II. Архитектура зеленых насаждений
Зеленые насаждения города образуют свою систему архитектуры, входящую в качестве непременного, полноценного и органического элемента в ансамбль и всего города и его отдельных частей. Качественна и количественно завися от архитектурно-планировочных решений общего ансамбля, озеленение может играть решающую роль при выявлении отдельных ансамблей.
Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о генеральном плане реконструкции Москвы дает совершенно ясную и конкретную программу построения зеленой системы советского города. Понятно, что при этом должны сказаться индивидуальные особенности каждого города, его местоположение, размеры и т. п.
Так, архитектурно-планировочные задачи зеленых насаждений небольшого города требуют единого композиционного приема, единого архитектурного образа, центра, простоты системы (парк, озеленение мест жилья и работы), давая общий архитектурный силуэт. Иллюстрацией могут служить такие города, как Сталиногорск, Наманган, рабочие поселки Челябинска, завод им. Молотова в Горьком и др.
Наоборот, зеленые насаждения большого города требуют сложной композиции, состоящей из основного центра и комплекса локальных центров, образующих ряд отдельных ансамблей, требуют также усложнения системы (загородный парк, городской, районный, сад, озеленение мест жилья и работы). Иллюстрацией могут служить Москва, Ленинград, Харьков, Сталинград и др.
Озеленение города строится на принципе равномерного обслуживания зелеными насаждениями всего населения.
План озеленения должен состоять в основном из крупных общегородских парковых массивов, меньших районных парков и садов, связанных между собой и с центром города зелеными артериями — полосами бульваров. Дополнением к основному озеленению служит сеть малых форм зеленого строительства — архитектурно-декоративных комплексов, увязанных с ансамблями улиц, площадей, водных поверхностей, жилых и промышленных кварталов, отдельных зданий, а также защитное и специальное озеленение (больницы, зоологические и ботанические парки). Внутригородское озеленение должно замыкаться внешним, идущим вокруг города, лесопарковым защитным поясом, и, наконец, весь план завершается загородными лесными парками, лесами и заповедниками, соединенными с городом парковыми и прогулочными дорогами.
Связность всей системы зеленых насаждений будет способствовать уничтожению отрыва горожанина от природы. В своем плановом решении и объемном выражении система зелени должна быть стройной и ритмичной, т. е. давать гармоничное чередование крупных массивов и малых форм зеленого строительства. При всей равномерности расположения элементов, она не должна допускать утомительного архитектурно-художественного однообразия или мелкой архитектурной пестроты. Так, в Москве, например, на отдельных улицах обращают на себя внимание и утомляют мелкие полоски неряшливой тусклой зелени по обочинам мостовой, засаженные однообразным молодняком и переросшей травой (Восточная улица в Пролетарском районе).
Зеленая система не может ограничиваться территориями, остающимися после удовлетворения других потребностей города. Она должна использовать полностью архитектурные данные существующей естественной обстановки — выгодность рельефа, условия почвы, водные бассейны, естественные зеленые массивы, места искусственного озеленения и всяких искусственных сооружений, возможных для приспособления под зеленые устройства. Архитектурно-планировочные приемы зеленого строительства, в зависимости от значения его в том или ином районе (центр или периферия), должны различаться:
1) количественным и качественным соотношением, формованной и неформованной зелени (регулярная организация зеленого пространства в общегородских центрах, на магистралях и площадях, в местах массовых посещений, в парках и пр.);
2) насыщенностью сооружениями, разнообразием ассортимента зелени и водных устройств; в местах массовых посещений безусловно необходимы значительные сооружения, сложные виды и формы растительности и водных устройств (фонтаны, бассейны, каскады и пр.);
3) стоимостью строительных материалов.
Архитектура зелени требует разнообразных приемов композиции также и в зависимости от санитарно-технических норм.
Прежде всего должно быть учтено географическое положение данного города.
Так, на севере (где мало солнца и света) необходимо чередовать большие зеленые массивы деревьев со свободными лужайками; во избежание затененности и затемненности здесь нужны особые посадки (например деревья с разреженными кронами).
Подобный композиционный прием планировки зеленых пятен можно рекомендовать таким городам, как Ленинград, Москва, Горький, Челябинск, Сталиногорск и Большое Запорожье. В качестве отрицательного примера показателен Петергофский парк — заросший, темный и сырой лес; вся масса посетителей концентрируется лишь на редких веселых просветах лужаек и у моря.
