Проблема озеленения промышленного комплекса. Лунц Л.Б. и Протасова Т.Н.

«Проблема озеленения промышленного комплекса» [Из работы кабинета промышленной архитектуры Всесоюзной академии архитектуры]. Лунц Л.Б. и Протасова Т.Н. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Под общей редакцией комиссии в составе: Коржева М.П. (председатель), Лунц Л.Б., Карра А.Я. и Прохоровой М.И.; Союз советских архитекторов, Секция планировки городов. Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936


Для разрешения ответственных задач, стоящих перед промышленной архитектурой, необходимо использовать все архитектурные возможности, чтобы сочетать в единое гармоничное и художественное целое отдельные архитектурные элементы. Одним из важных компонентов архитектурного ансамбля завода является зелень. Ее функциональное значение на заводской площадке огромно. Зелень служит живой изгородью, изолирующей отдельные здания: особо  вредные, шумные или, наоборот, особо тихие цеха, лаборатории, опытные павильоны и т. д. Зелень, обрамляя дороги, подчеркивает график движения, направляет потоки людей к заводоуправлению или к цехам и в то же время закрывает собою входы специального назначения. Зелень, в сочетании с фонтанами и открытыми водоемами, служит естественным фильтром, защищающим производство от пыли; особенно необходимо это при производствах, где амортизация дорогих агрегатов в большой степени зависит от количества попадающей в них пыли. Кроме того, насаждения на территории промплощадки и особенно по ее границам защищают прилегающие районы от вредных выделений производства. Зелень регулирует количество влаги и кислорода в воздухе, не допуская резкого различия между составом воздуха на заводской площадке и составом воздуха жилого поселка.

Зеленые посадки служат естественной защитой от шума, ветра, снега, заносов песком; они задерживают и направляют воздушные токи, а также служат маскировочным целям. Применение зелени является наиболее художественным приемом внешнего благоустройства территории. Наконец, организация культурного отдыха на территории завода немыслима без известного количества растительности, так как зелень сама по себе вносит элементы успокоения и радости. Эти эмоции легко воспринимаются человеком в перерывах между работой, а также в процессе самой работы (переход через заводской двор из цеха в цех, взгляд в окно и т. д.).

Растительность, окружающая завод, не должна обладать слишком яркой, пестрой окраской и быть разнообразной по виду, неожиданной и поражающей; такая растительность будет рассеивать внимание человека и утомлять его. Короче говоря, зелень не должна довлеть в организации пространства заводского ансамбля, но сопутствовать и дополнять архитектуру цехов в соответствии с назначением и содержанием завода.

Необходимые заводу насаждения по объемному признаку, с учетом их функционального назначения, могут быть сведены к следующим группам:

1. Древесные насаждения с высокими, раскидистыми и непроницаемыми кронами, расположенные по периметру площадки и ограждающие завод от нежелательных внешних влияний.

2. Древесные насаждения с кронами средней высоты, правильной формы, размеры и направление тени от которых могут быть учтены в процессе проектирования. Эта группа служит для изоляции одного цеха от другого, обсадки проездов, усиления противопожарной охраны, улавливания более высоко несущейся пыли.

3. Густо посаженный кустарник, высотою до уровня глаз человека 1—1,5 м; он служит основным фильтром нижних слоев заводского воздуха, так как именно эти слои несут наибольшее количество пыли. Кроме того, кустарник является наиболее архитектурным типом живой ограды для разделения отдельных элементов (площадки, проезды, дороги) заводской территории.

4. Насаждения партерного типа, служащие для декоративных целей и для покрытия травяным и цветочным ковром свободных и пылящих площадей.

5. Отдельные экземпляры деревьев и кустарников (солитеры), имеющие декоративное значение.

6. Вьющиеся породы, применяемые для обработки стен, а иногда (особенно в целях маскировки) и крыш.

Большое разнообразие почвенных, климатических и других условий в пределах СССР требует в каждом отдельном случае специальной разработки вопроса об ассортименте, так как правильный подбор последнего имеет громадное значение для жизненности насаждений. Имеющиеся по этому вопросу труды не охватывают с достаточной полнотой все районы; поэтому необходимы специальные разработки.

***

Архитектурная композиция промышленного комбината в целом должна найти отражение и должна быть подчеркнута архитектурными свойствами зелени. В силу этого решенная генеральным планом территории композиция дорожной сети, по главным трассам которой обычно проходят архитектурные оси, должна приниматься как основа расположения зеленых объемов, развивающая идею генерального плана и доводящая до предельной выразительности его архитектурную структуру.

