Фонтаны и бассейны. Тарасова Е.А., Толстой И.А. 1964

«Фонтаны и бассейны». Тарасова Е.А., Толстой И.А. Публикуется по изданию «Малые формы в застройке и благоустройстве городов». Под редакцией Колли Н.Я. Стройиздат. Москва. 1964


История строительства фонтанов на городских площадях и улицах уходит в глубь веков. Издавна люди ценили и научились использовать декоративные качества воды.

До нашего времени сохранились внутренние дворики помпейских домов, в которых фонтаны являлись частью декоративного убранства и источником водоснабжения.

Колодцы, бассейны, фонтаны стали неотъемлемой принадлежностью городов средневековой Европы; они служили прежде всего для водоснабжения горожан, тушения пожаров, для различных бытовых нужд. Городской бассейн или фонтан обычно располагался на главной рыночной площади, перед ратушей или собором, являвшимися наиболее часто посещаемыми местами в городе. Служа источником водоснабжения, городские фонтаны вместе с тем постепенно стали одним из важнейших элементов убранства города и были превращены руками архитекторов и скульпторов в подлинные произведения искусства.

Особенно широкое развитие декоративные фонтаны получили в XVII—XVIII вв. в Италии, Франции и других странах Западной Европы.

В этот период, например в Риме, было построено множество фонтанов различных форм и размеров; часть из них, представляющая скульптурные или архитектурные композиции, до сих пор играет существенную роль в декоративном убранстве города.

Такие фонтаны, как Ла-Баркаччия, расположенный у подножия лестницы на площади Испании (скульптор Л. Бернини), фонтаны на площади св. Петра работы скульптора К. Мадерна, фонтан Треви арх. Сальви; скульптор П. Бранчи) и многие другие стали неотъемлемой частью городского ансамбля Рима. Из многочисленных фонтанов Парижа можно упомянуть фонтан Невинных на улице Сен-Дени (скульптор Жан-Гужон, арх. А. Леско), фонтаны на площади Согласия и у ворот Сен-Клу.

Особую роль в декоративном убранстве города играли пристенные фонтаны, являющиеся частью архитектуры зданий или дополняющие ее. Такого рода фонтаны получили широкое развитие в городах Италии и Франции в XVIII—XIX вв. Так, фонтан Мольера, сооруженный в 1844 г. по проекту арх. Висконти младшего и скульптора Сергра, является главным элементом архитектуры торцового фасада здания на углу улиц Мольера и де Ришелье в Париже. Фонтан Вербуа примыкает к северному фасаду здания Школы искусств и ремесел и т. д.

Города дореволюционной России этого периода были чрезвычайно бедны фонтанами.

В Москве в связи с улучшением водоснабжения города появились крупные фонтаны, имевшие помимо декоративных струй водоразборные устройства для водоснабжения горожан.

Из Сухаревской водонапорной башни вода поступала к фонтанам на Сухаревой площади, Цветном бульваре, у Варварских ворот, на Лубянской и Театральной площадях. Примером декоративных фонтанов могут служить два прекрасных фонтана работы И. П. Витали (1824 г.), из которых один до сего времени украшает сквер на площади Свердлова в Москве, а другой стоит в партере перед зданием Академии наук СССР в Нескучном саду.

В первом десятилетии нашего века все перечисленные фонтаны перестали служить источниками водоснабжения и стали только элементами декоративного убранства города.

Из современных фонтанов Москвы следует отметить фонтан в сквере перед зданием Института марксизма-ленинизма, выполненный в 1939 г. по проекту арх. А.В. Власова. Этот фонтан является одним из первых примеров применения в советском градостроительстве подобного сооружения при создании архитектурной композиции городской площади. Фонтан был спроектирован и построен в то время, когда на Советской площади стоял обелиск Свободы. Декоративные формы обелиска и фонтана дополняли друг друга.

Большие фонтаны были сооружены тогда же на ВСХВ и в ЦПКиО им. Горького (скульптор И.Д. Шадр, арх. А.В. Власов). Композиционная роль и значение этих фонтанов, однако, ограничивались пределами парков, где они были расположены.

В последние годы в связи с усилившимся вниманием к благоустройству и декоративному убранству города в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку и других городах были сооружены фонтаны различной мощности и значения в городском ансамбле.