На юге (в связи с излишком солнца и света), наоборот, нужны сплошные массивы зелени большой плотности. Там надо создать затененность особыми посадками (например деревья широких и плотных крон, частая обсадка при уличном озеленении и пр.). Ташкент и Наманган, Балхашстрой и Баку — вот, примерно, города, которым можно рекомендовать такой композиционный прием планировки зеленых пятен. Мне кажется, что придется ввести исправления в проект планировки парка в Тифлисе проф. М.Я. Гинзбурга, опубликованный недавно в печати: солнце выгонит посетителей из этого парка, так как в проекте предусмотрено мало зеленых насаждений.
Приемы композиции зависят также от условий защиты зелеными насаждениями и характера подлежащих озеленению специальных учреждений.
Защита от дыма, снега, пыли, шума и т. п. требует включения в ансамбль сооружений сплошных масс зелени (например защита водохранилищ и пр.). В других случаях она требует искусственно обработанных форм и четкой организации зеленых полос (например защита железнодорожных путей и т. п.).
Имеет также значение подбор специального, обладающего архитектурными качествами ассортимента для создания ансамблей тех или иных учреждений (учебных или лечебных, ботанических или зоосадов.). Так, например школы требуют веселого зеленого ландшафта и редких и показательных видов растительности (нужно отметить, что многие из только что выстроенных московских школ включили в ансамбль зеленые насаждения).
Ассортимент зелени должен строиться на ресурсах обогащенной местной природы и обладать определенным общим характером. Необходимо в пределах возможности культивировать вечнозеленый ассортимент, создавая из него не только вкрапления, но однородные массивы и части, гармонично связывая его с ансамблем города, ансамблем сооружения, используя его многообразные пространственные, объемные и плоскостные, конструктивные и цветовые качества.
III. Архитектура главнейших элементов зеленой системы
Общегородские парки. Общегородские парки (культуры и отдыха) по своим размерам и по значению являются основными элементами зелени каждого города. Рожденные революцией (первый парк возник в Москве в 1928 г.), они организуются во всех городах Союза, на новостройках, в колхозах. За небольшой период наши парки нашли совершенно новые формы общения населения и коллективного воспитания, новые, социалистические формы организации отдыха. «Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся (из постановления МК ВКП(б) от ЗДХ 1931 г.). В историю паркостроения вносится новая тема, сущность которой совершенно отличает наши парки от всех ранее созданных классических и современных образцов. Являясь ответственным звеном всей системы зелени в целом, каждый парк в то же время представляет собой законченный архитектурный ансамбль, включает, в сочетании с большими зелеными пространствами, крупные парковые сооружения (дворцы культуры, стадионы, театры), элементы архитектурно-декоративного порядка (скульптура, вода, цветы, свет), а также малые формы парковой архитектуры (павильоны, беседки и т. п.).
Раскрытие, использование и обогащение природных условий, приведенных в единую архитектурную композицию на основе правильно понятых социальных задач, требуют критического освоения опыта тех времен, когда зодчие умели создавать гармоническое единство природы и искусства.
Новые социалистические формы организации отдыха, дающие чрезвычайное разнообразие в обслуживании массы посетителей парка, выдвинули новое требование — многообразность композиционных приемов.
Те или иные приемы применяются в зависимости от конкретных условий и задач, как-то: условия рельефа, близость воды, характер архитектурного ансамбля (городок техники, главные площади парка, место тихого отдыха). Таким образом, в зеленом оформлении парка могут одновременно участвовать газон, партер, широкая аллея, узкая дорожка тихой зоны.
Разнообразие приемов не должно создавать впечатления дробности композиции всего парка, которая должна быть едина и выдержана.
Практика советского паркостроения еще не решила всех проблем архитектуры советского парка, но выявила четкие тенденции к применению двух ведущих композиционных приемов: 1) для территорий массового пользования — геометрическая разбивка планировки, организованная в увязке с сооружениями социалистической тематики (например партер ЦПКиО в Москве); 2) для территорий спокойного отдыха — принцип свободной пейзажной разбивки, но также с введением организующих тематических точек и с учетом массовых посещений (например парк им. Сталина в Москве). В самом деле, пейзажные парки прошлого своей организацией пространства и сети дорожек разобщали посетителей, разбивая их на одиночек и все внимание направляя лишь на живописность пейзажа. Сооружения в этих парках носили только декоративный характер, способствующий созданию картины («храмы дружбы», руины и т. п.).