Архитектурные возможности зелени особенно велики в организации территории и пространства главного входа на завод, где проходят основные массы занятых в производстве трудящихся и где наиболее широко воспринимается архитектурный облик завода в целом. Так же велико архитектурное значение насаждений при решении мест кратковременного отдыха. Идея устройства этих участков — в том, чтобы рабочий мог провести время перерывов, час или полчаса, среди цветов и зелени. Участки должны находиться в стороне от производственной зоны, от наиболее вредных цехов и от особенно напряженных транспортных магистралей; они должны быть ограждены интенсивной зеленью для создания возможно спокойной и наиболее здоровой обстановки отдыха. Здесь могут быть использованы некоторые приемы паркового искусства: скульптура, водоемы, разнообразная декоративная флора, живописная обработка партера, беседки, террасы и пр., при условии, что масштаб и характер парковых элементов будут гармонировать с промышленной архитектурой.

Помимо своего архитектурного и функционального значения в границах промплощадки, насаждения в значительной степени способствуют созданию архитектурно-планировочного единства промышленной территории и тяготеющего к ней жилья. Но это единство может быть достигнуто полностью только при условии архитектурно-планировочного решения всего района, как целостного организма. В отношении зелени это может быть выражено путем подбора архитектурно увязанного ассортимента насаждений для территории вне завода и для самой заводской площадки. Это дает особенно большой эффект при архитектурном решении магистралей, ведущих из жилых районов на территорию завода.

Зелень должна быть использована и при реконструкции старых заводов, где создание единого ансамбля затруднено отсутствием единства архитектурного решения заводских зданий, а также решением генплана, если в нем не предусмотрены зеленые насаждения.

В этих условиях зелень, теряя свое принципиально архитектурное значение, в то же время приобретает значение функционально-декоративное. Пользуясь зеленью как пластическим архитектурным материалом, архитектор имеет возможность скрыть и исправить отдельные дефекты в архитектурном облике завода. Эта возможность особенно важна на заводах, где в архитектурном и масштабном решении различных заводских зданий царит пестрота. Зеленым материалом можно изменять внешнюю картину заводского ансамбля, открывая более удачные в архитектурном отношении здания и закрывая дисгармонирующие с ними или случайные постройки. Кроме того, широко могут быть использованы декоративные свойства зелени для оформления отдельных архитектурных деталей (входы, балконы, подпорные стены, выступы).

Расположение зелени на территории завода обусловлено многими чрезвычайно серьезными соображениями. Только тогда зелень займет законное и прочное положение на заводской территории, когда все эти соображения будут приняты во внимание, и проект озеленения будет составлен в соответствии со схемой технологии производства, а также с учетом решения сети подземного хозяйства.

Развитие зеленых площадей не должно итти за счет удлинения грузопотоков на производственной территории. Например, озеленение между цехами основной производственной группы, связанной железнодорожными путями и непосредственным потоком продукции, может быть представлено лентами кустарника или газона с цветами. Эта зелень располагается вдоль проезда и тротуаров, без увеличения для этой цели разрыва между цехами, определенного по условиям технологии и пожарной безопасности. Высокие деревья, при высоте здания свыше 10 м, должны отстоять от стен на 10 м (по пожарным нормам); следовательно, посадив между зданиями деревья, а не кустарник, мы непроизводительно увеличили бы разрыв, удлинив пробег материалов и продукции, что, конечно, недопустимо. Исключение составляют случаи, когда существующий производственно необходимый разрыв допускает по своей величине посадку высоких деревьев. Другим определяющим моментом является архитектурный облик тех пород насаждений, которые по природным условиям могут применяться в данном случае. Общеизвестно, например, что южные породы резко отличаются своей архитектурной характеристикой (высота, ширина кроны, форма ветвей, цвет) от пород средней полосы и севера. Все это позволяет установить, что количество и характер зелени на заводской территории определяются, во-первых, технологическими особенностями производства и, во-вторых, естественно-историческими условиями (климат, почва и пр.).

Приведенные выше соображения являются общими для всех отраслей промышленности. Каждый же отдельный вид производства выдвигает ряд специальных требований к зелени. Эти требования определяются следующими показателями:

1. Генплан участка и объемное решение (система застройки).
2. Общая технология производства, в том числе вопросы о вредных выделениях и степень необходимости изоляции агрегатов от пыли.
3. Внутризаводской транспорт, в том числе габариты транспортных средств, сырья и фабрикатов.
4. Освещение корпусов.
5. Подземное хозяйство.