Декоративные сооружения с водными устройствами, встречающиеся в городах, можно разделить на четыре основные группы:

1. Струйные фонтаны, в которых вода служит основным декоративным элементом композиции.

2. Скульптурные фонтаны — сочетание водных струй со скульптурами и декоративными формами, в которых основным декоративным элементом композиции является скульптура или декоративные формы (чаши, раковины и т. п.).

3. Декоративные бассейны — резервуары воды различной формы с незначительным количеством фонтанирующих устройств и без них.

4. Утилитарные водные устройства: питьевые фонтаны, плескательные бассейны для детей и т. д.

Многоструйные фонтаны обычно являются центром больших архитектурно-пространственных композиций и размещаются либо на главных площадях, либо перед общегородскими общественными зданиями, в центральном городском парке, на выставках, стадионах и т. п. Вода становится здесь основным архитектурным элементом с огромной эмоциональной силой воздействия. Характерным примером может служить фонтан в Сокольническом парке культуры и отдыха в Москве, выполненный по проекту арх. Б.С. Виленского и др. в 1959 г.

Фонтан расположен на главной площади парка, от которой расходятся лучевые аллеи-просеки. Диаметр бассейна фонтана 40 м. Основой его композиции является вода. Центральные струи бьют на высоту до 32 м, а боковые до 20 л. Кроме того, по периметру из бортов бьют наклонные струн в центр бассейна. Борт бассейна фонтана покрыт профилированным листовым анодированным дюралюминием, укрепленным на металлическом каркасе. Днище фонтана сделано из сборных железобетонных плит. Фонтан имеет специальную систему источников света, предназначенных для подсветки струй. Часть их расположена в борте в 12 пилонах, а часть — в центре бассейна.

Фонтан на площади им. Свердлова (арх. В. А. Долганов) является центром архитектурно-планировочной композиции сквера. Диаметр чаши бассейна около 8 м, а высота главной струи 6 м. Форма борта бассейна фонтана, облицованного красным гранитом, создает впечатление чрезмерной грузности, массивности фонтана по сравнению с относительно небольшой площадью сквера. Особенно это бросается в глаза при отсутствии водных струй.

Центром геометрической планировки сквера служит фонтан перед центральными банями в Софии (Болгария): квадратная форма его искусно вписана в планировку сквера. Центральная чаша фонтана имеет круглую форму и оформлена отдельными декоративными элементами из специальной прозрачной стеклянной массы. При оформлении дна и парапетов бассейна использована цветная керамика. Вечером фонтан освещается восемью прожекторами, установленными в центре бассейна на дне.

Интересна композиция многоструйного фонтана на территории международного аэропорта Айдлуайлд вблизи Нью-Йорка (США). Фонтан расположен в центре планировочного комплекса аэропорта. Диаметр водного зеркала главного круглого бассейна свыше 60 м, высота водяных струй достигает 18—20 м. Кроме главного фонтана здесь имеется прямоугольный бассейн с двумя небольшими фонтанами. Вечером вся композиция фонтанов подсвечивается в три цвета и, словно ожерелье, составленное из трех цветных колец — красного, синего и зеленого, — четко вырисовывается сверху при подлете к аэропорту. Фонтаны служат как бы световой эмблемой аэропорта.

В больших фонтанах обычно предусматривается множество водных струй, создающих один массивный водяной столб, высота которого, достигает в отдельных случаях 50 м. Для функционирования таких фонтанов требуется устройство мощных насосных станций и сложное инженерное оборудование. В связи со сложностью эксплуатации такие фонтаны работают периодически. Все это делает большие многоструйные фонтаны дорогими сооружениями, что обусловливает сравнительно редкое их применение в современных городах.

Гораздо более часто в городах применяются небольшие струйные фонтаны с основными параметрами: 8—12 м — диаметр чаши или бассейна при наибольшей высоте струй 5—8 м. Для этих фонтанов характерно построение струй в виде пирамиды, корзины, букета или пучка и др.

Как правило, борт бассейна не следует делать слишком высоким (не более 70 см). Если фонтан окружен газоном, борт может возвышаться над землей примерно на 15—20 см. Это даст возможность хорошо видеть водную поверхность бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть достаточно высоким, чтобы не создавать впечатление пустоты бассейна.