Характер сочетания регулярной (геометрической) и свободной пейзажной планировок для каждого парка будет иной, так как архитектура парка строится на использовании и обогащении местных природных условий, а последние в каждом отдельном случае образуют специфический архитектурный облик. Каждый парк должен иметь свой архитектурный профиль, вытекающий из тематики деятельности парка и локальных природных условий (парки Москвы, Баку, Сочи, Б. Запорожья, парки, отражающие проблему национальной архитектуры, парки в связи с промышленными предприятиями и пр.).
Особо следует выделить вопрос о реконструкции исторически сложившихся парков. В подходе к их решению нужна особая осторожность. Но при всей необходимости сохранения целостности ансамбля, уже достигнутого строителями парка, нужно вводить коррективы.
которые вызываются новыми видами деятельности парков и новым, массовым контингентом посетителей. Так, в Павловске, например, при полком сохранении тихих зон и дворца как памятников-музеев, головной участок парка и подходы со стороны города требуют основной перепланировки для удовлетворения посетителя массовыми видами парковой работы и для сохранения парка от гибели. Точно так же исторически сложившаяся радиальная система Сокольнического парка им. Бубнова в Москве, имеющая один подход со стороны города, должна дополниться новой сеткой, наложенной на существующую, для приема посетителей из разросшегося города еще через новые входы.
Практика проектирования парков показывает, что над проблемой образа парка работали еще недостаточно. Большинство проектов сводит вопрос к решению функциональной схемы, не доводя работы до архитектурного решения целого и отдельных частей, до конкретных рабочих проектов. Выработался даже некоторый стандарт «необходимых» иллюстративных схем, раскрывающих отдельные вопросы работы парка (схемы районирования, транспорта, освещения и пр.). Проектные задания совершенно не отражают различных условий работы того или иного парка, в них господствует некоторый штамп. К тому же они очень часто рабски копируют практику ЦПКиО в Москве, что может совершенно обезличить стандартным набором объектов архитектуру данного парка и тормозить развитие присущих ему новых форм отдыха и развлечений. Так, в тресте Госзеленстрой для планировки парков, например, Челябинска и Куйбышева была составлена совершенно одинаковая программа, лишь с перерасчетом на площадь. В то же время парк Челябинска — громадный лесной массив, периферийный парк со спокойными формами работы, а куйбышевский — городской парк, строящийся на базе дачных садов со свободными пространствами, парк, расположенный на берегу Волги с видами на Заволжье и Жигули. Ясно, что эти два парка должны иметь различные, ярко выраженные в программе доминанты своей работы и архитектуры, а не «равномерную комплексность», обезличивающую их.
Нужно также отметить, что архитектурные качества зеленого строительства в парке не стоят еще на должной высоте. Это объясняется в первую очередь тем, что архитектор не знает в полной мере того материала, из которого он принужден строить парк, и не руководит на месте работой по строительству; иначе говоря — объект не закреплен за ним, он не работает «на лесах».
Районные парки. В отличие от общегородских парков, имеющих самостоятельное композиционное значение, районный парк является неотъемлемым элементом ансамбля района. Один из основных объектов районного центра (дом культуры, театр, стадион) становится во главе планировки районного парка, определяя его композицию и соотношение частей; архитектура парка строится, следовательно, в меньшей зависимости от естественных условий территории, подчиняя их решение ведущему сооружению в парке. В тех же случаях, когда районный парк находится в зоне сплошной застройки, архитектура его зелени должна компенсировать отсутствие далеких развернутых перспектив и широких пространств более богатой декоративной обработкой деталей.
Приемы архитектурной композиции весьма различны и многообразны, как многообразны и архитектурные возможности планировки возглавляющих сооружений.
Из практики строительства районных парков в Москве следует указать на парк Ленинского дворца культуры в Пролетарском районе. Парк этот находится в самом узле расположения таких гигантов промышленности, как автомобильный завод им. Сталина, «Шарикоподшипник» им. Кагановича, велосипедный завод им. Кирова и др. Парк возглавляется уже построенными зданиями дворца культуры, расположенными на высоком месте, господствующем над районом и территорией парка.
