Цветочное оформление парков культуры и отдыха. Кланг И.И.

«Цветочное оформление парков культуры и отдыха». Кланг И.И. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Под общей редакцией комиссии в составе: Коржева М.П. (председатель), Лунц Л.Б., Карра А.Я. и Прохоровой М.И.; Союз советских архитекторов, Секция планировки городов. Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936


Парки культуры и отдыха, организующие отдых трудящихся в природных условиях, требуют совершенно иной планировки и оформления территории, чем парки прежнего типа. Здесь не может быть стандарта; архитектура зелени должна видоизменяться по мере углубления и расширения работы парка культуры и отдыха.

Если до последнего времени парки считали своим сезоном только лето и зиму, то теперь они уже обязательно включают и весну и осень. Зима, осень и весна дают садоводу-художнику широкую возможность использования так называемой «зеленой палитры» в объемном оформлении новыми видами декоративных древесных пород, в красочном подборе цветочного ассортимента — от ранних весенних до поздних, особо устойчивых видов цветущих растений.

Непрерывность работы парка и необходимость быстрой перестройки ее по сезонам уже успели выработать особые приемы не только оформления, но самой планировки территории парка.

В архитектурной планировке парков культуры и отдыха предусматривается организация при главном входе достаточно обширной «площади распределения», переходящей далее в богато оформленный партер. Эти наиболее загруженные в летнее время участки, как правило, являются основными точками и всей зимней работы парков. В известной мере здесь сказываются и соображения хозяйственного порядка, так как капитальные здания обычно возводятся в наиболее парадной части парка, вблизи входа.

Наибольшая загрузка головной части парка летом и зимой - предъявляет особые требования к архитектурной планировке и к зеленому оформлению этой территории. Здесь наиболее удачным решением являются так называемые съемные цветники, которые разбиваются весной и снимаются перед наступлением зимнего сезона.

Изменение характера работы парка по сезонам предъявляет к зеленым насаждениям и ряд других требований. Прежде всего, на площадях, предназначенных зимой под катки, нельзя разбивать газоны, потому что травянистый покров погибает под льдом, и газоны придется ежегодно возобновлять. Площади соседних газонов, непосредственно примыкающие ко льду, должны быть оформлены таким порядком, чтобы высаженные на них хвойные насаждения и многолетние цветущие растения находились от льда на расстоянии в 15—20 м, так как мелкие брызги воды, попадающие на хвойные растения при заливке льда, производят на них при морозе серьезные ожоги, от которых растения погибают, а образовавшаяся от брызг корка льда на газонах губит многолетники. Практика работы московского Центрального парка культуры и отдыха это полностью подтвердила.

В московском ЦПКиО им. М. Горького, по характеру его планировки, основной партер начинается непосредственно от главного входа, образуя в своей первой части так называемую Ленинскую площадь, являющуюся в то же время и первой площадью распределения посетителей. От балюстрады с вазами Ленинская площадь переходит в основной партер с постоянными цветниками, скульптурой и фонтанами и т. д.

Центр зимней работы парка сосредоточен в первой части партера — Ленинской площади, идущей от главного входа (курзала) до каменной балюстрады с вазами.

Часть Ленинской площади оформляется съемными цветниками, убираемыми на зиму. Восстановление цветников весной не вызывает особых затруднений, так как не требует устройства больших газонов. Эти процессы пока еще не механизированы с помощью специальных конструкций, и при ликвидации цветников приходится применять обычный способ вывозки растительного грунта на запасной участок, непосредственно примыкающий к данной территории.

Но используемая зимой первая часть парка столь обширна, что летом ее нельзя полностью покрыть цветниками, и поневоле приходится итти на некоторые жертвы, предоставляя под заливку катков часть газонов.

Во избежание ежегодного пересева, газоны надо в течение 3—4 лет особым образом культивировать, и тогда они могут зимовать под льдом.

Принципы цветочного оформления парков культуры и отдыха

Параллельно с изменением стилей паркового строительства менялось и цветочное оформление парков. От однообразия сплошных ковровых узоров, включенных в сложные орнаменты прямоугольных партеров XVIII столетия, цветочное оформление в середине XIX в. перешло к более выразительным свободным формам, исключившим чисто регулярную уборку, состоявшую в основной своей массе из ковровых растений. Многообразие новых форм достигалось здесь более свободной посадкой летних растений и введением в объемное оформление групповых посадок многолетних цветущих растений.

Хотя ковровые цветники при оформлении чисто городских объектов остались до начала XX столетия, но употребление их в шаблонных, монотонных формах стало настолько избитым, что скоро этот стиль себя полностью дискредитировал.

