений в качестве материала для «садовой живописи» убедительно демонстрируют композиции парка «Дель Эсте» в Каракасе. Здесь различные оттенки цветов, собранных в крупные, свободные куртины, в сочетании с причудливо изгибающимися дорожками и небольшими водоемами образуют полные экспрессии пейзажи. Цветочные экспозиции занимают центральное место и в парке «Флоралье Интернационале» в Париже. Здесь они развиваются в пространстве по определенному сценарию. Это парк цветов размером 3,0 га (рис. 5.6). Его первый экспозиционный участок — «Цветы на лугах и в лесах», затем минуя дубовую рощу, посетители попадают в главную зону — «Цветущую долину» с живописным прудом, искусственными холмами и лощинами, террасами, комплексом выставочных павильонов, «водным садом», «садом скульптур». Широкое использование приемов геопластики, компактная планировка, включение природных мотивов (автор Д. Коллинз) — все это очень характерно для современных течений в европейской ландшафтной архитектуре.
Рис. 5.6. План выставки цветов в Париже: 1 — экспозиция «цветы в лугах и лесах»; 2 — экспозиция «цветущая долина»; 3 — террасы с цветниками; 4 — «водный сад»; 5 — «сад скульптур»; 6 — выставочные павильоны; 7 — выставочные площадки; Я — детский сектор; 9 — ресторан; 10 — автостоянки |
В связи с развитием индустрии развлечений все большее распространение получают аттракционные парки. Напряжение, испытываемое человеком на производстве, может снижаться в местах отдыха не только путем общения с природной средой, но также и специальными развлекательными устройствами, которые позволяют быстро переключить внимание с обычной трудовой или бытовой обстановки, психологически разрядиться, испытать положительные эмоции.
Традиционным подходом к решению городка аттракционов как ярмарки являются развлекательные комплексы определенного стилистического характера, например «космические», «морские», или имитирующие современные архитектуру и дизайн «сказочные» городки, имеющие определенную этнографическую или историческую основу, и др.
В композиционном, техническом и функциональном плане представляет интерес парк развлечений «Мир Диснея» во Флориде (США). Ядром парка является так называемое «Волшебное королевство» — интенсивно освоенная под различные аттракционы территория площадью 40,5 га. Это оборудованный по последнему слову науки и техники городок различных по архитектуре павильонов. Он состоит из Страны приключений, Пограничной страны, Страны фантазии, Страны будущего (рис. 5.7). Главная улица тщательно, вплоть до мелочей имитирует традиционную обстановку небольшого американского города прошлого века, она насыщена ресторанчиками, дансингами и другими развлекательными заведениями. Архитектурный масштаб улицы и зданий взят намеренно уменьшенным — 7/8 реального, что создает специфическую «игрушечную» атмосферу.
В Стране будущего демонстрируются достижения научно-технического прогресса. Наряду с такими аттракционами, как «Полет на Луну», «Подводный мир капитана Немо», здесь можно познакомиться и с «настоящими» научными экспонатами, техническими новинками, перспективными промышленными образцами.
Страна приключений имитирует экзотику тропических стран: африканский водопад «Виктория», «полинезийские» хижины, искусственные аллигаторы и гиппопотамы, растительность джунглей.
В центре Волшебного королевства на высоком холме расположен Замок спящей красавицы, окруженный валами и рвом. Согласно задуманному сценарию каждый посетитель может попасть в замок только преодолев целый ряд препятствий — подъемный мост, арочные ворота и т. д. Здесь его ожидают встречи со множеством сказочных персонажей. «Королевство» до предела насыщено современным инженерным оборудованием — компьютеры, пневматическое мусороудаление, кондиционирование воздуха, электронная коммуникационная система. К услугам посетителей бесшумный и не загрязняющий атмосферу электротранспорт. Среди павильонов располагается несколько крупных гостиниц.