Сады и скверы. Архитектура сада должна исходить из условий подчинения ее господствующему зданию, диктующему композицию плана, объем зеленых насаждений и малых форм архитектуры, в соответствии с характером главного здания (например сад при кино, при театре, при клубе).
Сквер, как измельченный вид зеленого строительства, допускается только в качестве временного типа озеленения, для замены отсутствующих элементов системы. В композиционном отношении он решается замкнуто, без связи с прилегающей застройкой. Малые размеры сквера требуют главным образом декоративных пород зелени и широкого применения цветочного оформления.
Нужно отметить ошибочность приема планировки многих московских скверов в виде пучка аллей, исходящего из центра, где находится возглавляющая клумба.
Сквер должен иметь по периметру высокую посадку, а в центре, наоборот, низкую — цветники, с периферийной разбивкой дорожек для сохранения большой зеленой площади в центре.
Бульвары. В архитектурно-планировочной системе города и его уличной сети бульвары служат либо соединением отдельных крупных элементов планировки города, либо подходами к ним, либо имеют самостоятельное значение как места прогулки. При этом один бульвар может совмещать в себе различные функции.
Абсолютное преобладание продольной оси и значительная протяженность требуют ритмического повторения основных архитектурных элементов, образующих бульвар.
Элементы построения бульвара — деревья и кустарники, газоны и цветники, малые архитектурные формы и элементы уличного освещения — выделяют бульвар как самостоятельно решаемый ансамбль, создают масштабность и, подчеркивая его ось, вносят разнообразие в архитектурное решение его отрезков.
Исключением являются бульвары на набережных, подчиняющие свое пространство еще большему пространственному элементу — реке.
Бульвары — чрезвычайно важный элемент зеленой системы города; их значение при разработке проектов озеленения до сих пор еще недостаточно учтено. Архитектор-озеленитель должен обратить на них впредь самое серьезное внимание. Изучение практики дает в этом отношении ряд примеров. Так, в Ярославле имеются прекрасный бульвар и озелененная набережная, которые являются излюбленными местами прогулок жителей города. Такое же большое значение имеют бульвары в приморских городах (Севастополь).
Озеленение улиц и площадей. Зеленые насаждения улиц и площадей — необходимые, наиболее приближенные к городской жизни звенья общей зеленой системы города.
Улица или площадь не будут производить впечатление такого? скучного и пустого пространства в том случае, если они расчленены рядами зеленых насаждений, указывающими на каждом своем отрезке на вторую поперечную ось.
Своей архитектурной организацией, ритмичностью и разнообразием элементов зелень, помимо гармонического сочетания с ансамблем улицы, может подчинять себе архитектуру улицы (организуя, например, раздробленную архитектуру всей улицы или отдельных ее частей). Но она может также и подчиняться ей, дополняя ее как художественно-декоративный элемент (например оживлять однообразно решенный ансамбль, придавать характер интимности жилой улице, которая главным образом и подлежит озеленению).
Озеленение жилых кварталов. Основным элементом озеленения города, наиболее приближенным к населению, является внутриквартальный сад, органически включенный в архитектурный ансамбль квартала.
Возможности организации внутриквартального сада особенно велики при нашем плановом строительстве. Весьма немногие капиталистические города могут похвастать созданием внутриквартальных садов, затрудняемым частной собственностью на землю. Между тем, каждый советский город, как новый так и реконструируемый, имеет полную возможность создавать внутриквартальные сады, и такие сады уже существуют и создаются вновь. Даже такие большие города, как Москва и Ленинград, имеют целый ряд внутриквартальных садов. Отдельные элементы должны, при целостности и законченности всего зеленого объекта, создавать архитектурно решенные изолированные части сада, наиболее полно удовлетворяющие потребности населения в солнце, воздухе и воде.
Планировка внутриквартального зеленого пространства — весьма важный участок работы по озеленению советского города. Человек проводит достаточно много времени в домашней обстановке, и нужно дать ему зелень и чистый воздух непосредственно перед самыми окнами его жилья.
Для архитектурной полноценности внутриквартального сада необходимо вводить в него наиболее выразительные в художественном отношении виды зеленой растительности (цветы, многолетники, лианы, хвойные) и дополнять его декоративное оформление разноцветными естественными и искусственными материалами (цветные кирпичи, известняки, туфы, керамические плиты и т. д.).