 

Существующее положение

Подходя к анализу осуществленного озеленения наших заводов, необходимо остановиться на значении проблемы озеленения промышленных территорий в Советском союзе по сравнению с Западом и дореволюционной Россией.

Владелец завода в дореволюционной России думал только об эксплоатационных доходах, нисколько не заботясь о культурных условиях труда на его предприятии. Еще меньше он заботился о культурном и красивом виде завода, так как основной его целью было строить как можно быстрее и дешевле. В результате, в царской России не было архитектуры промышленных зданий в том смысле, как мы ее понимаем сейчас. Естественно, не могло быть и архитектурного решения зелени, даже в самой примитивной форме, в виде внешнего или внутреннего озеленения. Правда, в отдельных случаях владельцы оформляли зеленью и цветами здания заводоуправлений, что делалось главным образом из коммерческих соображений, но это еще сильнее подчеркивало полное отсутствие даже элементарного благоустройства и культуры на самом производстве. Исключение составляли специальные посадки с промышленной целью, дававшие или сырье для производства, или продукты на рынок.

Несколько иначе обстоит дело с озеленением на заводах Запада. Множество из них ничем не отличается от заводов дореволюционной России как по формам эксплоатации, так и по отсутствию сколько-нибудь удовлетворительных условий труда; но наряду с этим существуют крупные предприятия, где в интересах капиталиста рабочий поставлен в условия, при которых его труд достигает наибольшей интенсивности. Известны заводы, где формы и условия эксплоатации наемного труда находятся на уровне современной материальной культуры и науки; не забыта и зелень, но здесь это получилось отнюдь не в результате заботы о рабочем. Внешняя чистота и благоустроенность прежде всего служат рекламным целям.

Принципиально иначе поста поставлен этот вопрос в СССР. Социалистический труд должен быть поставлен в условия, отвечающие всем требованиям удобства, гигиены и эстетики. Эти условия, облегчая труд, тем самым повышают производительность его и приобретают общественно-политическое значение в борьбе за качество продукции и выполнение плана. Непрерывный рост материального и культурного уровня нашей страны создал предпосылки к новым повышенным требованиям в области промышленной архитектуры в целом и в отношении архитектуры зелени, в частности. В результате, за последние годы широко развернулась борьба за благоустройство фабрично-заводских территорий. Первыми шагами по этому пути является озеленение самой территории. Десятки заводов и фабрик, чаще всего по инициативе рабочей общественности, сильно изменили свой внешний вид. На заводской площадке, освобожденной от всякого хлама, появились деревья, кустарники, цветы, газоны, фонтаны. Места, раньше вызывавшие отвращение, теперь привлекают своим уютом. Особенно следует подчеркнуть, что значительная часть этих работ выполнена в порядке субботников самими рабочими. Это доказывает сознательное стремление рабочих к тому, чтобы место их социалистического труда было чистым и красивым. Таким образом, озеленение наших заводов за последнее время стало явлением обычным и общим.

Основными функциями зелени на заводской территории в настоящее время являются:

1) общее благоустройство территории;
2) декоративное оформление отдельных участков;
3) оформление уголков культурного отдыха;
4) регулирование движения.

Судя по приводимому ниже фактическому материалу, в озеленении заводских территорий еще не чувствуется достаточно удачного архитектурного решения зелени; лишь немногие заводы проводят озеленение, хоть отчасти учитывая архитектурные требования окружающих строений. Собранный и изученный материал может быть разбит на несколько групп.

Первая группа характеризует самый примитивный вид озеленения — посадки с целью благоустройства территории. Такова, например, территория шахты Подземгаз. Она еще не окончательно благоустроена. Не организованы четкие проезды и пешеходные дороги, еще нет древесных и кустарниковых посадок, но цветы уже нашли себе место. И сразу, благодаря одной только клумбе, общий вид резко изменился к лучшему.

Другой пример — Кушвинский металлургический завод. Территория завода за несколько недель преобразовалась: молодые посадки, клумбы цветов и пятна газона придали ей опрятный и уютный вид, причем интересно отметить, что зеленые посадки размещены и у самых доменных печей. Однако зеленые пятна слишком размельчены, и раздроблены. 