В отдельных случаях, когда на предприятиях по технологическим условиям необходима рециркуляция воды с последующим ее охлаждением, струйные фонтаны могут быть использованы с утилитарными целями для охлаждения воды. Такие фонтаны размещаются в зоне отдыха рабочих и служат прекрасным декоративным оформлением заводской территории.

Струйные фонтаны размещаются в скверах, садах и парках, на площадях перед общественными зданиями, на внутриквартальной территории. Характерными примерами струйных фонтанов служат: фонтан в сквере на площади Репина (бывшая Болотная площадь) в Москве (автор В.И. Долганов), фонтаны в Московском парке Победы и районного Дома Советов на Охте в Ленинграде, фонтан на площади перед театром им. Навои в Ташкенте, на площади Объединения в г. Яссы (РНР).

Одноструйные фонтаны с высотой струи 2—5 м наиболее часто размещаются на внутриквартальной территории, на территории торговых центров, около детских площадок.

Вокруг этих фонтанов устраиваются площадки для отдыха. Примером могут служить: фонтан в 9-м квартале Новых Черемушек (Москва), небольшие бассейны с фонтанирующими устройствами, окруженные группами деревьев в Ганновере (ФРГ), в торговых центрах США, Англии и других стран. В торговом центре Веллингбю (Стокгольм) устроены круглые бассейны с фонтанирующей струей, высотой до 1,5 м, расположенной асимметрично по отношению к центру бассейна. Диаметр бассейнов соответствует диаметру декоративных колец замощений, благодаря чему круглые бассейны хорошо вписываются в композицию площади торгового центра.

Своеобразно были решены небольшие фонтаны около павильона ФРГ на Брюссельской выставке 1958 г. Из центра мраморного диска, лежащего на гравийной подстилке, бьет низкая струя воды (40—50 см) и, переливаясь через диск, впитывается в гравий.

Аналогично решена группа фонтанов в детском пионерском лагере Артек. Интересно отметить, что малый расход воды (до 3 л в 1 сек) в этих фонтанах дает возможность не устраивать бассейнов, а пускать воду после фонтанирования непосредственно по плоскости камня и сбрасывать на дренирующую поверхность, покрытую галькой или крупным песком.

Ко второй группе относятся фонтаны с преобладанием скульптурных или архитектурных форм, что позволяет обозревать их издалека. Это в определенной степени влияет на выбор их места в городе.

Архитектурно-скульптурные фонтаны наиболее часто применяются в районах, где климат не допускает круглогодичного функционирования фонтанов, так как композиция таких фонтанов в большинстве случаев сохраняет и при отсутствии водного компонента цельность и художественную законченность. 

В этой большой категории фонтанов выделяются две основные группы: фонтаны с многофигурными и однофигурными композициями и фонтаны с преобладанием архитектурных форм.

Композиция из большого количества фигур подчас воспринимается зрителем как самостоятельное монументальное скульптурное произведение. Поэтому архитектурно-планировочные задачи, которые решаются при применении таких фонтанов в декоративном убранстве города, аналогичны возникающим при постановке скульптуры.

В нашей градостроительной практике имеются интересные примеры решения скульптурных фонтанов: на набережной Волгограда поставлен фонтан «Искусство» (скульптор С.С. Алешин, арх. В.Е. Шалашев); скульптурная группа играет здесь ведущую роль. Фонтан расположен на оси парадной лестницы, ведущей к Волге, и воспринимается зрителем главным образом силуэтно.

Другими примерами скульптурного фонтана могут служить фонтаны на Арбатской площади в Москве (скульптор С. Меркуров), скульптурные композиции шведского скульптора К. Миллеса (Швеция), фонтаны Братиславы (ЧССР) и др.

Ко второй группе скульптурных фонтанов относятся фонтаны с преобладанием декоративных архитектурных форм в виде различных по композиции чаш с разнообразными их сочетаниями. Таковы фонтаны на площади Пушкина, в Химкинском парке, в ЦПКиО им. Горького в Москве, на улице Еня Иосиф в Софии.

Чаши фонтанов имеют весьма разнообразные формы, причем форма стекающих водяных струй зависит от характера обработки края чаши. При гладких краях вода стекает сплошной прозрачной пеленой, неровные же края создают определенный «рисунок» из отдельных водяных струй.