Чтобы достичь полноты архитектурного содержания внутриквартального сада, необходимо самым широким образом привлекать к его созданию общественность. Весьма целесообразно создавать архитектурно-планировочные кружки из жителей квартала и членов общества друзей зеленых насаждений. Практику Москвы, проводившей работу таких кружков, нужно передать всему Советскому Союзу.
Озеленение промышленных территорий. Социалистические формы организации труда требуют включения в промышленные территории зеленых насаждений.
Озеленение промышленных участков, представляющих собой замкнутые планировочные комплексы, решается в системе озеленения города как изолированная композиционная задача, целиком обусловленная спецификой архитектуры и размещения сооружений данного предприятия.
Общая композиция зелени промышленной площадки, где сооружения, размещаясь по законам производственного процесса, не создают целостного соподчиненного архитектурного ансамбля, не может быть решена единым композиционным приемом, а должна строиться вокруг отдельных центров (входы, площадки отдыха и др.).
Зелень целиком подчиняется архитектуре зданий, объемы которых всегда доминируют над интервалами. Зелень не строит пространство самостоятельно, а проектируется на объемы цехов; отсюда необходимость учета всех элементов фасада.
Однообразие и стандарт в архитектуре цехов обогащаются рисунком и ритмом зелени; и наоборот, раздробленность архитектуры цехов объединяется целостной композицией зелени. Масштаб архитектуры цехов требует максимальной концентрации зелени крупными участками и не допускает измельченности и пестроты.
При ограничении озеленяемых участков производственными условиями, преобладающим видом озеленения должно быть озеленение горизонтальное, с широким применением стриженых форм, в сочетании с водяными устройствами, цветным камнем и разнообразной фактурой дорожных покрытий.
Нужно отметить, что при колоссальном росте нашей промышленности и большом размахе работ по озеленению промышленных предприятий непосредственное участие архитектора в этих работах еще ничтожно. Поэтому до сих пор не используются все богатейшие возможности, которые дают зеленые насаждения для создания цельности архитектурного ансамбля промышленного предприятия.
Защитный лесопарковый пояс вокруг города. Архитектурно-планировочный прием решения защитного пояса требует ритмического чередования зеленых масс, продолжающих систему городских периферийных парков, и открытых пространств (древопитомников, плодово-ягодных и цветочных хозяйств), при непременной цельности и общности приемов для всего зеленого пояса.
Зеленая архитектура целиком базируется на естественных массивах и условиях места. Она должна отличаться простой системой планировочной сетки, дополненной улучшенными и развитыми формами зелени и водных пространств в местах средоточия масс посетителей. Такими местами являются выходы из общегородских парков, связанных с лесопарками, подходы городских магистралей к лесопарку и вкрапленные в него площади для игр и развлечений, площади у зданий для отдыха, столовых и т. п.
Типичным лесопарком для московской системы нужно считать район, примыкающий к Останкинскому парку и являющийся продолжением его, — леса Свиблова и Медведкова, с прекрасными местами по долине р. Яузы.
Требуется гармоничное сочетание масс лесопарка с подобранными в декоративном, цветовом и фактурном отношениях четкими полями различного хозяйственного значения. Нужно отметить, что при планировке городов в подавляющем большинстве случаев не учитывается необходимость создания защитного пояса вокруг города. Так, например на плане Магнитогорска мы видим, как городские кварталы города граничат непосредственно с полем, без необходимого мягкого перехода от города к природной обстановке (проект составлен Ленинградским отделом Горстройпроекта).
Загородные лесопарки, леса, заповедники и прогулочные дороги. Загородные лесопарки — это гигантские природные комплексы мощных масс разнообразной растительности, больших пространств лугов и полей, водных просторов и разнообразного рельефа, в условиях неразрывного соединения всех высоких архитектонических качеств природы.
Для Москвы такими комплексами могут служить заповедники Погоннолосиной рощи и район Б. Косино с прудами ледникового образования. Для г. Куйбышева таким естественным природным комбинатом отдыха и туризма могут оказаться Жигулевские горы, хорошо связанные с городом водным путем, а для Красноярска — заповедник «Столбы».