Не пожалел труда и средств на благоустройство своей территории Краснодарский комбинат Союзмаргарина. Правда, пятна цветников ни планировочно, ни архитектурно не увязаны с окружающей территорией, они случайны, но самый факт их существования, несомненно,— значительное достижение.

Приведенные выше примеры позволяют сделать некоторые обобщения. Обычно вопрос решается так. Места случайных свалок на заводском дворе очищаются, поспешно огораживаются примитивными барьерами и засаживаются цветами и декоративной зеленью. Цель ясна: на цветочные клумбы не станут сваливать лом и мусор. Следовательно, тут зелень несет ответственную санитарно-гигиеническую функцию, но и только; ни о более глубоком функциональном использовании, ни об архитектурной, ни даже о декоративной ценности озеленения говорить не приходится.

И все-таки эти начинания представляют большую ценность, так как они свидетельствуют о творческой активности самих трудящихся, занятых в производстве, и о понимании ими значения зелени для создания культурного и красивого завода. Самодеятельность рабочих, возглавляемая партийными и общественными организациями, лишний раз неопровержимо доказывает, что зеленые насаждения на заводе жизненно необходимы. В то же время ясно, что вопросу органической связи зелени с архитектурой, а также архитектурной трактовке самой зелени не уделяется должного внимания.

Следующую группу составляют решения, в которых озеленение преследует функционально-декоративные цели. Так, например на заводе им. Петровского в Днепропетровске газоны и клумбы не только украсили территорию у главного входа, но и организовали пешеходное и транспортное движение по площади перед заводоуправлением.

Однообразие фасада одного из цехов завода им. Менжинского несколько скрашено посадкой вдоль этого фасада высококронных деревьев. На этом же заводе линейная посадка вдоль корпуса направляет и организует основной людской поток.

Следующая группа. — это посадки с целью устройства уголков культурного отдыха для рабочих. Например, почти у самого доменного цеха Кушвинского металлургического завода организован такой утолок отдыха; сделано это, правда, примитивно. Такой же уголок отдыха создан в заводском дворе кожевенного завода им. Радищева.

Свободный участок здесь больше, чем в предыдущем примере, и это позволило более полно осуществить задачу. Созданный садик дает возможность посидеть среди зелени в обеденный перерыв, до работы или после нее.

В приведенных примерах посадки произведены по инициативе и руками самих рабочих, без участия архитектора. С другой стороны, очевидно, что архитектор-организатор территории (генплана) завода этой необходимости не учитывал, так как участки малы по площади и случайны по расположению среди заводских корпусов.

***

Значительное количество случаев озеленения территорий показывает наличие архитектурно задуманных решений. Однако в этой группе решений следует отметить случайность размещения на заводской территории элементов архитектуры малых форм и зелени. Действительно, разве не случайно размещение фонтана у доменного цеха Днепропетровского металлургического завода? Фонтан поставлен слишком близко к зданию цеха, да и вообще сомнительна архитектурная целесообразность установки такой сложной формы фонтана у цехов.

Этот фонтан подходит скорее для сквера, партера, но никак не для заводского двора у доменной печи.

В Краматорске, на небольшом участке между путями доменного цеха, разбит цветник с фонтанами. Интересен прием обрамления зелени камнем, но все же фонтан здесь несколько массивен и требует и большей площади и другого места на заводе.

Далее, в этой же группе примеров обращает на себя внимание однообразие объемов и бедность самых решений, в которых архитектурное начало чувствуется лишь в организации плана. Бедность решений не только не компенсируется применением дорого стоящих скульптур, ваз и фонтанов, но еще более этим подчеркивается.

Завод им. Менжинского не пожалел затрат на озеленение своей территории, но пошел по пути чрезмерной декоративности и большой насыщенности деталями, более уместных для парковых территорий. Самое парадное пятно завода, несмотря на богатство центрального ядра, производит впечатление скучного однообразия.

В сквере перед невокотельным цехом Ворошиловградского паровозостроительного завода интересны сочетание формы водоема с архитектурой здания и выдержанное соотношение масштабов.

Игнорирование архитектурных свойств насаждений является основным недостатком большинства попыток архитектурного решения зелени на заводских территориях. Некоторое исключение в этом отношении представляет собою аллея на заводе в Таганроге, где в решении заложен поступательный ритм, подчеркивающий движение от ворот в глубь завода. Кроме того, в данном случае чувствуется органическая связь архитектуры малых форм (ограда) с зелеными объемами.

