Из опыта озеленения городов УССР. Колесников А.И.

«Из опыта озеленения городов УССР». Колесников А.И. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Под общей редакцией комиссии в составе: Коржева М.П. (председатель), Лунц Л.Б., Карра А.Я. и Прохоровой М.И.; Союз советских архитекторов, Секция планировки городов. Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936


I

Состояние декоративного садоводства как специальной отрасли архитектуры, в которой наиболее полно выявляется синтез искусств, всегда являлось одним из ярких показателей культурного уровня эпохи.

Отвечая запросам господствующих классов, зеленое строительство по своему содержанию и назначению всегда носило классовый характер. Поэтому при изучении наследства в этой специальной области архитектуры, как и в архитектуре вообще, необходимо учитывать органическую ее связь с общим уровнем культуры той или иной эпохи, зависящим от факторов социально-экономического порядка.

Украина сравнительно бедна памятниками архитектуры зеленого строительства, причиной чего являются исторические особенности, обусловившие ее более позднее политическое и экономическое развитие. Наиболее старые парки и сады возникли на Украине в эпоху феодально-крепостного строя. Они создавались вместе с помещичьими дворцами и усадьбами, создавались даровым трудом нещадно эксплоатируемых крепостных.

Большинство старинных парков Украины организовано в ландшафтном стиле. Преобладание его станет вполне понятным, если учесть, что парки эти возникали преимущественно во второй половине XVIII в., т. е. в эпоху, когда в Западной Европе прочно утверждается господство естественного стиля. К этому времени Англия выдвинула ряд крупных деятелей этого нового направления искусства (Кент, Броун, Рептон) и достигла значительных успехов в области теоретической и практической разработки так называемого «английского стиля». Новое направление паркового искусства быстро развивается во Франции, Германии и России. Вновь создаваемые в эту эпоху парки устраиваются исключительно в ландшафтном стиле, а ранее созданные под влиянием французской школы регулярные сады переделываются в ландшафтные.

Под влиянием направления, господствовавшего в парковом искусстве в Европе и России, были созданы в эту эпоху и парки на Украине. Немногие из этих старинных парков уцелели до наших дней; значительная их часть, вместе со старинными помещичьими усадьбами — «дворянскими гнездами», задолго до Октябрьской революции пришла в упадок или вовсе исчезла в связи с изменением экономических условий и переходом господствующего положения к торгово-промышленной буржуазии. Среди уцелевших до наших дней и охраняемых в настоящее время в качестве памятников культуры находятся такие ценнейшие парки, как Уманский, Яготинский, Белоцерковский и др.

Созданный на Украине на протяжении XIX и начала XX в. целый ряд поместных парков отличается, за небольшими исключениями, значительно меньшим богатством архитектурных парковых сооружений, скульптуры и т. п. Кроме основной причины — изменения экономических условий, в этом отчасти сказалось и влияние новых течений в области паркового искусства.

Увлечение чрезмерным насыщением парков всякого рода искусственными декоративными сооружениями, имевшее место в более раннюю эпоху развития естественного стиля, в начале XIX в. сменилось протестом против наводнения парков разного рода постройками.

Одновременно с уменьшением роли декоративных сооружений усилилось значение основного паркостроительного материала — растительности. Так как флора Европы бедна представителями древесной растительности, то в связи с развитием ландшафтного стиля возникает широкий интерес к изучению иностранных древесных пород и ввозу их. Особенно значительных размеров достигает ввоз и использование для паркостроительных целей иностранных пород, главным образом северо-американских, в XIX в.

Партстроительство на Украине, не представлявшее в прошлом оригинального направления, естественно следовало тенденциям развития садового искусства Западной Европы и России. Поэтому многочисленные парки, созданные на Украине в XIX столетии, в большей или меньшей мере насыщены иностранными древесными породами и представляют большое значение в качестве очагов акклиматизации не только для развития зеленого строительства, но и для хозяйства страны в целом (для мелиоративных, лесохозяйственных и промышленных целей). Ряд пород, как американский клен, белая акация, гледичия, целый ряд кустарников, широко распространился из этих парков по городам и селам, и некоторые из них, например американский клен и особенно белая акация, стали колоритными местными породами.