Кроме Волшебного королевства в составе парка организованы зоны отдыха различного профиля. Разнообразные зоны парка объединяются сетью переходных маршрутов, сходящихся к центральной площади, а также кольцевой монорельсовой дорогой, поднятой на опоры, с тем чтобы не мешать передвижениям по поверхности земли. Кроме того, организованы маршруты одного транспорта — по сложной системе искусственных озер и протоков, по осушительным каналам. Автор этого самого крупного в мире парка развлечений знаменитый кинорежиссер-мультипликатор Уолт Дисней стремился не только к максимальному разнообразию тематики отдельных зон, их техническому обеспечению, но и к тому, чтобы каждая зона имела специфическое ландшафтное решение. При этом большую часть площади (11 тыс. га) занимают заповедные территории.
В новейших аттракционных парках проявляется тенденция ко все более активному вовлечению посетителей в познавательный процесс в форме развлекательной программы. Парк развлечений при океанографическом научном центре в Майами включает «Акватеатр» для выступлений с дрессированными морскими животными, проекционную установку «Человек в море», создающую иллюзию пребывания на морском дне, а посетители могут участвовать в «лове рыбы», «подводной добыче руды», «спасательных работах» и т. д. (рис. 5.8).
Лечебно-оздоровительные парки, а также сады санаториев, домов отдыха, больниц и курортов рассматриваются как лечебницы под открытым небом. Главная задача подобных парков — создать наиболее благоприятную для больных и отдыхающих психоэмоциональную, гигиеническую и микроклиматическую среду. Особенностью этого типа парка является то, что наряду с обязательным сохранением общего природного фона для отдыха надо предусмотреть возможность проведения всех необходимых лечебно-оздоровительных процедур, физкультурных занятий с разной степенью нагрузки на организм, а также создать благоприятную обстановку для свободного повседневного общения отдыхающих.
Особую роль играют трассировка и ландшафтное благоустройство дозированных лечебных маршрутов — терренкуров, которые должны не только удовлетворять медицинским требованиям, но и раскрывать возможно более полно природные, а также исторические, этнографические, архитектурные достопримечательности местности.
Так как во время длительного отдыха люди более требовательны к своему окружению, уровень благоустройства и художественного оформления курортных парков должен быть особенно высок. Большие курортные парки посещаются, как правило, многократно в течение отпуска, часто больные и отдыхающие проводят в них большую часть дня, и парк таким образом становится постоянным фоном для курортной «деятельности» — лечения, развлечений, знакомств и т. д. В связи с этим важно предусматривать возможно более насыщенную и разнообразную программу (суточную, недельную, месячную) культурно-развлекательных мероприятий, создать соответствующую среду для проведения различных праздников, фестивалей, конкурсов, игр, стимулировать непосредственное участие отдыхающих в активных занятиях. В то же время важно сохранить в большей части парка обстановку для спокойного отдыха, тихих прогулок и т. п.
В качестве примера рассмотрим парк лечебной физкультуры в литовском городе-курорте Друскининкай. Парк размером 20 га посещают ежедневно 3...4 тыс. больных. Среди лечебных процедур — физические упражнения, массажи, грязевые ванны, ионизированный воздух, дозированная ходьба, закалка в каскадных купальнях и бассейнах, солнечные ванны, прогулки летом на велосипедах, а зимой на лыжах. В пределах парка выделено несколько специализированных секторов — для лечебных занятий женщин, мужчин и детей, спортивная зона. Однако большую часть парка занимают насаждения естественного характера с развитой сетью прогулочных дорог вдоль долины живописной речки Ратнича — главной природной достопримечательности. Один из маршрутов, называемый «Солнечная тропа», выходит далеко за пределы парка в окрестности города и заканчивается вблизи своеобразного филиала парка, где расположены каскадные купальни, бассейн, питьевые источники, кафе и пр.