Анализ озеленения заводских территорий позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Зелень не используется во всем многообразии своих свойств.
2. Чрезвычайно бедно решено озеленение в отношении архитектоники и красок.
3. Отсутствует органическая связь между озеленением и заводской архитектурой.
4. Размещение зеленых пятен на промплощадке случайно, так как в решении генеральных планов заводов не предусмотрена необходимость озеленения территории.

* * *

Анализу проектов озеленения заводских территорий необходимо предпослать несколько общих положений.

Генеральные планы заводов, выстроенных в годы первой пятилетки, не говоря уже о реконструируемых, в большинстве своем лишены сколько-нибудь четкой архитектурной композиции, которая делала бы возможным использование различных компонентов архитектуры. Завод не решался как единое архитектурное целое, как пространство, организованное всеми средствами архитектурного выражения. Отсутствие комплексного решения завода приводит к тому, что отдельные компоненты архитектурного ансамбля выражены слабо, бледно и неубедительно. Именно так обстоит дело с архитектурой зелени на заводской площадке.

Генеральный план, решенный технологом или архитектором, преследующим цель только организации заводского технологического процесса, попадает к проектировщику-озеленителю. Роль последнего сводится именно к «озеленению», т. е. к заполнению зеленью свободной площади, оставшейся от сети дорог и застройки зданиями, к озеленению мест специального назначения.

Кроме отсутствия на генеральном плане места для развития архитектурно решенной зелени, проектировщик затруднен тем, что зачастую отсутствует проект завода в целом, так как отдельные его элементы проектируются различными организациями.

Это происходит потому, что об озеленении начинают думать только тогда, когда завод уже построен или, в лучшем случае, строится и, следовательно, проектирование в основном закончено; в самом же процессе проектирования автор проекта об архитектуре зелени совершенно не думает.

Даже при наличии единого проекта автор архитектуры зелени в своем творческом процессе совершенно не связан с автором основного проекта, и ему, следовательно, приходится либо повторять работу первого автора по изучению всех технологических процессов и существа производства, что чрезвычайно осложняет его работу, либо итти по линии наименьшего сопротивления и «озеленять» свободные участки. Отсюда робость решения, незаконченность, неубедительность, а иногда и полное отсутствие элементов архитектуры в проектах озеленения заводов. Все же следует отметить в качестве положительного явления самый факт возникновения проектной работы по озеленению промышленных территорий. Необходимость этой работы стала очевидна всем, и остается только направить проектирование по правильному пути.

В настоящее время проектирование зелени находится в стадии первоначального развития. Поэтому в рассматриваемом ниже материале наибольший удельный вес имеет группа схематических решений, представляющих собой первую стадию работы (проектные задания). Следующую, меньшую, группу составляют проекты законченные, но неосуществленные и, наконец, последняя, наименьшая, группа состоит из проектов, перенесенных в натуру.


Схематические решения

1. Схема озеленения территории шелковой фабрики в Нухе (выполнена арх. Р. М. Зильберман в 1934 г.).

Наиболее удачно здесь использована зелень в решении площадок культурного отдыха и парадной части завода у входа. Чувствуется, что проектировщик в данном случае использует опыт проектирования парков, применяя декоративные приемы композиции (размещение посреди газона отдельных деревьев). Следует отметить, что эти интересно решенные уголки расположены на генеральном плане случайно, там, где оказалось место. В данной схеме отсутствует единая архитектурная композиция.

Архитектура зелени не решена как однородный архитектурный материал, составляющий одно целое с архитектурой завода. Нет единого перспективного вида магистралей. Плохо подчеркнуты проезды вообще; например деревья запроектированы по одну сторону магистралей, с неопределенными интервалами. Зелень несмело заполняет собою все свободные места, углубления зданий, отступ от дороги и участки, не полностью освоенные цехом. Но и в таком, несколько вынужденном расположении зелени видно, как декоративные и архитектурные свойства помогают проектировщику в его желании исправить недостатки генерального плана. Ясно, что здания 7, 8 и 10 выстроены раньше, чем составлен данный генеральный план; эти здания как бы падают на главный корпус. Что же можно здесь сделать средствами зеленой архитектуры? Зеленые массы, расположенные в правильных геометрических формах, с пешеходными дорожками и площадкой для тенниса, выравнивают в плане промплощадки участки с неудачно поставленными габаритами упомянутых сооружений и этим несколько уравновешивают и исправляют весь генплан. В данной схеме зелень не использована достаточно ни как защита от преобладающих юго-восточных ветров, несущих пыль с заводской улицы, ни как защитная зона между производством и жильем.