Связывающие город с загородными массивами прогулочные дороги (и сухопутные и водные) должны использовать все разнообразие окружающего пейзажа, который создается рельефом, луговыми, кустарниковыми и древесными зелеными массивами, водными поверхностями. По пути следования пейзажи дополняются отдельными сооружениями (станции отдыха, станции мелкого ремонта машин, кафе-столовые) и вкраплением художественно-декоративных видов деревьев (например декоративно-плодовых). Создание архитектурно оформленных прогулочных дорог, бесспорно, будет содействовать массовому туризму, прогудкам за город как пешком, так и на велосипедах, в автомобилях, верхом. Наконец, архитектурное оформление всяких дорог содействует превращению деловой поездки в прогулку и отдых; это мы видим уже на практике московского метро и будем видеть на канале Москва—Волга.
IV. Техника зеленого строительства
Создание зеленого строительного материала — решающая производственная проблема, определяющая архитектурные качества зеленого ассортимента и тем самым эффективность работы архитектора. На сегодня в этой области существует разрыв между минимальными потребностями (не говоря уже о большем) и реальными возможностями. Для ликвидации его требуется скорейшая закладка мощных комбинатов промышленного изготовления стройматериалов, с разнообразной механизацией процессов производства (обработка почвы участков, утепление, газообработка и пр.), в зависимости от климатических условий тех или иных зон СССР, и кроме того — закладка экспериментальных питомников-институтов при специальных школах, вузах и институтах лесного хозяйства. Хотя необходимость закладки мощных комбинатов зеленых стройматериалов совершенно очевидна, (города еще мало занимаются этим делом. В этом можно убедиться на примере Москвы: Московский трест зеленого строительства не в состоянии удовлетворить колоссально возрастающую потребность в подготовленных зеленых материалах, хотя бы даже ограниченного ассортимента. Все более или менее редкие виды зеленых материалов черпаются из подмосковных усадеб (это, понятно, не база!), а взрослые деревья высаживаются в тех формах, которые получились при естественном выращивании их в лесном окружении.
При создании защитного лесопаркового пояса целесообразно использовать для таких комбинатов строительных зеленых материалов свободные территории между лесами за пределами города. Тогда свободная архитектура лесопарков будет чередоваться со строго организованной архитектурой зеленых рядов питомников. Нужно признать ошибочным, что Московский трест зеленого строительств закладывает большой питомник далеко за пределами Москвы, а не в лесопарковом поясе; последнее к тому же способствовало бы сокращению пробега транспорта.
Новые ансамбли жилых и общественных зданий, построенные на использовании лучших образцов классической и новой архитектуры и всех достижений строительной техники, требуют, наравне с применяющимися видами растительности, совершенно новых по величине, форме, цвету, фактуре, срокам роста и приспособляемости к условиям места. Они могут быть получены в результате специальных экспериментальных работ в области озеленения городов (например участок Мичурина), направленных к созданию высокой растительности для многоэтажной застройки, лиан, морозоустойчивых лиственных пород, многолетников — цветов и трав и т. п.
Новая техника в строительстве зданий требует введения новой техники и в зеленое строительство. Быстрая доставка зеленого материала, его стандартная подготовленность, сборка на месте механизмами, быстрое проведение машинной обработки рельефа и почвы — все это дает возможность создавать одновременно с окончанием зданий полный архитектурный ансамбль улицы, площади, квартала.
Так, например в Москве за один осенний посадочный период создан ансамбль проспекта, идущего от площади Ногина по направлению к площади Свердлова — Дворцу советов. На Днепрострое при строительстве соцгорода произведена массовая посадка взрослых деревьев.
V. Методология проектирования и строительства, кадры
В основе озеленения города в целом и отдельных его частей должны лежать:
1. Общий план озеленения (зеленая система), составляющий неотъемлемую часть общего плана архитектурного оформления города.
2. Научно разработанный и архитектурно проверенный ассортимент зелени для разнообразных видов зеленой системы города. Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что почти ко всем проектам озеленения прилагаются ведомости зеленого материала, желательного для обеспечения архитектурной полноты системы, в то время как в действительности нет в достаточном количестве даже совершенно необходимых строительных зеленых материалов; поэтому часто большие работы по разработке ассортимента делаются впустую. Нужно знать тот материал, которым располагают строящие организации, и пользоваться им в проектировании.
3. Приемы архитектуры парковых зданий и сооружений и архитектурно-инженерного оборудования объектов системы (водопровод, канализация и пр.).
4. Конкретные проекты отдельных комплексных объектов зеленого строительства (эскизного, технического и рабочего), включая и проекты отдельных составляющих частей (например парковых зданий).