На декоративные качества фонтанов большое влияние оказывает выбор материала. Для облицовки бортов бассейнов фонтанов применяются: гранит, белый и цветные песчаники, ракушечники, травертин, мрамор, керамика и другие материалы.

Для архитектурных деталей и скульптуры фонтанов используются: бронза, чугун, естественный камень, керамика, бетон и другие материалы, стойкие к механическому воздействию воды.

Большое значение при устройстве фонтанов имеет схема их водоснабжения.

Практика показывает, что основным источником воды для фонтанов служат городская водопроводная сеть или местные водные источники (при наличии резервуаров или водохранилищ с естественным или искусственным напором воды).

Выбор схемы водоснабжения фонтана определяется путем сравнения стоимости строительства и эксплуатации.

При сооружении фонтанов с большим расходом воды целесообразно применять систему рециркуляции при помощи специальных насосных установок. С помощью насадок (цилиндрических, щелевых, кольцевых с отражателями и т. д.) можно придавать струям различную форму, а также регулировать расход воды.

При проектировании фонтанов серьезное значение имеет выбор соотношения между высотой вертикальных центральных струй и размерами бассейна. При определении этого соотношения учитывают эстетические и чисто технические вопросы, исходя из основного требования: достижения максимального художественного эффекта при минимальном расходе воды.

Хорошее впечатление производит струйный фонтан, когда высота (считая от уровня воды бассейна) центральной основной струи примерно равна диаметру бассейна или несколько больше, порядка H = 1,25 D. Однако если учитывать обычный относ капель струй, вызываемый ветром, то следует при распыляющих насадках устанавливать высоту центральных струй в 2 раза меньше диаметра бассейна (H = 0,5 D). В отдельных случаях в условиях сильного ветра H = 0,3 D. Практически соблюдают высоту H = 0,65 D (например, у фонтана в сквере возле Большого театра в Москве). При таком соотношении H и D (или стороны бассейна) ветровой снос струй за пределы бассейна, как правило, отсутствует или незначителен. В случае, когда H = D или H = 1,25 D, возле фонтана с подветренной стороны образуются лужи.

В итоге следует отметить, что рациональное соотношение может быть выражено следующим образом: D ≥ Н ≥ 0,5 D. 

Для нормального функционирования фонтана необходимо учитывать следующее:

  • при проектировании стремиться к тому, чтобы отдельные струи или группы сходных струй имели индивидуальное управление;
  • в период эксплуатации следить за поддержанием постоянного уровня воды в основном бассейне фонтана, имеющего рециркулярную схему водоснабжения;
  • обеспечивать правильный сток воды, не нарушающий постоянного баланса;
  • в зимний период полностью удалять воду из фонтанной системы. Помещение, где располагаются насосы, следует утеплять.

Особое внимание должно быть обращено на фактуру дна бассейнов и чаш. Необходимо, чтобы дно было гладким, так как шероховатая, неровная поверхность затрудняет очистку дна и способствует быстрому загрязнению воды в бассейне.

К третьей группе водных устройств относятся декоративные бассейны различных размеров и формы с небольшими фонтанирующими устройствами или без них.

Декоративные бассейны могут располагаться в торговых и общественных центрах, среди жилой застройки в микрорайонах, садах и парках, возле промышленных объектов.

В зависимости от градостроительных условий декоративные бассейны имеют различные размеры и форму. Обычно декоративные бассейны делаются не глубже, чем 40—50 см.

В настоящее время в Москве разработаны проекты декоративных бассейнов- чаш, предназначенных для размещения на площадках отдыха в скверах, парках и жилых кварталах. Чаша бассейна сделана из железобетона. В композицию бассейна включены цветочницы из асбестоцементных труб с водолюбивыми растениями. Цветочницы ставятся на дно бассейна и край их выступает над поверхностью воды на 5—7 см.

Хорошее впечатление оставляют декоративные бассейны, украшенные скульптурами. Интересен бассейн на территории пионерского лагеря Артек в Крыму, а также на Рижском взморье Дзинтари.

В Москве имеется хороший декоративный бассейн в Ботаническом саду АН СССР.

В отдельных случаях на широких проспектах, когда боковые зеленые полосы достаточно широки, на них уместно устраивать небольшие бассейны, как на Кутузовском проспекте в Москве.

Встречаются бассейны такого типа и в жилых кварталах, например в квартале Агенскалнские сосны в Риге. Во многих южных городах (Баку и др.) бассейны сооружаются на бульварах, вдоль набережных.