Из парков, созданных на Украине в XIX в., наиболее интересные и ценные были заложены во второй половине столетия.

Не ставя задачей этой работы дать исчерпывающую инвентаризацию парков Украины, все же, в целях иллюстрации и для ориентировки в будущем систематическом изучении, отметим наиболее ценные из них.

Одним из наиболее ранних и наиболее ценных парков XIX столетия является Тростянецкий парк (Серебрянского района, на Лубенщине), заложенный в 1864 г. Площадь парка 175 га. Распланирован он в ландшафтном стиле. Для усиления декоративного эффекта рельеф подвергнут значительной переработке: насыпаны земляные горы высотой до 30 м и устроены обширные пруды. В парке размещены статуи, беседки и другие парковые сооружения. По композиции — сочетание эффектно сгруппированных насаждений с широкими лугами, зеркальной гладью вод и горами — парк этот представляет большую художественную ценность. 

Не уступает Тростянецкому парку по ценности состава насаждений и по художественным достоинствам Весело-Боковеньковский парк, расположенный в степной части Украины, на Днепропетровщине. Он занимает площадь в 150 га в районе Кривого рога (в 8 км от ст. Долинская Сталинской ж. д.). Этот парк имеет огромную ценность в качестве акклиматизационного пункта декоративных древесных пород.

Тростянецкий парк представляет образец ландшафтного стиля, свободного от какой бы то ни было искусственности и бутафории, и имеет большое значение в качестве памятника паркового искусства. Заложен парк в 1893 г. Устроителями его были известный паркостроитель А. Ригель и художник-пейзажист Владиславлев-Падалка. Парк почти совершенно лишен декоративных сооружений и тем не менее производит большой художественный эффект, благодаря прекрасному использованию рельефа, умелой группировке растений и организации перспектив.

Не останавливаясь за недостатком места на описании всех прочих парков, необходимо отметить лишь еще два парка, представляющие ценность в качестве архитектурных памятников.

Первый из них — Немировский парк, заложенный в начале XIX столетия на Подолии. Он представляет архитектурную ценность как по планировке, так и по композиции насаждений, а также благодаря сохранившемуся дворцу в стиле ампир.

Другой парк — Шаровский, Харьковской обл. (12 км от ст. Гуты) — еще более ценен, как образец хорошо организованного парка в ландшафтном стиле.

Интересен обширный дворец в готическом стиле с террасами, которые в своем архитектурном решении и планировке партера представляют сочетание ренессанса (части, более удаленные от дворца) с готикой (ближайшие к дворцу). Парк, площадью в 70 га, находится в прекрасном состоянии благодаря заботам администрации расположенного в нем туберкулезного санатория.

Кроме поместных парков, удовлетворявших исключительно прихоти их владельцев, в XIX в. на Украине начинает развиваться озеленение городов. Хотя господствующие классы и вынуждены были озеленять населенные пункты в целях их украшения и улучшения санитарно-гигиенических условий, однако работа по озеленению велась в мизерных масштабах и ярко отражала классовую политику городского управления. Бульвары, скверы, сады и парки насаждались главным образом в буржуазных участках города, тогда как рабочие окраины были лишены их. Например в Харькове в дореволюционное время 80% всех зеленых насаждений было сосредоточено в буржуазных — центральной и нагорной — частях города; та же картина наблюдалась во всех без исключения населенных пунктах УССР. Строго продуманной, соответствующей интересам всего населенного пункта системы зеленых насаждений прежде не было, да и не могло быть в условиях буржуазного общества.