Останавливаясь на цветочном оформлении современных западноевропейских парков, следует отметить, что основным недостатком его является «безотносительность» самого оформления, отсутствие целеустремленности в организации цветочных убранств. Самые методы распределения цветов являются самоцелью, преследуют лишь сочетание пестроты красок в цветниках, составленных почти исключительно из многолетних цветочных растений.

Для советских парков культуры и отдыха цветочное оформление должно исходить из следующих моментов:

1. Использование наследия прошлого в строительстве партеров.
2. Использование ковровых растений как палитры в художественном оформлении парка.
3. Оформление участков (секторов) парка в соответствии с содержанием их работы.
4. Сочетание архитектуры малых форм с цветами.
5. Временное оформление, декорирование зданий, ограждений и пр.

 

1. Организация партеров

Цветочное оформление парков за довольно длительный период, примерно до 1933 г., прошло те же фазы исканий, до крайне левых уклонов включительно, что и другие виды искусств. Еще совсем недавно отдельные объекты оформления, составлявшие единое целое с ансамблем окружающих их зданий, решались в угоду еще не найденному принципу производственной тематики. Регулярные партеры, соответствующие архитектуре зданий, заменялись рисунками огромных шестерен, пересекающих и цветники и газоны (сквер у московского Большого театра в 1933 г.). На газонах московского Центрального парка, входящих по своему планировочному решению в состав регулярного партера, создавались огромные панно из цветов с изображением Днепростроя, диаграммы роста нашей промышленности и т. д. (1932 г.). Порочность этих решений состояла в том, что рисунки, брошенные на огромную горизонтальную плоскость, не доходили до зрителя, потому что в поле его зрения находилась лишь небольшая часть изображения. Такой рисунок можно было воспринять лишь с большой высоты. 

В этом искании новых форм было упущено то обстоятельство, что расположенные на горизонтальной плоскости цветники только тогда производят впечатление, когда они свободно, с одного взгляда, читаются по каждому отдельному комплексу оформления.

В классических образцах партеров мастерство показа цветников заключалось в том, что зритель искусственно ставился на возвышенность, с которой легко читался раскинутый ниже его цветочный узор. Если такое террасирование оказывалось невозможным, то цветники на горизонтальной плоскости углублялись на 0,3—0,6 м в землю, образуя отдельные участки партера, зрительно легко воспринимаемые. Такой прием показа надо позаимствовать из арсенала прошлого и включить в планировку наших парков.

 

2. Ковровые растения в организации оформления

Выше было уже сказано, что ковровые цветники, преобладавшие в вычурных оформлениях парков XVII и XVIII вв., в Европе вышли из употребления в начале нынешнего столетия, но в отсталой царской России они сохранились вплоть до Октябрьской революции. Революционное искусство резко покончило с ними, изгнав их из оформления парков. Однако вскоре ковровые растения вновь нашли свое место в системе цветников парка, но уже как богатая палитра, создающая в умелых руках художника подлинные произведения искусства, насыщенные новым идейным содержанием.

К этому разделу «цветочной» живописи принадлежат прежде всего портреты великих людей нашей страны, художественно выполненные из живых растений в комбинации с цветами.

На Ленинской площади московского Центрального парка были установлены портреты вождей мирового пролетариата — товарищей Ленина и Сталина, выполненные из живых растений художником-садоводом т. Бежани.

Устройство цветочных изображений по примеру московского Центрального парка получило в последние годы довольно широкое распространение в нашем Союзе. Однако это подражание в ряде случаев сильно скомпрометировано очень низкой художественной ценностью портретов.

Ковровые растения, являясь одним из средств праздничного или специального тематического оформления парковой территории, как бы заменяют плакаты из холста, но создают значительно больший эффект. В московском ЦПКиО было выполнено цветочное панно из растений с портретами летчиков-героев СССР и тт. Куйбышева и Шмидта на фоне лагеря челюскинцев.

В дни политических кампаний наши парки украшаются макетами, флагами и лозунгами. В поисках новой фактуры парки культуры и отдыха остановились на лозунгах из живых растений. Для замены одного лозунга другим применяется система обычного шрифта, который заблаговременно заготовляется в виде отдельных букв, составленных из специальных ящиков с ковровыми растениями. Такие ящики по своим размерам (0,60 x 0,25 x 0,08 м) достаточно портативны для быстрой замены одного лозунга другим.

В общем цветочном оформлении партеров те же ковровые растения уместно употреблять как второстепенный элемент, дополняющий цветочные убранства. Большим массивам, составленным из однородных летних цветов, иногда даже самых простых, четкая рамка из ковровых растений придает особую чистоту и выразительность, повышая простую культуру однолетнего цветка.