Когда композиция декоративных бассейнов представляет собой сочетание нескольких бассейнов, нередко применяются приемы расположения их в разных уровнях. Например, бассейны Водяного садика в г. Торонто (Канада) расположены в двух уровнях, что позволило создать небольшой каскад. В верхней части бассейнов устроены фонтаны в виде дисков разного диаметра и на разных уровнях.

Иногда требования санитарных и производственных условий вызывают необходимость размещения декоративных бассейнов возле зданий промышленного назначения. Например, здание фабрики антибиотиков и витаминов в г. Пасадена (штат Калифорния, США) окружено расположенным вплотную у стен каналом. Эта непосредственная близость воды создает искусственную микроклиматическую оболочку стенам здания (автор арх. Эдвард Стоун).

Декоративные бассейны сильно вытянутой конфигурации (длина превышает ширину примерно в 10—15 раз) называются декоративными каналами. В южных городах такие каналы устраиваются вдоль аллей, улиц и стен зданий. Характерным примером может служить зеркальный бассейн-канал, идущий вдоль стен университета в Детройте (арх. Минеро Ямасака), и декоративный бассейн-канал в торговом центре Скокки (США).

При сооружении декоративных каналов на пересеченном террасированном рельефе можно устраивать каскады самых различных форм и видов путем перепадов дна канала. Если слив имеет ровные края, то вода стекая образует ровную, прозрачную, точно стеклянную пелену, если слив имеет затейливую форму с неровными краями и уступами, то вода разбивается на множество струй и водопадов, образующих пену. Поперечный профиль каскада также может придавать различную форму и характер сливающимся водным струям.

Каналы и каскады — все это различные архитектурные средства, которые направлены на повышение декоративных качеств бассейнов. Однако и без этих средств гладкое зеркало воды само по себе обладает декоративными качествами: отражательная способность, блеск и гладь зеркала воды делают декоративные бассейны желательным элементом городского декора. При этом необходимо предъявлять высокие требования к декоративному оформлению дна бассейна.

Как и в бассейнах фонтанов, дно декоративных бассейнов должно иметь гладкую поверхность, облегчающую очистку. Для облицовки дна бассейнов применяются ковровая керамика (плитки 20 x 20, 23 x 23, 48 x 48 мм), мозаичные керамические плитки (20 x 20, 23 x 23, 46 x 46 мм, толщиной от 1,5 до 3 мм), глазурованные керамические плитки (150 x 150, 150 x 75 и 100 x 100 мм, толщиной 4—5 мм), каменная мозаика, каменные плиты. Для повышения декоративного качества облицовки дна бассейнов применяется полихромная орнаментальная выкладка. От цвета облицовки дна в значительной степени зависит цвет воды, причем темные тона повышают отражательную способность воды.

Большое значение имеет глубина бассейна, а также высота борта, которая не должна быть, как правило, слишком большой. Желательно, чтобы уровень воды в декоративном бассейне находился на уровне окружающей территории или даже несколько выше ее.

Вода, подаваемая в бассейн, может иметь окраску, способствующую повышению декоративности. Качество воды не имеет столь большого значения, как в плавательных бассейнах. Поэтому полную смену воды с целью очистки можно производить лишь 1—2 раза в месяц. Из-за незначительного водообмена и отсутствия напора водоснабжение бассейнов может осуществляться непосредственно из естественных источников, а сброс воды — в водосточную сеть.

Кроме чисто декоративных водных устройств в городе применяются и декоративные водные устройства, имеющие утилитарное назначение: питьевые фонтаны а плескательные бассейны. Декоративность форм этих устройств позволяет причислить их к элементам внешнего оформления города.

Питьевые фонтанчики получили широкое распространение во всех странах мира. Они размещаются на улицах, площадях, в торговых центрах, скверах, на спортивных площадках и стадионах и возле школ.

Для удобства пользования высота питьевых фонтанчиков для взрослых не должна превышать 90 см, а для детей — 70 см. Из-за малого расхода воды (до 3 л в 1 сек) нет необходимости обязательно устраивать специальный бассейн и чашу; после фонтанирования можно воду пускать на дренирующий декоративный отмоет.