Территорию лечебно-оздоровительного парка целесообразно разделять на зоны круглогодичного и сезонного пользования. Это позволяет более компактно расположить капитальные постройки, уменьшить затраты на их строительство и эксплуатацию, сохранить природный характер местности. Желательно, чтобы здания и сооружения даже в «круглогодичной» зоне не занимали больше 30 % площади. Наиболее подходящий природный фон для комплекса лечебно-оздоровительных объектов — достаточно разреженный и сухой сосновый или смешанный лес с полянами, водоем для купания, песчаные пляжи и т. п.
Общей композиционной основой выставочных парков всех типов является организация движения посетителей для наиболее полного раскрытия экспозиций. Последовательность рассмотрения экспонатов, создание оптимальной среды для их восприятия с учетом особенностей выставочной тематики всегда остаются главными задачами, однако сам характер экспонируемых объектов диктует совершенно различные архитектурно-пространственные решения. При этом практически в любом выставочном парке можно выделить помимо основных, собственно экспозиционных зон различного типа и величины также и вспомогательные, к которым относятся зоны отдыха посетителей, административно-хозяйственная, в более редких случаях научная и др. Однако рекомендовать какие-либо строгие нормативы по соотношению зон независимо от вида экспозиции не представляется возможным.
Одна из разновидностей выставочных парков представлена этнографическими, историко-культурными экспозициями. В них демонстрируются произведения народного зодчества, прикладного искусства, образцы традиционного бытового уклада. По сути дела это музей под открытым небом, его экспонаты воспринимаются на ландшафтном фоне и тесно с ним взаимодействуют. От того, насколько экспозиции соответствуют местным природным условиям — рельефу, растительности и т. д., всецело зависит успех организации парка этого типа.
Один из первых в мире этнографических парков — Скансен в Стокгольме (площадью 30 га) начал создаваться еще в конце 19 века. В нем представлены образцы шведской народной архитектуры (всего их более 150), при этом большинство построек собраны в «действующие» усадебные комплексы, в них можно познакомиться с традиционными формами ведения домашнего хозяйства в разных частях страны. Жилые дома окружены хозяйственными постройками, садами. Небольшая улочка выходит на площадь к церкви, рядом с ней сельское кладбище, мельница. Но самое крупное сооружение в парке — эстрада для выступления народных хоров и массовых представлений. Здесь есть и небольшой зоопарк, представляющий скандинавскую фауну.
В парке-музее народного быта в Киеве представлены тематические комплексы сооружений и ландшафтов, которые характеризуют отдельные районы Украины: Среднее Приднепровье, Карпаты, Полесье, Юг Украины и т. д. Общественный центр, административный комплекс, производственно-хозяйственные постройки вынесены на периферию парка, с тем чтобы не нарушить «сельский» облик местности. Развитая сеть пешеходных дорог привязана к рельефу и позволяет знакомиться с экспонируемыми постройками с разных ракурсов и в тематической последовательности. Аналогичным образом создан и этнографический парк в Тбилиси, который расположился на крутых склонах горы Давида. Он также состоит из нескольских зон, отражающих своеобразие народного жилища в разных провинциях Грузии. Однако в отличие от киевского парка, который отдален от городской застройки, тбилисская экспозиция менее обособлена и смотрится на фоне современных многоэтажных жилых районов.
Иногда ландшафтно-планировочная структура этнографического парка базируется не на географическом, а на историко-культурном принципе, в этом случае зоны парка представляют этапы развития народного зодчества, художественных промыслов. Например, в парке-музее быта народов Нижегородского Поволжья выделен основной маршрут посещения, который отражает основные исторические периоды сельского зодчества XVII — XIX вв. Постройки группируются вокруг пруда и здания деревянной церкви, играющих роль природной и архитектурной доминант и обеспечивающих пространственное единство всей композиции.