При оформлении парков следует помнить, что даже самые обыкновенные и дешевые цветы должны быть поданы посетителю в опрятном, четком виде, как истинное произведение садового искусства, хотя и небольшое, но законченное.

 

3. Оформление участков специального назначения

Первая часть партера, являющаяся площадью распределения, Сели она не может быть отделена от второй, более парадной, части каким-либо сооружением (например балюстрадой со сходами, как это имеет место в московском Центральном парке), переходит в собственно партер, богато оформленный цветниками, скульптурой, фонтанами. 

Разбивка на этом участке цветников требует особой тщательности как в их организации, так и в подборе цветочного ассортимента. Являясь участком, наиболее сильным по выразительности своих красок, центральная часть партера сосредоточивает в себе однотонные, подобранные по колерам массивы летних цветущих растений.

Центр этого цветочного оформления достигает особого развития у определенной архитектурной точки, закрепляющей всю планировку этой парадной части парка. В центре партера московского Центрального парка размещены крупная скульптура и фонтан, архитектурно закрепляющие планировку центральной части парка.

К цветникам партера примыкают обширные, низко подстриженные газоны, которые по мере удаления их от центральной части оформляются группами многолетних цветущих растений и цветущим кустарником, переходящим далее в древесные насаждения. Эта постепенно возвышающаяся к границам парка зелень дает законченную рамку для всего партера, отделяя его от соседних сооружений и создавая красивый зеленый фон для фонтанов и скульптур, поставленных в самом партере.

Иного решения в цветочном оформлении требуют другие участки парка. Как пример возьмем два наиболее характерных объекта — сектор работы с детьми и городок науки и техники.

Участок, отведенный для детей, с его особым контингентом посетителей, подвижных, всегда веселых и жизнерадостных, должен быть и оформлен соответствующим образом. Здесь требуется резкое отклонение от академического порядка и стройности регулярных цветников партера. Яркие пятна отдельных групп, красочные сочетания и неожиданные переходы красок — вот основной прием в решении цветочного оформления всего объекта.

Если стиль цветочных посадок других участков парка предопределяет определенную систему в подборе ассортимента и планомерного перехода в окраске самих цветников, то здесь художнику должно быть дано право использовать самые яркие и сочные краски своей палитры.

Совсем иначе надо подойти к цветочному оформлению городка науки и техники. Оно должно быть практически целеустремленным. На этом участке нужно организовать показ новых форм в цветочном оформлении, демонстрируя сочетания технических растений, имеющих в нашем Союзе промышленное значение, с чисто садовыми формами. Здесь оформление должно разрешить задачу популяризации технических культур в сочетании с декоративными задачами.

 

4. Цветы и архитектура малых форм

Вода, свет, скульптура, парковая мебель, фактура покрытия аллей, составляя единый комплекс оформления открытой территории парков, нераздельно связаны с цветами, которые дополняют этот комплекс.

Комбинация цветов с этими архитектурными формами сейчас нашла прочное место в оформлении московского Центрального парка.

Впервые наши парки начали этот показ установкой скульптур в сочетании с полосами цветов, оформляющих главную магистраль парка.

При установке в парке скульптур немаловажное значение имеет и общее оформление того участка, на котором поставлена скульптура. Для крупной скульптуры недостаточно перспективы на нее только с двух конечных точек аллеи, на которой она стоит, а необходимо в различных точках парка раскрыть пространство с видом на данную скульптурную группу в сочетании ее с зеленью и цветами.

Прием сочетания высоких деревьев с цветущим кустарником и группами цветущих растений, свободно брошенными на газоны, дает наиболее выгодный показ скульптуры в рамках этой зелени.

Комплексное решение участка со скульптурой, светом, цветами, вазами и парковой мебелью дает практика московского Центрального парка. Поставленная в центре скульптура «Танцовщица» окружена здесь комбинированным цветником, составленным из резких переходов красок с обрамляющими цветы деталями из ковровых растений.

Немаловажное значение в общей организации территории имеет и оформление магистральных аллей. Устройство на них цветников приобретает чисто практическое значение, так как способствует регулированию движения посетителей по территории парка. Организуя в центре такой магистрали цветник, проходящий по всей ее длине, мы вместе с тем обогащаем аллею цветами, скульптурами и вазами.

Богатому оформлению такой аллеи должно соответствовать и совершенное ее покрытие, дающее минимальное количество пыли. Здесь едва ли целесообразно сплошное асфальтирование, потому что такой чисто городской элемент, как асфальт, не будет гармонировать с парком. В парковом строительстве надо найти свои особые типы усовершенствованных покрытий.

 

5. Оформление газонов

В общей системе зеленого оформления парков газоны играют огромную роль. Правильно организованный газон, с хорошим травянистым покровом, имеет такое же значение в парке, как и цветник. Различают газоны в системе партеров, газоны открытой части парка и газоны (лужайки) на его лесистой территории.