Архитектурное содержание созданных в прошлом городских зеленых насаждений в большинстве случаев весьма бедно. В скверах применялось сочетание кривых и прямых дорожек с неизменными трафаретными клумбами, аляповатыми фонтанами со скульптурными примитивами и т. п. Убоги в архитектурном отношении и более крупные городские зеленые массивы (сады и парки), организованные преимущественно в упрощенном ландшафтном стиле.

Некоторые из ранее созданных городских насаждений представляют большую ценность в качестве опыта акклиматизации парковых культур, например прекрасный коммунальный парк в Харькове, площадью около 90 га, заложенный в 1893 г.; он имеет значительные насаждения красного дуба, лиственницы, ели, сибирского кедра в смешанном насаждении с березой, а также целый ряд ценных экзотов в группах и солитерах.

В заключение подчеркиваем еще раз всю важность изучения опыта зеленого строительства на Украине как в архитектурном отношении, так и со стороны культуры зеленых насаждений, и изучения их в качестве источника репродукционного материала для развития зеленого строительства. Отметим, что эта задача в полном объеме еще не выполнена (особенно в архитектурно-дендрологическом отношении), между тем как осуществление ее является важнейшей предпосылкой развития зеленого строительства на Украине.

II

Достижения советской власти на Украине огромны во всех областях хозяйственно-культурного строительства. Весьма значительны также и успехи в области зеленого строительства.

Уже в первые годы советского строительства были приняты меры к учету и сохранению парков. Наиболее ценные из них были объявлены заповедниками и памятниками искусства (Уманский парк и др.) В городах и прочих населенных пунктах начали приводиться в порядок старые зеленые насаждения. В постановлении СНК УССР от 12/IX 1931 г. «Про озеленение заселенных мест» четко указана роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных мест и установлены нормы их озеленения.

О размерах и темпах зеленого строительства на Украине можно судить по приведенным ниже данным.

На 1/1 1932 г. площадь зеленых насаждений общего пользования в городах УССР и населенных пунктах городского типа составляла 7,5 м2 на одного жителя, к концу 1935 г. она превысила 10 м2 (норму, установленную для этого времени СНК УССР).

По Донбассу же рост озеленения населенных пунктов еще более значителен. На 1/1 1931 г. душевая норма в главнейших населенных пунктах Донбасса составляла 3 м2, на 1/1 1934 г., т. е. за 3 года, она возросла до 10 м2, а к концу 1935 г. составляет до 20 м2.

Весьма показателен в отношении роста озеленительных работ Харьков, бывший в прошлом одним из наиболее пыльных и грязных городов дореволюционной России. В 1917 г. площадь парков, садов общего пользования, скверов и бульваров Харькова составляла 178 га, на 1/1 1934 г. она достигла 416 га. Площадь эта значительно возросла в результате крупных озеленительных работ, проведенных в Харькове в 1934 и 1935 гг.

Норму зеленых насаждений общего пользования на одного жителя намечено довести к концу второй пятилетки до 12 —15 м2 вместо нынешних 8 м2.

Большие усилия прилагаются к скорейшему улучшению благоустройства и в том числе к озеленению индустриальных районов. Об этом свидетельствуют работы по озеленению Донбасса, по благоустройству и озеленению Краснозаводского района в Харькове и т. д.

Наряду с количественным ростом зеленого фонда населенных пунктов Украины повышается качество архитектуры зеленых насаждений и вырабатываются новые советские методы организации зеленых насаждений.

Расцвет благоустройства населенных мест УССР и, в частности, коренной сдвиг в деле зеленого строительства связаны с неутомимой деятельностью во всех областях социалистического строительства УССР т. П.П. Постышева, который лично мобилизовал внимание коммунальных работников и всей советской общественности к делу зеленой стройки, сначала в Харькове и затем в Киеве. Тов. Постышев указал на огромное культурно-воспитательное значение зеленых насаждений и дал ряд ценных практических указаний по их организации. В широкую практику зеленого строительства на Украине вошли рекомендованные тов. Постышевым методы раскрепощения городской зелени от высоких стен, изолировавших зеленые насаждения, ослаблявших эффективность их санитарно-гигиенического и архитектурного влияния. Исключительные заботы т. Постышева о детях обеспечили надлежащее внимание к организации детских площадок в садах и парках, при жактах и т. п.