Питьевые фонтаны могут быть выполнены из разнообразных материалов: мрамора, гранита, керамики, терракоты, естественного и искусственного камня, пластмасс, бетона (армированный бетон марки 400). Кран и трубку желательно делать из бронзы, иногда из нее же выполняются и скульптурные фигурки и детали.

По этому принципу построено большинство питьевых фонтанов Швейцарии.

Широкое распространение получили питьевые фонтаны в Софии (Болгария). Большинство этих сооружений воспринимается как небольшая декоративная скульптура.

В городах США (Нью-Йорк, Сан-Джойс и др.) питьевые фонтаны имеют в основном более лаконичные простые формы, без украшений, как чисто утилитарная деталь городского благоустройства. 

Эти устройства наиболее целесообразно сооружать в странах с теплым климатом, где их можно эксплуатировать круглый год.

Особую роль в благоустройстве городов играют плескательные бассейны для детей в возрасте от 3 до 11 лет. Бассейны такого типа распространены в зарубежных странах. В СССР плескательные бассейны также начинают применяться во все более широких масштабах.

Особенно необходимо устраивать детские бассейны в южных городах, где лето жаркое и продолжительное.

В настоящее время во многих городах имеются плескательные бассейны, но их количество далеко недостаточно.

Плескательные бассейны размещаются на внутриквартальных территориях, в городских садах, скверах и на бульварах, на участках детских учреждений, в детских парках, а также в комплексе с бассейнами для плавания взрослых.

Архитектурно-планировочные требования к бассейнам определяются в основном местом размещения: на обособленном (специальном) участке или на территории, которая посещается взрослыми.

В первом случае (например, участок детского сада) на площадке бассейна могут находиться гимнастические и другие детские игровые устройства. Во втором случае (например, в садах микрорайонов, скверах, парках) бассейн в вечернее время может играть роль декоративного водоема.

Место, где расположен бассейн, должно облучаться солнцем наибольшее количество часов в течение суток, а температура воды должна быть не ниже 20—22° С.

При наличии теплофикации воду можно подогревать и по возможности хлорировать. Источник, водообмен и качество воды необходимо согласовать с санитарным врачом.

Конфигурация и поперечное сечение бассейна должны быть по возможности простыми, а дно — с постепенным уклоном, как правило, к центру. Иногда устраиваются два смежных бассейна для дошкольного возраста (с наибольшей глубиной 25 см) и для школьного возраста (с наибольшей глубиной 35 см), над уровнем земли борт бассейна обычно имеет высоту 15—20 см. Около бассейна должна быть устроена ножная ванна — лоток для ополаскивания ног. Глубина лотка 8—10 см, ширина 80—90 см. Ножная ванна шириной 200 см делается для того, чтобы в ней также бегали малыши. Иногда ножную ванну или бассейн делают с душем.

В жилом районе города площадь плескательных бассейнов определяется из расчета около 0,1 м2 на жителя. На группу домов с населением не менее 3000 чел. достаточно одного плескательного бассейна площадью около 250—300 м2. Следует избегать сооружать бассейны более 300 м2, так как в них труднее соблюдать чистоту и порядок. Лучше устроить несколько бассейнов, но не менее 30 м2 каждый.

Плескательные бассейны следует делать типовыми: малой, средней и большой емкости. Для примера в таблице даны основные характеристики таких бассейнов.

Размеры бассейна, находящегося в парке, следует назначать с учетом посещаемости, коэффициента сменности и возрастного состава детей.

На детских площадках, где состав детей постоянно меняется, более гигиенично устраивать водные площадки, т. е. участки с водонепроницаемым покрытием, которое покрывается лишь небольшим слоем воды, и широко использовать водоразбрызгиватели.

Из отечественных примеров следует назвать плескательный бассейн в 9 и 10 кварталах Новых Черемушек и в парке Сокольники в Москве, в парке им. 1905 года и в парке Зиедания в Риге, в Волгограде И т. д.

Из зарубежной практики интересно сделаны плескательные бассейны в городах Австрии, США, ГДР, Швейцарии. 

Декоративные свойства воды, а также сочетание воды со скульптурой и архитектурой малых форм играют немалую роль во внешнем облике городского ансамбля.

Все водные устройства, как декоративные, так и утилитарные, должны размещаться соответственно архитектурно-планировочному решению отдельных элементов генерального плана города и проектироваться одновременно с застройкой. 

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)