Этнографические экспозиции, конечно, не единственная разновидность выставочных парков, они чрезвычайно многообразны по своему содержанию, внешнему облику, планировочной структуре. Это и парки-музеи скульптуры, цветоводства, парки-выставки достижений науки, техники, сельского хозяйства. В последних главной задачей бесспорно является показ технических экспонатов, таких, как машины, станки, сложные агрегаты для обработки полей, образцы строительной продукции и т. д. При этом часть экспонатов выставляется на открытых площадках, показывается в процессе работы. Это каждый раз выдвигает перед ландшафтным архитектором весьма сложную и специфическую задачу согласования их с окружающим ландшафтным фоном. Часто это ведет к неожиданным решениям, композиционным находкам, как, например, огромный зеркальный шар — «геод» в парке Ла-Виллет в Париже, который отражает конструкции музея науки и техники, искусственный водоем, многоярусный спуск к нему, легкую подвесную галерею, пересекающую выставочные участки. В комплексе этого парка создан и ряд небольших архитектурно-ландшафтных композиций, в том числе своеобразный «Сад бамбука».
Зоологические парки по своей функционально-планировочной организации относятся к наиболее сложным. Так, В. М. Семенова рекомендует выделять на их территории зону экспозиции (45. ..70% общей площади), парковую (15...35%), обслуживания (до 10%), детскую (до 10%), хозяйственную (0,5...3%), научный центр (до 3%), ветеринарную (до 5%). При этом экспозиция животных должна исключать нарушения ритма и биологических условий существования путем разобщения антагонистических животных, должны быть полностью обеспечены безопасность посетителей, удобства осмотра, а также воссоздание естественного ландшафтного фона. Здесь все зависит от избранного принципа демонстрации коллекций животных и рационального варианта их осмотра. В настоящее время наиболее широко применяется «зоогеографический» или «экологический» порядок расположения зон. При зоогеографическом принципе животные обычно демонстрируются в зонах, соответствующих странам света (Европа, Африка и т. д.). Например, в зоопарке г. Торонто (экспозиционная территория 150 га) животные содержатся в соответствующих зонах, напоминающих характерные естественные условия австралийского, американского и других материков. Рубежами «материков» служат перепады рельефа, водоемы. Для воссоздания естественной среды обитания в этом зоопарке практически отказались от прокладки дорог для посетителей: они осматривают территорию сверху, из кабин монорельсового поезда. Этот маршрут объединяет отдельные зоогеографические зоны и создает иллюзию путешествия в экзогеографические страны. Животных осматривают и с моста, перекинутого через каньон, и из застекленного тоннеля, и из тоннеля, проложенного по дну «моря».
В зоопарках, организованных по экологическому принципу, животные показываются в соответствии с условиями их обитания, выделяются «зона тайги», «зона пустынь», «лесостепная», «горная» зона и т. д. (рис. 5.9). Суть экологических зоопарков в том, что животные группируются в естественные сообщества, т. е. максимально воспроизводится «натуральная» обстановка их обитания, учитываются связи между различными видами животных, населяющих те или иные ландшафты. При этом демонстрируются не отдельные экземпляры, а целевые сообщества — стаи, стада, семьи и т. д. Такой подход дает возможность показать естественное поведение животных, но требует особых усилий по воссозданию сложной и разнообразной ландшафтной структуры на территории парка, что возможно лишь при достаточно крупных его размерах. В то же время появляются и зоопарки, в которых воссоздается достоверная ландшафтная обстановка не для всех, а лишь для одного или нескольких видов животных. В этом случае размеры парка сокращаются, как, например, в парке Вуд-Ленд (г. Сиэтл, США), где демонстрируются 30 видов обезьян. Имеются и интересные попытки воссоздания «естественной» среды обитания в закрытых помещениях. Так, в Доме Альфреда Брема (г. Берлин) устроены искусственные скалы, водопады, обеспечено кондиционирование микроклимата, здесь демонстрируются такие экзотические животные, как носороги, бегемоты, слоны, жирафы, обезьяны.
Добавить комментарий