Из выдающихся как по масштабу, так и по качеству новых и реконструированных старых зеленых строек Украины можно указать на следующие.

Парк им. П.П. Постышева в Харькове, где помещено одно из скульптурных произведений нашей эпохи — памятник Т. Г. Шевченко. Парк представляет интерес своей планировкой, богатым цветочным оформлением, прекрасно организованной детской площадкой, музыкальной эстрадой и пр.

Расположенный среди крупнейших заводов Харькова Краснозаводской парк, созданный по инициативе секретаря Харьковского обкома ВКП(б) т. Ш.Н. Демченко на месте кладбищенского пустыря, представляет большую ценность, как опыт создания крупнейшего парка (около 90 га) у самых ворот больших заводов, в густо населенной индустриальной части города. Парк представляет интерес своей планировкой, характером устройства парапета, с оригинальными вазами, и полосой цветников на протяжении 600 м между тротуаром и бортом мостовой.

В парке имеются прекрасная музыкальная эстрада, детские площадки, предусматривается создание ряда крупных культурных учреждений (дворец культуры, кино и др.). Парк насыщен цветами, разнообразнейшими древесными породами и окружен по периферии защитными насаждениями. С целью создания быстрого эффекта в парке посажены сотни взрослых деревьев. Это место, еще недавно представлявшее непривлекательный пустырь, сейчас .является культурным, благоустроенным местом отдыха для рабочих.

Большой интерес по планировке и зеленым насаждениям представляет один из крупнейших в СССР по размерам территории парк физкультурного комбината им. Г.И. Петровского в Харькове. Здесь на площади 70 га (из общей площади парка в 280 га) уже созданы зеленые насаждения, содержащие много ценных пород в интересных комбинациях, увязанные в одно архитектурное целое с физкультурными площадками и сооружениями.

Чрезвычайно интересные работы выполнены на Харьковском тракторном заводе по озеленению как жилплощадки, так и заводской территории. Работы эти отличаются весьма высоким качеством. На заводской площади посажены крупные деревья, разбиты цветники, устроены изящные фонтаны и бассейны, прекрасные тротуары и ажурные парапеты. Своим художественным оформлением эта заводская площадка может служить примером высокого качества работы, по благоустройству советских заводов.

Большие работы проведены также на Краматорском машиностроительном заводе им. Сталина, в Горловке и в других индустриальных пунктах.

Но, наряду с большими достижениями, в зеленом строительстве УССР имеется еще ряд существенных недостатков.

Прежде всего необходимо отметить низкое качество проектных работ. Во многих случаях проекты зеленых насаждений выполняются в техническом и архитектурном отношении малограмотно или вовсе безграмотно. С этой стороны особенно плохо обстоит дело в мелких населенных пунктах, где нет квалифицированных архитектурных кадров. На и в крупных городах проекты парков, садов и скверов нередко представляют примитивы по планировке и архитектурному оформлению.

В проектах парков в большинстве случаев не видно стремления к созданию единого архитектурного образа, не видно искания стиля. В проектных решениях преобладает голый функционализм и упрощенчество или формализм, переходящий иногда в графический трюкизм (например системе дорожек и площадок парка стремятся придать форму индустриальных элементов — зубчатого колеса, трансмиссии и т. п.— или замысловатой геометрической фигуры сложного рисунка и пр.). Немало имеется примеров, когда при стремлении к тому или иному графическому решению плана не учитывается в достаточной мере природная обстановка. Так, например есть случаи в Донбассе, когда при волнистом рельефе, вместо пейзажных дорожек, проектируются на значительном протяжении прямые широкие аллеи, притом по направлению господствующих ветров, открывающие доступ пыли. В результате создаются условия, неблагоприятные как для отдыха в парке, так и для произрастания насаждений. Такие примеры неправильной планировки зеленых насаждений имеются в Сталино и в других городах Донбасса.

