Сады Боболи. Giardino di Boboli
Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.
Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.
Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.
Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.
Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.
Развитие садов Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна. Этот этап развития садов охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.
Второй этап развития садов Боболи связан со значительным их расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени.
Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.
Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.
Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры. Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части садов Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».
От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. В настоящее время кофейный домик находится на реставрации. От кофейного домика вниз простирается «сельскохозяйственная зона» садов Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур. В нижней части зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.
Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.
Пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат.
Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов. В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.
Добавить комментарий