Газоны в системе партеров, как об этом было сказано выше, остаются почти на всем своем протяжении свободными от насаждений, частично оформляясь регулярными цветниками лишь по своим непосредственным границам с цветниками партера.

Остальные газоны открытой части парка, занятые низкорослыми древесными посадками из декоративных групп цветущих кустарников, солитеров и экзотов, требуют в своей организации значительного по объему цветочного оформления многолетниками и летними растениями.

Оформление многолетними цветущими растениями территорий наших парков по праву занимает одно из ведущих мест в общей системе цветочного оформления. Групповая посадка многолетников должна дать на оформляемом объекте непрерывную гамму цветения по сезонам.

В качестве примера приведем группу многолетников, комбинированную с цветущим кустарником — сортовой сиренью. Группа состоит из пионов, флоксов, ирисов и тюльпанов. Ранней весною зацветают тюльпаны, несколько позже — ирисы, еще позже — сирень, в начале лета — пионы и в середине лета — флоксы, продолжающие свое цветение почти до самой осени.

Подбор цветущего многолетника в тонах, сочетающихся с группами цветущего кустарника, дает разнообразные и живописные пятна, разбросанные по газонам.

Из луковичных многолетних растений, получивших наибольшее распространение в оформлении наших парков, следует отметить лилии, гладиолусы и тюльпаны.

Подбор этих пород по тонам дает яркие и выразительные участки.

В лесистой части парка цветочное оформление по своему объему и форме должно сочетаться с группами крупных древесных насаждений, расположенных на этом участке. Из форм цветущих растений, дополняющих и подчеркивающих картину этого естественного ландшафта, должны быть приняты многолетние цветущие растения, как культурные, так и богатая коллекция наших дикорастущих многолетников.

Так, в московском Центральном парке некоторые опушки лесистой части парка оформлены полосой цветущего кустарника, окаймленного многолетним флоксом.

Наряду с оформлением газонов путем посадки на них многолетних цветущих растений в самых различных группировках, перед парками культуры и отдыха стоит и другая задача — дать цветы ароматные и такие, которые жили бы вечером, т. е. в период особо сильной загрузки парков.

За последние годы требования посетителя на эти два вида цветов стали достаточно настоятельными, и московскому Центральному парку пришлось учесть данное обстоятельство в решении общего цветочного оформления территории.

Решение было найдено довольно быстро несложным приемом посадки под куртины кустарников больших групп душистых растений — табака, левкоя и метеола.

Маловыразительная форма табака, с закрытыми цветками, днем особо не выделяется на фоне крупных групп кустарника, но после заката солнца табак распускается и начинает распространять аромат, а сочетание его белых лепестков с электрическим освещением дает ночью яркие белые пятна на темных газонах парка.

 

6. Приемы временного оформления

В работе парков культуры и отдыха часто встречается необходимость быстрого озеленения некоторых объектов. Иногда это вызывается формой объекта, иногда другими причинами. Посаженная зелень, достигающая к середине лета 2—2,5 м высоты, состоит из простых форм садовой конопли, рицинусов, кукурузы и т. д. и дает возможность быстро добиться нужного эффекта.

Фасадная часть этой зеленой стенки, для придания ей определенного декоративного качества, подбивается полосой цветущего летника. Описанная форма временного озеленения должна получить самое широкое применение, особенно в новых, еще незаконченных стройках.

Кроме оформления участков быстро растущими декоративными однолетними растениями, огромное значение имеет применение в наших парках вьющихся растений.

Озеленение низких ограждений и балконов вьющимися однолетними цветущими растениями, оформление стен здания, высоких заборов и специальных устройств (пергол) многолетними вьющимися растениями играют огромную роль в наших парках. Если у нас в Москве, при очень бедном ассортименте многолетних растений, пригодных к посадке в наших климатических условиях, мы все же имеем в этой области значительные успехи, то для парков, расположенных южнее, здесь открываются поистине безграничные возможности.

Достаточно лишь некоторого знания местной флоры, внимания и любви к делу, чтобы через 1—2 года достичь огромных успехов в разрешении проблемы быстрого и наиболее красочного оформления южного парка.

Изложенные в настоящей статье краткие принципы цветочного оформления наших молодых парков культуры и отдыха являются лишь первой попыткой отыскания новых, более совершенных решений, но все же первичные вехи дальнейшего пути сейчас уже наметились.

Перед нашими специалистами — архитекторами, художниками, скульпторами и садоводами — во всем своем объеме стоит благодарная задача создания нашего советского парка, с большим богатством и разнообразием архитектуры зелени.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)