Что касается стиля архитектуры зеленого строительства, то нужно сказать, что мы переживаем здесь такой же период искания оригинального стиля нашей эпохи, как и в области архитектуры зданий. Наша задача на данном этапе искания путей и методов создания нового социалистического стиля — использовать образцы архитектурного наследия, но не слепо копируя их, а критически перерабатывая и приспособляя к условиям и целям нашего строительства.

Что касается применения в практике нашего паркостроительства исторически сложившихся стилей, можно отметить, что имеет место использование приемов как регулярного стиля, так и естественного (иррегулярного, ландшафтного), а также сочетание того и другого.

В регулярном стиле решен, например, план упоминавшегося уже нового Краснозаводского парка в Харькове. Применение регулярного стиля обусловлено было здесь, с одной стороны, равнинной территорией парка, с другой — расположением его на путях движения рабочих масс к предприятиям; последнее обстоятельство требовало обеспечения кратчайших путей сообщения через парк, что и вызвало применение в качестве основной сети прямых и диагональных аллей и дорог. В соответствии же с регулярным решением основной планировочной сети дорог решались и другие элементы планировки парка.

В ландшафтном стиле выдержан проект реконструкции дендропарка им. П.П. Постышева в Киеве, в соответствии с волнистым рельефом территории и целевым назначением парка (размещение дендрологических коллекций).

Примером рационального сочетания регулярного стиля с естественным является планировка сада им. П.П. Постышева в Харькове. Часть сада, расположенная между ул. Карла Либкнехта, пл. Дзержинского и Оперным театром, решена в регулярном стиле. Эта часть имеет ровную поверхность и дает проходные пути для пешеходов. Части же сада, расположенной по склонам к Клочковской улице, дана естественная планировка, в соответствии с волнистым характером рельефа (склон к реке) и назначением этой части в качестве зоны тихого отдыха.

Опыт проектирования зеленых насаждений показывает, что применение регулярного стиля наиболее целесообразно на небольших участках близ сооружений, а также в крупных парковых массивах на участках равнинных и функционально вызывающих регулярную планировку (сектор физкультуры, массово-зрелищный сектор и др.).

Ландшафтный стиль будет наиболее уместен преимущественно при сложном рельефе, для обширных участков, предназначенных для тихого отдыха и т. п. При этом в планировочном применении этих двух стилей должно быть найдено архитектурное решение, органически связующее их в одно целое.

Говоря о неудовлетворительном состоянии архитектурного содержания проектов зеленых насаждений, необходимо отметить, что и техническое их оформление не отвечает требованиям обеспечения производства. Проекты (эскизные и генеральные) изготовляются в виде цветистых картинок, не отвечающих действительному цвету и форме будущих насаждений. Детальные проектные материалы (дендрологические и разбивочные чертежи), обеспечивающие точное выполнение проекта в натуре, в большинстве случаев не разрабатываются.

Проектирование зеленых насаждений требует специальной архитектурно-художественной подготовки и серьезных знаний архитектурных и биологических свойств основного паркостроительного материала — растений. Обладающими этими знаниями, специально подготовленными архитектурными кадрами мы до сих пор не располагали. В настоящее время такие кадры архитекторов зеленого строительства уже готовятся (факультет зеленого строительства Харьковского коммунального института).