Однако на деле многие города не имеют разработанного плана озеленения, что вредно отзывается на зеленом фонде города. Так, например в Горьком исчезли под застройкой обощегородской сад с прудом (так называемый Чернопрудский сад) и большой сад на б. Жуковской улице. Очень часто в парке возводят постройки, совершенно игнорируя их зеленое окружение. Например в Москве в одном из будущих основных городских парков — в Кузьминках, на месте сгоревшей усадьбы, построенной Жилярди, теперь стоит унылое и тяжелое здание Всесоюзного ветеринарного института, безобразящее весь парк.
С конкретными проектами отдельных комплексных объектов зеленого строительства лучше обстоит дело на новостройках. Большинство этих объектов обеспечено рабочими проектами, и вся озеленительная работа, таким образом, вводится в плановое русло; но непосредственного участия в работе по озеленению проектировщик так и не принимает. Несмотря на значительные успехи на фронте зеленого строительства, архитектура зеленых насаждений отстает от архитектуры сооружений. Практика зеленого строительства показывает недостаточную компетентность архитектора в вопросах паркостроения, недостаточность практического стажа и опыта, отрыв архитектора от непосредственного строительства парка.
В связи с тем, что полное созревание основных элементов зеленой системы измеряется десятилетиями, чрезвычайно важно знать, как будет выглядеть тот или иной объект зеленого строительства спустя определенное время. В этих условиях проектировщик не может быть уверен в успехе, поскольку у него нет достаточного опыта, а специалисты-озеленители недостаточно сведущи в вопросах искусства.
Что же касается плановых заданий, то их должно в большинстве случаев составлять одновременно с проектными заданиями и форпроектами. Практика проведения плановых заданий в отрыве от непосредственной проектной работы толкает к шаблону в самих проектных заданиях. Проектная прикидка на месте даст возможность найти специфические особенности зеленого элемента, всецело отвечающие его месту в городе и месту самого города. Раздельность же этапов разработки, несомненно, ведет к удлинению сроков проектирования и к обезличиванию проектной работы.
В инструкции НККХ, мне кажется, необходимо ввести изменения, поскольку в области проектирования зеленых насаждений недостаточно учитывалась архитектурная сторона, вследствие чего установилась такая жесткая очередность разработки материалов (плановые задания, технико-экономические и архитектурно-планировочные изыскания, проектные задания и т. д.).
Итак, чтобы сделать зеленую архитектуру полноправным элементом городского ансамбля, необходимо:
1. Создание в архитектурных вузах профиля паркового архитектора, владеющего архитектурой парка наравне с архитектурой городского здания, в специальных вузах — профиля садовода с архитектурным уклоном, а также создание средних технических кадров архитектурно-паркового дела. Практика зеленого строительства на Западе и в Америке уже выработала соответствующий профиль архитектора («ландшафтный архитектор», «садовый архитектор»).
2. Участие архитектора в строительстве парка во всех его стадиях, осуществление контроля над всеми деталями строительства, при условии полного контакта с другими специалистами, участвующими в создании парка (ботаниками, почвоведами, инженерами, садоводами).
3. Создание при Академии архитектуры единого научного центра по методологии проектирования и зеленого строительства, по организации курсов, творческих дискуссий, экскурсий и пр.
4. Передача вопросов зеленого строительства в персональное ведение одного из заместителей председателя горсовета и создание специального органа (например при Наркомхозе), ведающего работами комбинатов строительных материалов и экспериментальных научных институтов зеленого строительства.
5. Создание при главном архитекторе города или непосредственно при председателе горсовета, в зависимости от величины города, специального аппарата для проектирования и осуществления зеленого строительства. Так, например в Москве большие работы по созданию зеленой системы привели к созданию специального отдела Моссовета по лесопарковому хозяйству города и архитектурно-планировочной мастерской, которая ведет разработку проектов парков, подлежащих строительству. Практика зеленого строительства на Западе также продиктовала необходимость создания специальных организаций, ведающих строительством парков и их эксплоатацией.
6. Усиление выпуска специальной литературы по вопросам садово-парковой архитектуры.
7. Организация систематического обмена опытом в области проектирования и зеленого строительства, например путем созыва конференций при научно-методическом центре Академии архитектуры.
8. Привлечение широкой советской общественности к делу зеленого строительства. Лишь ПРИ общественной помощи мы сможем добиться превращения каждого советского города в «город образцовой чистоты — зеленый город» (Каганович).
Добавить комментарий