2. Схема озеленения Саранского пенько-джутового комбината (выполнена в 1934 г. арх. М. П. Коржевым).

В отличие от предыдущей схемы, в данном решении зелень использована как защита от господствующих юго-западных ветров, а с подветренной стороны склады (№ 7 на схеме) окружены двумя рядами деревьев, защищающими окружающую территорию от пыли производства.

Архитектура зелени в рассматриваемом примере недостаточно однородна, различна по композиции и не только не создает единства архитектурного ансамбля, но наоборот, дробит его, замыкая в себе отдельные части территории.

Даже парадная часть завода, т. е. магистраль, ведущая от главной проходной к заводу, невыразительна; без экспликации зданий ее трудно отличить от второстепенных проездов и проходов.

Достоинством схемы является интересное решение уголков отдыха и комплекса физкультурных площадок.

3. Схема озеленения Оршанского льнокомбината (выполнена в 1934 г. арх. М. Соколовым.

Архитектура зелени, решенная этой схемой, подчинена архитектурному ансамблю завода, дополняет этот ансамбль и связывает отдельные здания.

Удачно решено озеленение входа на завод. Это выразилось в том, Что характер и композиция зелени на этом участке принципиально увязаны с композицией зелени на остальной территории завода и в то же время отличны от нее в той степени, в какой различны назначения отдельных участков территории. Так, в парадной части завода расположены декоративные группы деревьев, газонов, цветов. На складской зоне и на хозяйственном дворе цветов нет, и деревья уже не декоративными группами, а сдвоенным рядом отделяют завод от окружающих территорий. Там, где нужно широкой и оплошной зеленой стеной отделить склады от заводского двора или складскую зону и двор — от парадной части завода, применены сплошные посадки деревьев с густолиственной непроницаемой кроной, дополненные кустарником.

Недостатком схемы является неудачное решение подхода к столовой, так как ширина дорожек не оправдана интенсивностью людских потоков. Кроме того, значительные свободные площади не заполнены зеленью, несмотря на то, что в этом ощущается необходимость, так как на территории завода должно быть как можно меньше пылящих поверхностей.

4. Схема озеленения территории меланжевого комбината в г. Тифлисе (выполнена в 1935 г. арх. А.С. Спасовым).

Коренное отличие рассматриваемой схемы от всех предыдущих заключается в попытке комплексно разрешить не только собственно промплощадку, но и окружающие ее территории, как местного значения (жилой поселок комбината, примыкающий к промплощадке с севера), так и общегородского (набережная р. Куры вдоль восточной границы комбината, где проходит городская транзитная магистраль).

Говоря о функциональной стороне схемы, следует отметить целесообразность создания мощной зеленой зоны между комбинатом и поселком. Правильно намечено использовать под насаждения каждый свободный участок вокруг ТЭЦ, что снизит вредность соседства этого сооружения для работающих на комбинате.

В то же время налицо несколько излишнее увлечение формами партерной зелени, особенно в центральной части комбината. Учитывая жаркий климат Тифлиса, хотелось бы иметь больше тени, именно в центральной, наиболее посещаемой части завода.

Следует отметить целостность решения зеленого ансамбля жилого поселка, набережной и промплощадки. Эта целостность выразилась в наличии единой композиционной оси, берущей начало у общественного сооружения в поселке и замыкающейся вертикалью башни, венчающей здание прядильного корпуса (№ 2 на схеме). Единство композиционного решения сказалось и в органической увязке плакировочного решения набережной и заводского пятна. Действительно, и функционально (входы в зеленую зону набережной) и архитектурно (открытие перспектив, контраст в объемном оформлении магистрали вдоль набережной) решение носит следы единой композиции. Эта цельность привела к одинаковому характеру озеленения производства, жилья и набережной, что, кстати, вряд ли оправдано.

К числу недостатков схемы следует отнести применение приемов чисто паркового характера и несколько излишне богатое решение центрального партера. Последний запроектирован в повышенном уровне, с замощением свободной площадки плитами, с организацией громадного водоема и цветников. Высокая стоимость осуществления такого предложения вызывает опасения за его реализацию.