Для обеспечения зеленого строительства высококачественными проектами необходимо организовать специальные проектные мастерские с привлечением высококвалифицированных архитектурных сил. Опыт организации таких мастерских в Москве (мастерская по проектированию парков при Моссовете, проектная мастерская треста «Госзеленстрой») и в Харькове (проектно-строительная контора Треста зеленых насаждений) полностью себя оправдал. Необходимо в ближайшее время осуществить постановление Всеукраинской конференции по зеленому строительству (состоявшейся в феврале 1935 г. в Киеве, при Наркомхозе), наметившей организацию проектных мастерских по зеленому строительству в Харькове, Киеве, Одессе и Сталино.

Другим слабым участком является архитектура парковых сооружений.

Парковые сооружения (ограда, павильоны, разные декоративные сооружения и пр.) должны составлять единый архитектурный ансамбль. В действительности этого нет. Парковые сооружения представляют в большинстве случаев пестрый набор разнообразнейших типов, часто весьма грубо оформленных и совершенно лишенных каких-либо связующих элементов общего стиля.

Особенно же бедны наши парки такими архитектурными декоративными сооружениями, как бассейны, фонтаны, трельяжи, скульптура и пр. В тех же случаях, когда они применяются, они весьма примитивны как в смысле художественной тематики, так и по материалу и по качеству исполнения (например фонтан в Городском саду в Харькове и т. п.). Правда, за последнее время уже наблюдается серьезный сдвиг и в этой области. Краматорский машиностроительный завод имеет прекрасную скульптурную мастерскую с высоко квалифицированными мастерами, дающими неплохую продукцию. Скульптурная мастерская Харьковского треста зеленых насаждений в последнее время дала несколько прекрасных форм ваз, украшающих парк им. П.П. Постышева и Краснозаводский парк.

Подготовка специалистов по архитектуре малых форм и организация в крупных центрах проектных, паркостроительных и скульптурных мастерских в ведении коммунальных органов обеспечит необходимое качество архитектуры парковых сооружений.

Крайне плохо обстоит у нас дело и с одним из главнейших решающих композиционных элементов парков — с растительным материалом. Ассортимент древесных пород и цветочных растений (в особенности многолетников) у нас крайне беден, что ведет к однообразию зеленых насаждений и не дает возможности достичь необходимого художественного эффекта.

Причиной этого является крайне слабая производственная база зеленого строительства и почти полное отсутствие научной и производственной работы по формированию и обогащению ассортимента декоративных растений.

Весьма сильно снижает художественный эффект зеленого строительства низкое качество посадочного материала и паркостроительных работ, что обусловливается недостатком и слабой технической подготовкой кадров, работающих в зеленом строительстве. Отсюда вытекает необходимость создания низших и средних школ по зеленому строительству и укреплению имеющейся высшей.

Весьма отрицательно отражается на состоянии зеленого строительства полное отсутствие у нас специальной периодической литературы по зеленому строительству, которая необходима для обмена опытом и ознакомления с новейшими достижениями на основе обширной иностранной литературы по декоративному садоводству и садовой архитектуре.

В заключение необходимо отметить сравнительно слабый охват зеленым строительством нашего сельского хозяйства.

Между тем, зеленое строительство является одним из средств архитектурного оформления совхоза и колхоза, не говоря уже о его роли в качестве санитарно-гигиенического фактора. При этом нельзя ограничиваться озеленением населенных пунктов — города и колхоза, а необходимо поставить более широкую задачу архитектурного воздействия на всю территорию, связывающую город с окружающими его зонами, в целях объединения архитектурных элементов всего района в целостную композицию. Необходимо украсить и защитить зелеными Насаждениями колхозные станы, берега прудов, пути сообщения.

Вся советская земля должна получить новый архитектурный облик, отражающий прекрасное содержание нашей эпохи, и в этом деле архитектуре зеленых насаждений принадлежит не последнее место. Партия и советская власть создали все условия для небывалого в истории человечества расцвета социалистической культуры в нашей стране. Создание архитектурного образа нашей социалистической родины лежит на ответственности нашей архитектурной общественности. 

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер