Декоративная скульптура

Скульптура с давних времен является одним из главных элементов украшения садов, парков, усадеб, дворцов, городских территорий. Ее содержание, а вследствие этого и формы пластического выражения в значительной степени менялись в различные периоды развития общества.

Декоративная скульптура, как правило, имеет небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, носит «камерный» характер и рассчитана на небольшие пространства. Однако в крупных дворцово-парковых комплексах скульптуре иногда отводилась и особая роль — она широко использовалась для декоративного оформления и создания особой, торжественной среды.
 
Являясь важным элементом архитектурно-планировочных композиций, формы и размеры скульптуры взаимоувязывались, определялись по количеству и габаритам. Прежде всего они отвечали своему парковому окружению — пропорциям главных и второстепенных сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников, были соразмерными человеку.
 
При создании скульптуры использовались долговечные твердые материалы с высокими декоративными качествами (бронза, чугун, мрамор, известняк, гранит).
 
В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбиралось место для ее установки. При этом стремились создать контрастные цветовые соотношения скульптуры и фона, на котором она смотрится. С помощью растительности можно значительно подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
 
На фоне зелени темных хвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, и поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый мрамор, белый камень-известняк. Для материалов темной окраски (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой серебристой, золотистой листвой.
 
Скульптуру устанавливали там, где окружающая среда способствовала выявлению ее художественных достоинств. Нередко скульптуру из бронзы удачно размещали на фоне неба, светлой воды, дальней стены деревьев, цвет которой значительно смягчался воздушной перспективой.
 
Далеко не вся скульптура Летнего сада или Архангельского обладает равноценными достоинствами, однако удачно размещенная на территории парка, она производит незабываемое цельное впечатление.
 
Перекрестки основных аллей являются важными элементами регулярного парка. Композиции, стоящие в центре перекрестка, просматриваются не только с главной аллеи, но и с примыкающих и поэтому решаются крупнее в расчете на восприятие с дальних расстояний.
 
В регулярном парке нередко для изоляции аллеи от расположенных по ее сторонам пространств используют стриженый кустарник и деревья в виде зеленых стен со специальными нишами, в которые устанавливают скульптуры. Цвет листвы фоновых насаждений выбирают с учетом цвета самой скульптуры.
 
Размещение скульптуры вдоль аллеи придает своеобразную парадность, подчеркивает сложившийся ритм стволов деревьев, доминирующее положение главной композиции по оси аллеи и способствует лучшему раскрытию уходящей в глубину перспективы.
 
Анализ установки скульптур в парках позволяет сделать вывод, что отношение высоты скульптуры с пьедесталом к ширине аллеи, как правило, 1:3. Такие пропорции создают наиболее благоприятные условия для осмотра скульптуры и при этом не мешают свободному проходу пешеходам. В этом случае пьедесталы не занимают территорию аллей, а находятся на линии бровки примыкающего к ней газона.
 
Парки с пейзажной планировкой, имеющие характерный плавный рисунок аллей, живописные поляны, озеленение, создающее условия, близкие к естественным, с чередованием зеленых массивов и лужаек, требуют специфических приемов размещения декоративной скульптуры. Такие парки чаще всего организуются на территории с ярко выраженным рельефом, что способствует максимальному раскрытию красоты ландшафта, созданию разнообразных видов, своеобразных групп деревьев, появляющихся внезапно из-за поворота.
 
Размещение скульптуры на озелененной территории обусловливается пластикой рельефа, архитектурно-планировочной композицией, характеристиками ландшафта, архитектурой сооружений и их назначением, очертаниями водоемов, наличием полян, площадок и т. д. При размещении скульптуры подбирают место, где скульптура смотрится не только как произведение искусства, но и гармонично взаимосвязано с окружением.
 
С этой целью нередко скульптуру устанавливают в сочетании с естественным камнем, создавая живописные природные композиции.
 
Прием увязки скульптуры с беседкой
Прием увязки скульптуры с беседкой: I — дорога; II — скульптура; III — однотонная полоса цветов; IV — беседка; 1 — дуб красный; 2 — береза бородавчатая; 3 — смешанные посадки лиственных деревьев
 
Декоративная скульптура может усиливать тематическое содержание отдельного объекта, подчеркивая его значение в общей композиции, и одновременно объединять участки территории парка в единый комплекс. В пейзажных парках нередко скульптуру размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства. Иногда скульптуру или даже целые композиции ставят непосредственно на землю, без пьедестала, но это возможно лишь тогда, когда скульптура является органической частью пейзажа. В каждом конкретном случае, в зависимости от уровня исполнения, содержания скульптуры, необходимы индивидуальный прием ее размещения, масштабное соотношение и согласованность с окружением и прежде всего с растительностью.
 
И. А. Косаревский предлагает ставить декоративную скульптуру в пейзажном парке у изогнутой дороги, подводящей к беседке. Однотонная лента цветов с выпуклой стороны дороги свяжет эти объекты, направляя взгляд и движение к беседке. Из беседки скульптура будет хорошо восприниматься на фоне зелени, и внимание к ней привлечет яркая полоса цветов.
 
В исторических парках, расположенных на сложном рельефе, нередко оформлялись скульптурой лестницы, дополняющие композицию.
 
Иногда парки становятся местом «именных» коллекций. В пригороде Стокгольма расположен музей под открытым небом выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса. Здесь среди зелени на открытых террасах размещена экспозиция его работ. Самые значительные достижения мастера связаны с монументально-декоративным творчеством.
 
Значительные по размерам и содержанию монументы размещают на центральных площадях, создавая благоприятные условия для организации единого пространства.
 
При включении в парковую среду мемориальной скульптуры, обелиска, стелы, колонны, посвященных знаменательным историческим событиям, можно усилить их выразительность за счет умелого использования декоративных качеств растений, рельефа, всего окружения.
 
Деревянная скульптура — декоративная резная скульптура из стволов деревьев, получившая широкое распространение в последние годы на территориях городских зеленых насаждений и в пригородных лесопарках. Она создается из высохших деревьев, бурелома, которые приобретают на своем месте вторую жизнь.
 
Дерево — материал очень доступный и легко обрабатываемый, а изделия из него хорошо вписываются в естественную природную среду, создавая сказочную атмосферу. Умело используя и раскрывая замечательные природные художественно-декоративные качества дерева, создают скульптуры былинных героев, сценки из народных сказок. Такие композиции устанавливают на полянах в лесопарках и парках, на бульварах, во дворах микрорайонов. На детских игровых площадках для малышей размещают разнообразные простые в изготовлении и удобные для игр резные декоративные формы.
 
Деревянную скульптуру следует устанавливать поодиночке или небольшими группами по две-три штуки вдоль пешеходных аллей, на поляне, площадке и на других хорошо обозреваемых местах, избегая чрезмерной концентрации на одном месте и устанавливая одну скульптурную группа от другой за пределами видимости. Дерево для сохранения пропитывают специальным составом от растрескивания и разрушения.
 
В.А. Горохов
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)