Законченные проекты

1. Проект озеленения территории завода «Калибр» (выполнен в 1934 г. проф. В.В. Шервинским).

Проект отличается несомненным мастерством, но в то же время в нем снижена органическая связь зелени с архитектурой заводских зданий.

Как и в других решениях, зелени отведены все свободные места на территории завода, и озеленение недостаточно четко организовано, как в функциональном, так и в архитектурном отношении.

Площадки отдыха запроектированы как часть парка, причем их архитектурное решение не соответствует по своим основным приемам конструктивному решению заводских корпусов. Свободное парковое решение этих участков не совсем увязано также и с расположением их в середине заводской территории, между главными и подсобными цехами.

Центральная магистраль, проходящая через беседку (ротонду), казалось бы, самая парадная и значительная дорога на заводе, архитектурно завершена недостаточно выразительно, замыкаясь пейзажной группой посадок.

Совершенно ясно, что автор озеленения решал его, не имея решения архитектуры заводских корпусов и не участвуя в решении генплана, который в свою очередь почти не учел необходимости озеленения территории завода.

2. Проект Сочинского мясокомбината (выполнен в 1934 г. в мастерской проф. И.С. Николаева).

Данный проект не является специальным проектом озеленения. Решался архитектурный ансамбль завода, и зелень вкомпонована в планировку и организацию пространства как необходимое дополнение к архитектуре завода. Архитектурная трактовка зелени здесь еще бедна, она лишь кое-где подчеркивает ту или иную магистраль, архитектурно завершает территорию завода, оформляет собою площадь перед главным корпусом. О полном функциональном использовании насаждений не приходится и говорить; зеленые насаждения служат здесь лишь дополнением к архитектурному экстерьеру. Зелень использована только с архитектурно-декоративной стороны и то неполно; но то, что есть, органически связано с архитектурой зданий. Нет случайных, нарезанных площадок газона, нет попыток устроить на заводе часть парка. Архитектор здесь явно не задавался проектом озеленения, но в решении промплощадки оказалось невозможным обойти зелень, и он компонует ее, как и другие архитектурные элементы, в комплексном решении. На данной стадии это только схема, по существу намечающая лишь места для зелени, а не решающая собственно композицию зелени. Проект лишь намечает путь, по которому должна развиваться архитектура зелени на заводе. Имея такие четкие указания, автор проекта зеленого строительства легка сможет дополнить и развить основные установки проекта, доведя решение до необходимой полноценности во всех отношениях.

***

Выводы, сделанные по материалам осуществленного озеленения, подтверждаются анализом проектного материала. Кроме того, приведенные схемы дают возможность сделать ряд дополнительных выводов, которые, вместе с уже сформулированными выше, сводятся к следующему:

1. Отсутствие единой архитектурной композиции зелени как в плане, так и в объемном решении (раздробленность, потеря масштаба, отсутствие пространственных перспектив).
2. Применение приемов садово-парковой архитектуры вне связи с архитектурой зданий.
3. Недостаточное использование богатых объемных и цветовых свойств зелени.
4. Игнорирование архитектурных свойств водоемов, фонтанов и скульптур.
5. Отсутствие органической связи между зеленой архитектурой и архитектурой малых форм.
6. Недостаточное использование декоративных свойств зелени.
7. Неполное использование зелени в функциональном отношении (защитные свойства, фильтрация воздуха, маскировка и пр.).

Перечисленные недостатки вытекают прежде всего из того, что проекты озеленения делаются оторванно от основного проектирования завода, а между тем, единство решения — именно то значительное и основное, что нужно требовать от архитектурной трактовки зелени на заводе. Это должен знать автор-проектировщик заводского ансамбля или другой архитектор, работающий над архитектурой зелени в теснейшей связи с проектированием завода. В таких условиях зеленые насаждения не будут забыты, и генеральный план завода освободится от недостатков, которые мешают создать подлинную архитектуру зелени на промплощадке.

Приведенный материал позволяет констатировать, что в области архитектурного решения зеленых насаждений, наряду с недостатками, имеются и достижения. Этим вопросом заинтересовались проектные организации; имеется уже некоторый положительный опыт проектирования и строительства; несомненно, что в будущем зелень займет свое место в архитектурном ансамбле завода.

В заключение следует отметить, что настоящая работа является первой попыткой систематизировать анализ накопленного опыта; этот анализ необходимо продолжать, чтобы подготовить прочную теоретическую базу для дальнейшей работы в области архитектуры зелени.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)