Об особенностях садово-парковой архитектуры Китая. Ащепков Е.А.

Об особенностях садово-парковой архитектуры Китая. Ащепков Е.А. По изданию «Архитектура стран юго-восточной Азии. Очерки». Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. Москва. 1960


Китайский народ па протяжении многих веков создал своеобразную архитектуру, имеющую большое значение для развития архитектуры народов Азии и Дальнего Востока.

Одной из ярких страниц является садово-парковая архитектура, представляющая собой оригинальную ветвь мирового садово-паркового искусства и оказавшая значительное влияние на развитие садов и парков Европы середины XVIII столетия — Англии, Франции и других стран.

Парки в Китае являлись непременной принадлежностью дворцов, монастырей, храмов, императорских погребении, а также жилых домов привилегированной части населения.

Наиболее крупные архитектурные комплексы, как правило, включали в себя и парки с соответствующими садово-парковыми сооружениями. Идущие из глубины веков традиции в создании парков, большой опыт в этом направлении и мастерство садоводов, зодчих по существу обеспечили высокое развитие садово-паркового искусства Китая.

Разнообразные архитектурно-художественные приемы в создании садов и парков как больших общественных, так и маленьких при жилых домах свидетельствуют о большой любви китайского народа к садово-парковому искусству и о незаурядном таланте безымянных в ряде случаев зодчих-садоводов.

Возникновение садов в Китае относится к глубокой древности. Из литературных источников известно, что еще в первом веке нашей эры китайские мастера создавали великолепные сады.

Так, в древнем городе Лояне был создан парк огромных размеров, отличавшийся большим разнообразием композиционного решения. Строитель парка Юань Гуан Хань ввел в систему парка, наряду с соответствующими архитектурными сооружениями, каменный ландшафт с искусственными скалами, гротами, пещерами и отдельно стоящими камнями. В том же городе был создан зодчим Ши-Чуном парк Дин-Гу, размеры которого достигали тысячи ли, В больших лесных массивах парка жили на свободе различные животные и птицы. На его обширной площади большое место занимали каменные искусственные скалы самого причудливого очертания [Сады и парки Сучжоу, Чень Цун-Чжоу, Издание института ТУНЦЗИ, 1956. Иллюстрированный материал этой книги использован в данной статье.].

Устройство в парках искусственных скал, холмов, водоемов, островов, живописное размещение отдельных камней и их групп являются особенностями китайского садово-паркового искусства. При этом следует отметить, что природа не копировалась слепо в парковых искусственных устройствах: китайские художники-садоводы на реальной основе окружающего мира, обобщая свои наблюдения, создавали с неиссякаемой фантазией прекрасные реалистические пейзажи.

Китайский народ любит природу и глубоко понимает ее красоту. Поэтому при отсутствии в том или ином месте желаемых природных условий люди создают их сами, удивительно тонко отражая в миниатюре характерные черты избранного ландшафта; при этом как бы стираются границы между произведениями человека и природы.

Стремление воспроизвести в садово-парковом искусстве окружающую природу в ее естественном виде привело к ландшафтному парку, имеющему широкое распространение по всему Китаю и нашедшему себе подражание далеко за пределами страны. Развитию ландшафтного парка способствовала сама природа Китая. В ландшафте Китая, особенно на юге, господствуют разобщенные холмы вулканического происхождения с причудливым очертанием, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале, отражаются холмы, горы, леса. Этот своеобразный, динамичный пейзаж любим народом и воспет в его искусстве.

Зодчие, создавая различные сооружения парков, зачастую сами являлись творцами парковых пейзажей или выступали в творческом содружестве с садоводами. Удивительное гармоничное сочетание парковых сооружений, их композиции и расположения в парке с ландшафтом является характерной чертой садово-паркового искусства Китая.

Мастерски пользуясь разнообразными архитектурными средствами и приемами садоводства, зодчие с большим вкусом и художественным тактом решали сложные композиционные задачи и сообщали своим произведениям необыкновенное очарование и непосредственность. В разнообразных и изящных пейзажах китайских парков и миниатюрных садиков при жилых домах отразилась также любовь китайцев к рисунку и живописи, их великолепная, своеобразная школа творческого воспроизведения пейзажа.

Представление о садово-парковом искусстве Китая дают парки города Пекина, входившие ранее в архитектурные комплексы императорских дворцов, парки в городе Сучжоу, парки в Ханчжоу и других городах, которые имеют наиболее живописные окрестности.

В настоящее время бывшие императорские парки, недоступные прежде для простого народа, превращены в общественные.

Парк Бэйхай и парк имени Сун Ят-сена являются частями архитектурного и паркового комплекса бывшего Зимнего дворца. Значительный интерес с точки зрения композиции огромного парка представляет парк бывшего Летнего дворца Ихэ-юань.

В ряде архитектурно-парковых комплексов, как, например, в Зимнем дворце, Храме неба, Храме Биюнсы, парки лишь сопутствовали специальным сооружениям. Однако они могут рассматриваться как интересные примеры садово-паркового искусства Китая, в которых сложились специфические приемы включения архитектуры малых форм в пейзаж.

Следует отметить, что в планировке ландшафтного парка на некоторых участках не исключались приемы регулярного парка. Подобное сочетание в системе одного парка представляло большие возможности с композиционной точки зрения. В связи с огромными масштабами китайских парков это разнообразие планировочных приемов было особенно необходимо и плодотворно для общей композиционной структуры парков.

Наряду с уголками парков, как бы созданными самой природой, с живописными каменными скалами, извилистыми речками, островками, бассейнами, зарослями, мостиками, перекинутыми через искусственные пропасти, и т. д. встречаются прямые тенистые аллеи, четкие по своей форме водоемы, геометрически правильные площадки. При такой системе в различных местах парка раскрываются перед посетителями новые, неожиданные аспекты и панорамы, строгие пейзажи чередуются со свободными. В некоторых случаях регулярные элементы парка выделяются как главные в общей композиции, например в парках Бэйхай и Сун Ят-сена в Пекине и в парке Ихэюань.

Все это в целом создает очень своеобразные решения парка, не утомляющего своими масштабами, способствующего отдыху и активному восприятию природы.

Характерным для пейзажного парка Китая является также чрезвычайно искусное использование естественных условий и создание дополнительных фрагментов пейзажа искусственными средствами. Тщательный подбор различных растений в соответствии с климатическими и почвенными условиями, группировка растений в сочетании с водоемами, площадками, искусственными скалами и архитектурными сооружениями свидетельствуют о глубоком знании вопросов дендрологии китайскими зодчими  - признанными садоводами. Деревья в садово-парковом искусстве Китая являлись прекрасным средством для воплощения определенных художественных идей.

Хорошо зная особенности леса и его воздействия на человека, китайские садоводы очень внимательно подходят к выбору ассортимента насаждений и их группировке. Так, кипарисы, посаженные сплошными рядами, способствуют созданию величественной окружающей обстановки и настраивают на созерцание природы. Банановые и бамбуковые деревья, расположенные определенным образом, создают впечатление уединенности, интимности. Несмотря на характер бамбуковых рощ, несколько однообразных, прозрачных, как бы мерцающих своими тонкими стволами и ажурной легкой листвой, они полны лирики и представляют человеку возможность углубиться в свои мысли. Обычно в банановых и бамбуковых рощах в связи со структурой деревьев нет гнезд птиц, и в них царит полная тишина, нарушаемая только шепотом нежных листьев, шелест которых как бы аккомпанирует мечтаниям человека.

В больших парках наряду с перечисленными породами деревьев встречаются многие другие вечнозеленые, хвойные и лиственные породы. Разнообразие видов растительности усиливает впечатление естественности пейзажей, очень близких лесным и горным пейзажам Китая. Посетитель может найти в парке различные уголки, отвечающие его состоянию и настроению.

Такое тонкое проникновение в окружающий мир и умение учитывать возможности природы при создании парковых пейзажей свойственно большим художникам, истинным творцам прекрасного — народу.

Сообщение определенного настроения путем художественной организации зелени, основанное на глубоком понимании природы и ее очарования, обеспечило садово-парковому искусству Китая особые эмоциональные качества.

Любовь к зелени нашла отражение не только в значительных садово-парковых комплексах, но также и в небольших садиках, широко распространенных при жилых домах на юге Китая. Но в силу ограниченности площади двориков нередко для посадки применяются карликовые породы деревьев, преимущественно цветущие. Часто такие цветущие деревья выращиваются в глиняных горшках и, по желанию хозяина, для смены садового пейзажа могут быть перемещены на новые места. Обилие цветов, особенно хризантем, родиной которых является Пекин, придает необыкновенный уют как большим паркам, так и маленьким приусадебным садикам. В них жители создали себе иллюзию живописных загородных мест, несмотря на то, что в ряде случаев такие усадьбы располагаются в больших и шумных кварталах городов.

В устройстве садиков при жилых домах имеют место те же композиционные приемы, что и в парках, только в значительно меньшем масштабе. Возможно, что интересные народные традиции выработались при оформлении приусадебных участков, и лишь затем получили распространение и дальнейшее развитие в крупных садово-парковых комплексах.

Следует отметить, что наряду с искусным использованием различных пород деревьев, китайские садоводы культивировали новые по своей форме деревья из известных пород. В парках Китая встречаются кипарисы, сосны и другие деревья, совершенно изменившие свой вид. Иногда на прямом стволе наращивается большой шар, сообщающий дереву необычную форму, сращиваются верхушки двух отдельно стоящих стволов, образующих внизу проход, над которым нависает крона спаренного дерева.

Причудливые формы получили кустарники и цветущие деревья. Различные по своему внешнему виду, покрытые цветами, они очень живописны на общем фоне парка. Естественно, что такие формы деревьев нельзя наблюдать в природе, но китайские садоводы, создавая новые виды, как бы показывали тем самым свою власть над природой.

Как в больших парках, так и в маленьких приусадебных садиках можно отметить большое разнообразие композиционных приемов в компоновке сада и средств, применяемых для оформления, начиная от пород деревьев, цветов и кончая различными искусственными сооружениями и скульптурами.

Стремление как можно лучше использовать природную обстановку в садово-парковом искусстве является отражением определенной идеологии — «подчинения природе»; в то же время при отсутствии необходимых природных условий зодчие создавали их сами, что свидетельствует о существовании мировоззрения, в соответствии с которым человек может создавать и переделывать природу по своему усмотрению.

Особый интерес в садово-парковом искусстве Китая представляют декоративные камни. Как известно, Китай является родиной «скалистого пейзажа»; в картинах китайских художников, посвященных ландшафту, большое место отводится изображению скал и камней самого причудливого очертания, а зодчие и садоводы с большим искусством разработали разнообразные приемы для создания композиций из камня.

В этих композициях применяются как отдельные декоративные камни естественного происхождения, так и художественные нагромождения камней, изображающие скалы.

Иногда камням придавалось то или иное символическое значение и они включались в пейзаж в соответствии с господствующими религиозными и философскими представлениями.

В парковых композициях из камня отражено глубокое понимание красоты скал и камней в природе, мудрое обобщение наблюдений, легшее в основу конкретных произведений декоративного искусства, гармонически сочетающихся с другими элементами сада: деревьями, водоемами, мостами, павильонами, малыми архитектурными формами и т. д.

Необходимо отметить, что самые фантастические, на первый взгляд, «нагромождения» камней создаются на реальной основе, на реальном восприятии природы. Китайский архитектор, художник, скульптор сохраняет в своих произведениях правду жизни, трактуя ее, однако, в соответствии со своей творческой индивидуальностью и фантазией художника. Создавая каменный пейзаж художник-садовод или архитектор творчески подходит к своей задаче и воспроизводит увиденный и запомнившийся ему пейзаж с большим обобщением, стремясь в малом произведении садово-паркового искусства синтезировать свои наблюдения.

Особенно интересны каменные пейзажи на юге Китая в парках городов Ханчжоу и Сучжоу.

Китайский народ любит эти города и их окрестности, особенно озеро Сиху, расположенное к западу от Ханчжоу в провинции Чжэцзян, и воспевает их в своей поэзии и пословицах: «Находится на небе рай, а на земле города Сучжоу и Ханчжоу».

Город Сучжоу, расположенный среди каналов, известен многими старинными ландшафтными парками. Обилие воды, пересеченная местность, разнообразная растительность создавали все естественные условия для размещения и устройства пейзажных парков и садов на основе больших художественных традиций.

Архитектура камня — именно так можно назвать эти произведения китайских мастеров в садово-парковом искусстве — не однообразна. Она создается на основе местных условий и творческой индивидуальности художника, а также известных художественных традиций, сложившихся в данном месте.

На севере Китая в каменных пейзажах и даже в отдельных группах камней заметна свободная импровизация, в то время как на юге каменные «нагромождения» обычно более естественны и теснее связаны с природой. Как видно, более богатый и разнообразный пейзаж юга Китая с наличием живописных по своей форме камней создавал более благоприятные в этом смысле условия. Художнику только нужно было умело вкомпоновать разнообразные, уже придуманные природой причудливые каменные композиции в свои произведения, что он и делал с большим мастерством.

Наряду с введением таких групп в систему пейзажного парка встречаются небольшие парки, оформленные только камнями. Деревья в таких парках почти отсутствуют. Очень своеобразное впечатление производят эти «окаменевшие сады», как, например, знаменитый каменный лес «Ши-линь», отдельные элементы которого созданы самой природой.

Применяемые для оформления парков выветрившиеся породы камней имеют порой самые причудливые очертания: некоторые из них напоминают силуэты людей, животных, птиц, облаков и т. д.

Парковые композиции из камня нашли поэтическое отражение и в народном фольклоре. Так, в парках Сучжоу, например, в парке Ши-цзы-линь искусственные каменные горы, имеющие своеобразные очертания, воспеваются как небесные вершины, летящие на землю. Поэт спрашивает: «Кто же придет и займется приданием формы кристаллическим камням?» В данном случае произведения архитектора олицетворяются с созданием природы. Отдельные камни устанавливались в ряде случаев на специальные мраморные постаменты с богатой и сложной по своему рисунку орнаментацией.

Соединение естественного камня с архитектурно обработанным придает определенную остроту подобным парковым элементам и позволяет их отнести к малым архитектурно-декоративным формам.

Расположение камней в парках как отдельно стоящих, так и групп всегда как бы случайно, и это сближает пейзаж парка с естественным ландшафтом. Между тем при внимательном знакомстве с планировкой парков можно обнаружить определенную закономерность в их размещении. Каменными группами выделены те места парков, где требовалось создать уединенную, интимную обстановку.

В китайской литературе и поэзии можно встретить такие названия камней, как, например, «Камни созерцания», «Бутон облаков», «Камни парящих облаков», «Камни воспоминания», «Холодные камни рождают тучи» и т. д. Придавая камням поэтическое значение в зависимости от их вида и места в композиции, китайские зодчие соответственно этому создавали в различных уголках парков и в приусадебных садах требуемое настроение и особый колорит — условия обязательные для самобытного садово-паркового искусства Китая.

Как видно, зодчие-художники топко чувствуют и понимают архитектурные возможности живописного камни и смело включают его в общий композиционный замысел всего паркового комплекса. Но применение камня не ограничено только отвлеченными композициями, — он широко используется для устройства ступеней в скалах, оснований для павильонов, ограждающих и декоративных стен, тропинок, мостов. Мощение дорожек камнем представляет самостоятельную область использования этого материала. Обычно дорожки парков вымощены разноцветным галечником. Разнообразные орнаментальные узоры на темы животного и растительного мира покрывают некоторые аллеи парков как мозаичный ковер, В ряде случаев мотивы орнамента не повторяются на протяжении всего пути, и каждый новым участок имеет свою композицию рисунка и цветовое решение, устроенные таким образом дорожки парка имеют значение полноправных архитектурно-декоративных элементов всей композиции комплекса.

В оформлении беседок и павильонов камни прежде всего имеют конструктивный смысл, являясь основанием для архитектурных сооружений, особенно построенных на воде. Иногда они составляют часть архитектурного оформления павильона и органически входят в его структуру.

Разнообразные группы камней в виде горок и скал, несущих павильоны, или отдельных каменных стенок, включенных в архитектуру павильонов, придают их облику большое своеобразие. Сочетание грубых каменных нагромождений с легкими и яркими деревянными павильонами своей контрастностью характерно для китайской архитектуры.

Интересным примером умелого введения камня в деревянную архитектуру могут являться парки города Сучжоу, Ханчжоу и Пекина, такие как парк Летнего дворца, Бэйхай и другие (см. рис. 3). Рассматривая планировку этих парков, особенно парка Лю-юань в Сучжоу (см. рис. 2), можно заметить, что вся композиция была здесь подчинена органической связи как бы случайно разбросанного камня с архитектурой парка.

Обычно в композиции садово-паркового комплекса все декоративные и архитектурные элементы прекрасно сочетаются с водоемами, которые являются непременной принадлежностью этих комплексов и мастерски используются как сильное художественное и композиционное средство, обогащающее структуру парков. Можно отметить два основных композиционных приема планировки ландшафтного парка с водоемами: с водоемами свободного очертания и геометрического.

В одних случаях водоемы являются как бы фоном для устройства искусственных каменных островков, бухточек, переходов и мостиков. На искусственных островках, иногда очень маленьких, устроены небольшие павильоны, которые, отражаясь в зеркальной глади водоема, как бы увеличиваются в своих размерах и приобретают еще большую стройность. Некоторые павильоны и создавались именно с таким расчетом, чтобы их отражение включалось в общую композицию, о чем говорят их названия, как, например: «Отраженный павильон», «Павильон перевернутого изображения», «Павильон тени башни», «Павильон отзвука».

В ряде случаев павильоны сооружены прямо на воде, на сваях. Обычно фундаменты или каменные сваи в виде отдельных столбиков устроены из необработанного камня и производят впечатление как бы естественных образований.

Отдельные павильоны на сваях или искусственных островках соединены между собой галереями, переходами» также устроенными на каменных основаниях, живописно выступающих из воды.

Легкие по своей архитектуре деревянные галереи и на воде, и на земле удивительно гармонично сочетаются с общей композицией ландшафтного парка.

В других случаях на территории парков создаются большие открытые водные пространства свободного очертания, с просторов которых раскрываются разнообразно оформленные берега. Зеркальная гладь озер, обогащая вообще парковый пейзаж, кроме того, прекрасно выделяет расположенные по берегам архитектурные сооружения и способствует созданию воздушной перспективы, свойственной китайским ансамблям.

Большие водные пространства, включенные в планировочную структуру парков, создают возможность для многоплановых композиционных решений и раскрытия далеких парковых перспектив. Характерным примером подобного решения являются парки, входившие раньше в систему грандиозных дворцовых комплексов — Бэйхай и Ихэюань в Пекине и новые парки — Тао-Жаньтинь, Цзы-цзу-юань. В этих парках водные пространства являются значительным фактором в архитектурно-планировочной структуре и пространственной композиции. Различные по своим формам и размерам павильоны, галереи, храмы, беседки, мосты и другие архитектурные сооружения обрамляют голубые просторы озер. Особенно хороши эти парки в тихие, ясные летние и осенние дни, когда в притихших дремлющих водоемах, как в зеркале, отражаются причудливые формы яркой парковой архитектуры и зелени.

Включая в композицию парков водные пространства, китайские зодчие уделяли большое внимание живописному решению их границ путем создания различных бухточек, заливов, протоков, берега которых, оформленные обычно павильонами с галереями, связаны между собой каменными или деревянными мостами, возведенными с подлинным искусством.

С древнейших времен мостостроение в Китае было на большой высоте. Достаточно вспомнить такое выдающееся по своим архитектурным и конструктивным качествам сооружение, как мост через реку Сяохе в уезде Чжаосянь провинции Хэбей, построенный мастером Ли Цэюнем в VI веке н. э. Мосты, построенные по такой конструктивной схеме, в Европе появились только в XIX столетии.

Наряду с каменными мостами значительный интерес представляют деревянные и бамбуковые мосты, где китайские зодчие также достигли прекрасных результатов.

Имея хорошие традиции в строительстве мостов, зодчие широко и умело использовали их в садово-парковой архитектуре. Многочисленные водоемы садов обеспечивали широкие возможности для включения мостов в архитектурно-композиционную систему парков. Наряду с большими многопролетными арочными мостами, как, например, семнадцатипролетный каменный мост на озере Куньминху, в парке Ихэюань, построенный в 1755 г., являющийся копией моста Баодайцяо, в городе Сучжоу, а также мост Дуйюньцзицуй в парке Бэйхай, строились небольшие пяти- и трех-пролетные мосты, как, например, мост Шикунчао на Сучжухэ в парке Ихэюань. Эти каменные мосты с разнообразными по очертаниям высокими арками, обычно оформленные мраморными балюстрадами с тонкой филигранной резьбой и скульптурными украшениями, являлись неотъемлемыми и прекрасными формами парковой архитектуры. Особенно хороши маленькие мосты через ручьи и речки с одной высокой эллипсовидной аркой.

Очень эффектны по своей композиции так называемые «горбатые» или «верблюжьи» мостики, в которых арка вместе с отражением в воде составляет замкнутый круг.

Арки таких мостов являются как бы рамками, обрамляющими пейзажи, заключенные в их просветах. В зависимости от местонахождения зрителя границы пейзажа меняются: чем ближе находится зритель к арке, тем шире открывается горизонт, Арка как бы способствует концентрации внимания на определенном пейзаже, меняющемся по мере приближения или удаления зрителя. 

Подобный прием включения конкретной части окружающего ландшафта в архитектурную композицию очень интересен и является сильным дополнительным декоративным средством в садово-парковом искусстве.

Необходимо отметить и еще одну особенность «горбатых» мостиков. Их высокий подъем в центре, вызванный конструктивными или утилитарными соображениями (под аркой проходили лодки), создает особые условия для восприятия пейзажа. В самой верхней точке перед зрителем открывается наиболее широкая панорама парка. По мере движения по мосту вниз границы пейзажа постепенно сокращаются, и передний план включается в общую с архитектурой моста композицию.

Обычно подобного типа каменные мосты украшены мраморными балюстрадами с резными столбиками и живописными балясинами в виде своеобразных капителей. В этих случаях все элементы моста сборные.

Подъем на крутой мост облегчен рифленой поверхностью полотна моста. Здесь уместно сказать, что в парковых сооружениях и устройствах постоянно проявляется забота об удобстве человека.

Кроме указанных арочных мостов, в парках встречаются мосты другого композиционного и конструктивного принципа. Своеобразно устроены каменные и деревянные мосты с павильонами для отдыха в центре. Иногда каменное основание моста, выполненное из обработанного или дикого камня, прекрасно контрастирует с легкой деревянной беседкой, увенчанной изящной черепичной крышей. Из таких мостов можно указать на мост Шинцяо в парке Ихэюань.

Большой интерес представляли широко распространенные в парках Китая так называемые зигзагообразные мостики, устраиваемые не только на воде, но и на суше на небольших каменных или бетонных столбиках. Подобные мостики, как бы лежащие на воде, производят своеобразное впечатление и являются хорошим архитектурным средством в оформлении парков. В одном из парков Ханчжоу зигзагообразный мостик на небольшом протяжении имеет 33 изгиба.

Приведенные примеры, естественно, не исчерпывают всех архитектурно-композиционных приемов в устройстве парковых мостов, но являются наиболее характерными и свидетельствуют о внимании китайских зодчих к этим сооружениям и их роли в общем решении парков и отдельных павильонов.

В архитектуре павильонов китайских парков, их планировке и конструктивных решениях следует отметить большое разнообразие композиционных приемов.

Наиболее распространенными являются прямоугольные и многоугольные павильоны — шести- и восьмиугольные. Реже встречаются круглые, веерообразные и П-образные. При многих общих чертах в планировочном и конструктивном решении павильоны имеют различный внешний вид. Это достигается их различной высотой, разнообразным устройством крыш и оснований. Этому способствует и окраска павильонов, форма и цвет черепицы, рисунок перил, обрамляющих павильоны, устройство оконных переплетов, если павильон закрытый, и т. д.

Многочисленные вариации как будто родственных архитектурно-конструктивных элементов способствуют многообразию архитектурных решений. По устройству парковых павильонов и беседок можно их разделить на несколько основных типов.

1. Павильоны и беседки, отдельно стоящие с симметричной планировкой (прямоугольные, многоугольные, круглые и т. д.).
2. Павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями-переходами (см. рис. 13).
3. Павильоны с асимметричным решением, включающим в себя, кроме основного помещения, ряд дополнительных (см. рис. 14, 15).
4. Двухэтажные павильоны или, как их называют в Китае, башни.

В первом случае павильоны имеют небольшие размеры от 4 до 6 м2 и устраиваются обычно в укромных местах среди зелени, на каменных нагромождениях и искусственных островках, в соответствии с чем они и носят определенные названия, как, например, «Павильон уединения», «Павильон размышления», павильон «С кем быть», павильон «Можно», «Павильон встреч» и т. д. Эти небольшие деревянные сооружения, рассеянные по всему парку, придают ему особую прелесть. Подходы к таким павильонам также решены в соответствии с их назначением. Извилистые, иногда еле заметные дорожки, ступени, высеченные в каменных скалах, как бы случайная зелень на пути, прекрасно гармонируют с естественным ландшафтом и способствуют уединению и спокойному отдыху.

Разнообразные названия парковых павильонов проникнуты тонким чувством и лирикой. Поэтическое по своему существу искусство Китая нашло отражение в таких определениях, как: «Павильон щебетания птиц и шелеста листьев», «Павильон созерцания и воспоминания», «Беседка, омываемая ароматом лотоса», «Павильон отзвука», «Жизнерадостный павильон», «Беседка совершенного блаженства», «Башня созерцания гор», «Беседка ожидания инея», «Беседка ароматного снега» и др.

Эти необыкновенные названия павильонов говорят о глубоком и чутком проникновении китайского народа в окружающую природу, о постоянном стремлении связать эмоциональную сторону жизни со своим разнообразным творчеством.

Совершенно очевидно, что многие сооружения вначале и не носили определенных названий. Но бесспорно, что при строительстве того или иного павильона зодчий ставил перед собой определенную эмоциональную задачу, и результат его деятельности давал основание присвоить сооружению то или иное название, отвечающее его художественному облику.

Сама архитектура павильонов или беседок, удачный выбор места для их постановки с учетом открывающегося вида и та или иная композиционная связь с водой, зеленью и камнями соответствуют обычно их наименованию и вызывают определенные чувства.

При создании павильонов учитывались и такие природные факторы, как смена времен года. Выбор места для строительства производился с таким расчетом, чтобы в различные времена года павильон производил соответствующее впечатление и приобретал новые качества. Весной из павильона должны быть видны красиво цветущие деревья; летом он должен быть обеспечен хорошей тенью, подчеркивающей его живописность; осенью, когда окружающая растительность приобретает особый колорит, павильон сливается с нею; в зимнее время красочность павильона особенно выделяет его на фоне «серебрянного мира», как яркий цветок, напоминающий о грядущей весне.

Следует себе представить яркую полихромную раскраску павильонов локальными цветами — синим, красным, зеленым, желтым, чтобы почувствовать оригинальность их сочетания с камнями, зеленью и водоемами парков.

В тех случаях, когда основанием для деревянных беседок-павильонов являются каменные горки, вершины их, как цветами, украшены красочными сооружениями. Живописные по цвету и изящные по архитектуре павильоны являются сильнейшим архитектурным средством в оформлении садов и парков Китая. Их архитектура способствует эмоциональному восприятию окружающего мира и его красоты.

В ряде случаев небольшие павильоны группируют с таким расчетом, чтобы из одного павильона открывался вид на остальную часть маленького комплекса. Примером подобного решения могут являться беседки Улун (пяти драконов) в парке Бэйхай, а также пять беседок на угольных холмах в Пекине и ряд павильонов парка Ихэюань. Беседки Улун расположены на берегу озера на фундаментах, выходящих непосредственно из воды и облицованных каменными плитками. Все павильоны соединены между собой каменными плоскими мостиками.

Павильоны имеют в плане квадратную форму и близки между собой по размерам в плане и по высоте основного объема. Ряд деревянных колонн образует каркасную основу павильона. Общая фронтальная композиция пяти павильонов решена симметрично с постепенным нарастанием к центру, обусловленным различными высотой и формой крыш. Крайние павильоны имеют одноярусные четырехскатные крыши. Следующие к центру — двухэтажные круглые крыши. Различные формы крыш не нарушают цельности впечатления, а придают известную живописность силуэту одинаковых по своей структуре павильонов. Крыши покрыты зеленой черепицей, а края и ребра крыш — золотистой.

Особенно интересен вид ансамбля Улун со стороны озера. Отражающиеся в воде беседки как бы вырастают в своих размерах и хорошо оформляют берег.

Нужно отметить, что расположение павильонов непосредственно у воды является широко распространенным приемом в садово-парковом искусстве Китая, Открывающиеся перспективы водного пространства и свежесть в жаркое летнее время способствуют хорошему отдыху.

В архитектуре павильонов значительный интерес представляют крыши, устройству которых всегда уделялось особое внимание. Наиболее распространенными являются двухъярусные крыши, четырех-, восьмискатные и круглые.

Интересны по композиции двойные крыши, состоящие из четырехскатной крыши в нижней части и круглой—в верхней. Такое динамичное завершение беседки хорошо контрастирует с легкой ажурной колоннадой и системой поддерживающего крыши многослойного карниза — «доу-гун». Подобные павильоны встречаются в парках Пекина — Бэйхай, Летнего дворца — Ихэюань и на юге Китая.

Различные по формам крыши, покрытые различной по сортам и цвету черепицей, украшаются, кроме того скульптурными деталями, установленными на ребрах крыш, на стыках ребер и на углах.

Очень усиливает выразительность крыши ее характерный для китайской архитектуры изгиб. На севере и в среднем Китае изгиб крыши менее активен, чем на юге, где края крыши сильно изогнуты вверх. Павильоны парков Сучжоу, Ханчжоу и других городов, имеющие композиционную схему, очень близкую пекинским павильонам, значительно от них отличаются острым взлетом крыш. Созданный на севере из утилитарных соображений большой вынос крыши на юге Китая имеет в основном декоративное значение.

Наряду с крышами, сообщающими особый, индивидуальный характер павильонам, большое значение в композиции этих сооружений имеет также расстановка колонн. Деревянные колонны с большим интерколумнием придают павильону известную легкость. Иногда колонны ставятся по две через соответствующие интервалы, которые заполняются отдельностоящими колоннами. Парные колонны по углам павильона сообщают ему большую устойчивость и зрительно, и конструктивно, особенно при устройстве массивной черепичной крыши.

Широкое распространение в парках Китая имеют павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которыми обычно соединяют отдельностоящие павильоны (см, рис. 13). Крытая галерея, по существу, является дополнительным помещением к павильону или беседке. Обстроенные галереями беседки приобретают новое звучание, новый характер. Из маленьких сооружений образуется своеобразный комплекс, имеющий свой композиционный смысл.

Галереи кроются черепицей такого же цвета и формы, что и павильоны, и это сообщает всему сооружению известное единство.

Галереи имеют не только декоративное, но и утилитарное значение, являясь средством связи отдельных павильонов в любое время года и любую погоду.

В некоторых случаях устраиваются специальные галереи для связи крупных отдельностоящих павильонов или даже целых архитектурных комплексов.

Значительный интерес представляет крытая галерея «Разливающейся свежести» у подножия «Горы многолетия» в парке Ихэюань, восстановленная в 1888 г, после разрушения ее интервентами в 1860 г. Изгибающаяся в плане галерея длиной в 700 м, расположенная вдоль озера Куньминху, соединяет дворцовые комплексы бывшего Летнего дворца. В определенных местах галереи устроены четыре павильона для отдыха. Расположенная среди парка с тонкими деревянными колоннами, соответствующими по диаметру стволам деревьев, галерея как бы является продолжением окружающего ландшафта. Из галереи открывается замечательный вид на озеро, заросшее у берегов лотосами.

Павильоны галереи украшены многочисленными красочными рисунками в медальонах, изображающими виды парков Ханчжоу — наиболее красивого места в Китае, 546 различных по своему содержанию видов природы и различных сценок размещено на карнизах крыши, галереи и поперечных балках. Медальоны удачно вкомпонованы в общую архитектурную структуру сооружения и вместе с орнаментальной росписью на конструктивных элементах галереи являются интересным примером китайского искусства, где живопись органически включена в архитектуру и выявляет ее архитектурно-конструктивные особенности.

Неисчерпаемая фантазия мастеров архитектуры, их необыкновенное трудолюбие и исключительная тщательность в выполнении каждой конструктивной и декоративной детали создали произведение, которое увлекает зрителя и, не утомляя, наполняет его прогулку или переход по галерее большим содержанием.

Это сооружение, как и многие другие произведения садово-паркового искусства, свидетельствуют о большом художественном вкусе китайских зодчих и их ярком оптимистическом творчестве.

В ряде парков других городов Китая галереи также имеют распространение, хотя по масштабам и средствам выполнения они значительно скромнее. Любовь к крытым галереям говорит об определенных архитектурных традициях в парковом искусстве.

В жилых домах галереи также имеют широкое распространение и создаются по тем же принципам, что и в парках.

Наряду с одноэтажными галереями встречаются и двухэтажные, как, например, в парке Бэйхай в Пекине, где галереи обрамляют крытые павильоны. Но в данном случае значение галереи как самостоятельного архитектурного сооружения утрачено, она органически слилась с двухэтажным павильоном.

В парках Китая, одновременно с симметричными по своей композиции павильонами и беседками, часто встречаются асимметричные сооружения. Это преимущественно крупные павильоны, построенные из камня и дерева. Умелое сочетание двух разнородных материалов в одном сооружении дало возможность зодчим создать очень интересные по своим архитектурным качествам произведения. Обычно при асимметричном решении павильон имеет разные высоты и объемы, что придает живописный силуэт всему сооружению, состоящему при этом из разнообразных открытых и крытых помещений с террасами и балконами (см. рис, 14, 15).

Динамичная по своему характеру асимметричная композиция очень хорошо вписывается в окружающий разнообразный пейзаж. Особенно интересны асимметричные павильоны парка Лю-юань в городе Сучжоу.

Особую группу парковых сооружений представляют двухэтажные павильоны, так называемые башни, встречающиеся реже, чем одноэтажные. Двухэтажные павильоны устраивались и отдельностоящими, и в комплексе. Место для их постройки выбиралось также с учетом природных условий, но главным образом на берегах водоемов или в глубине парков. Интересны двухэтажные павильоны в парках городов Сучжоу и Ханчжоу.

Архитектурно-конструктивная схема подобных сооружений близка к одноэтажным каркасным павильонам. В большинстве случаев двухэтажные павильоны имеют легкие заполнения между колоннами в виде тонких ширм с решетчатыми, фигурными переплетами, которые в прежние времена заклеивались прозрачной бумагой, а впоследствии остеклялись, Иногда нижний этаж остается открытым, а закрывается только верхняя часть. Подобный архитектурный прием сообщает двухэтажному павильону особую выразительность: через нижнюю часть просматривается окружающий пейзаж, колонки сливаются со стволами деревьев и павильон как бы парит в воздухе, чему в значительной степени способствует живописная крыша с сильно поднятыми краями. Верхняя остекленная часть представляет возможность в любую погоду пользоваться павильоном.

Вариантов двухэтажных павильонов встречается довольно много. Часто такие павильоны имеют большие размеры и окружены дополнительными галереями».

В строительстве парковых беседок и павильонов китайские зодчие проявляли, как видно из предыдущего, большую изобретательность и тонкое понимание окружающей обстановки. Большая свобода в архитектурных решениях этих сооружений была, однако, подчинена определенной композиционной системе всего паркового комплекса.

В создании различных парковых сооружений, наряду с указанными особенностями в их архитектуре, следует отметить большое внимание к оформлению стенок павильонов, которые часто заполняются чрезвычайно разнообразными переплетами.

Неиссякаемый источник фантазии проявляется в этих элементах орнаментального декора, Многие переплеты, заполняющие иногда все стены павильона, производят впечатление живописного ковра.

Многочисленные мотивы переплетов, начиная от четкого геометрического и кончая сложным растительным орнаментом, составляются в ряде случаев из отдельных стандартных элементов в различных их вариациях.

Сложные переплеты китайских павильонов напоминают широко применяемые в народной архитектуре Азербайджана переплеты типа «Шебеке», орнамент которого также собирается из отдельных стандартных деталей, блестяще освоенных народными мастерами.

Количество отдельных типовых элементов, составляющих сложные по своему рисунку переплеты, обычно невелико. Но искусство варьировать орнаменты из ограниченного числа стандартных деталей позволило китайским зодчим «рисовать» любые узоры на стене.

Прекрасно зная технические свойства материала — дерева — и качества различных его пород, мастера блестяще использовали их при создании художественных переплетов, где отдельные элементы крепятся между собой посредством остроумно разработанных врубок без применения гвоздей и клея. После монтировки переплета он подвергается соответствующей обработке, в результате чего получает прочность и долговечность. Окрашенные обычно красным лаком переплеты являются интересными и яркими элементами в архитектуре павильонов.

Значительный интерес представляют такие переплеты во многих жилых домах Пекина, Широко распространенным приемом является устройство переплета из отдельных стандартных палочек длиною от 20 до 25 см. Отдельные элементы, соединенные посредством вырезок под различными углами, в целом создают ажурный переплет, имеющий просветы самой различной геометрической формы, начиная от разных по размерам треугольников, трапеций и кончая фигурами самой причудливой формы.

Иногда из отдельных стандартных брусочков собираются решетки с одинаковыми прямоугольными просветами. В ряде случаев в таком четком по рисунку переплете в центре помещается орнаментальная резная розетка. Подобный прием включения в стандартные элементы живописного пятна сообщает всему переплету особую привлекательность.

Необходимо отметить, что наряду с устройством переплетов из стандартных элементов широко применяются переплеты, выполненные путем сквозной резьбы по дереву с очень большим совершенством, свойственным вообще китайским произведениям подобного рода.

Применение отдельных стандартных элементов для создания сложного узора решетки встречается также в оформлении верхних частей стен сооружения как в парках, так и в жилых усадьбах. 

Распространенной стандартной декоративной деталью является черепица, имеющая форму четверти окружности. Из этого элемента китайские зодчие создают самые разнообразные узоры в виде геометрического и растительного орнамента. В ряде случаев даже трудно себе представить, чтобы один стандартный элемент в виде четверти окружности представлял такие большие возможности для создания сложного и очень разнообразного орнамента.

Интересно оформляются проемы в каменных стенах, отделяющих парковые комплексы друг от друга, как, например, в парках Бэйхай, Ихэ-юань и других.

Они решены не менее художественно, чем в деревянных павильонах. В случае устройства ряда проемов в одной стене они имеют различную форму: круглую, многоугольную, эллипсовидную и т. д., и заполнение их также неодинаково. Эти декоративные элементы, живописным пятном выделяющиеся на фоне стены, позволяют проникать взгляду через рисунок переплета в соседнюю часть парка. Отсюда и их название «проникающие окна».

Обычно ажурное заполнение проемов каменных стен выполняется из мягких пород камня техникой резьбы, имеющей, как уже было отмечено, высокий уровень развития в Китае. Большой интерес представляют проемы в стенах парков Пекина и Сучжоу.

Наряду с устройством решеток в проемах встречаются примеры, когда проем оформляется только по контуру, являясь как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены. Обычно такой проем устраивается в сторону наиболее живописной части пейзажа. Этот фрагмент, обрамленный проемом, органически, как настенная живопись, включается в интерьер.

По этому же принципу устроены входы в павильоны и проходы в каменных стенах. Формы их исключительно разнообразны. Наряду с широко распространенными круглыми проемами встречаются проемы, имеющие форму вазы, цветка, листа, многоугольника и т. д.

Здесь, как и в других приемах садово-паркового искусства Китая, проявляется стремление к максимальному контакту с природой. Организация паркового пространства, создание интересных перспектив и неожиданных ракурсов достигались посредством многообразных композиционных приемов размещения в парке самых различных сооружений как утилитарных, так и чисто декоративных. К последним относятся ворота «пайлоу», происхождение которых уходит в глубокую древность. Императорские дворцы, погребения, храмы, монастыри, городские улицы украшались пайлоу в наиболее ответственных местах. Своеобразные по своей архитектуре, являющиеся сильным композиционным средством, они нашли себе применение и в парковом строительстве. 

Особый интерес представляют пайлоу в парках Пекина — Бэйхай, бывшего Летнего дворца, Минских гробниц, Храма неба.

В парке бывшего Летнего дворца — Ихэ-юань — пайлоу построены из дерева. Трехпролетные ворота с массивными столбами венчаются тремя черепичными крышами, покоящимися на карнизе доу-гун. Поперечные балки, связывающие столбы, образуют сложный фриз с вставками филигранной резьбы. Над пролетами в верхней части размещаются резные доски с очень тонким сквозным орнаментом. Яркая роспись пайлоу, их динамичная форма, подчеркнутая взлетом черепичной кровли, создают необыкновенно живописное впечатление.

Удачно и их расположение на центральной композиционной оси грандиозного архитектурного комплекса в самом ее начале: они являются торжественным преддверием к изумительному по своей красоте архитектурному и садово-парковому ансамблю.

Наряду с деревянными пайлоу широко распространены и каменные. При общей композиционной схеме каменные пайлоу отличаются большей монументальностью и простотой декоративного решения. Крупные столбы прямоугольного сечения установлены на мощных мраморных основаниях с соответствующей профилировкой и иногда декоративной резьбой, как, например, в пятипролетных пайлоу парка Минских гробниц. В верхней части пайлоу между двумя балками, связывающими столбы, размещался фриз, украшенный резьбой на темы животного и растительного мира.

В парке имени Сун Ят-сена в Пекине, на площади «Защиты Мира», белоснежные мраморные пайлоу, выделяясь на фоне вечнозеленой растительности, являются основной архитектурной темой оформления торжественной площади.

Наряду с указанными типами большой интерес представляют каменные пайлоу с арочными проходами. Они устраивались в стенах, ограждающих императорские дворцы, храмы, монастыри, при которых обычно были большие парки Поэтому их можно рассматривать как один и? многих элементов садово-парковой архитектуры Китая.

Ярким примером подобных сооружений являются так называемые «Пайлоу из блестящей плитки» в парке Бэйхай в Пекине. В этих воротах удачно использованы и прекрасно сочетаются различные строительные материалы: кирпич, мрамор, керамика. Их конструктивную основу составляет кирпичная стена, в которой устроено три арки, облицованные белым мрамором с богатой орнаментацией. Арки стоят на мраморных базах, выполненных в классическом характере с тонко прорисованными обломами и резьбой. Между арками и на углах объема помещены пилястры из блестящих изразцов, стоящие на мраморных профилированных базах и завершающиеся фигурными кронштейнами, также выполненными из керамики. В верхней части ворота по горизонтали расчленены двумя балками, между которыми находится цветной керамический орнаментированный фриз. Ворота завершены карнизом доу-гун и черепичными крышами, украшенными скульптурой.

Различный цвет отдельных элементов ворот — красная стена, белоснежные мраморные арки, зеленые и желтые изразцы пилястр, балок и крыш — создают необыкновенное богатство цветового решения, подчеркивающего пластику сооружения и значение пайлоу в ансамбле.

С большим художественным вкусом зодчие создали это произведение, поражающее изяществом и тонкостью выполнения как отдельных деталей, так и общей композиции, «Пайлоу из блестящей плитки», как и многие другие сооружения, являются прекрасным украшением старинного парка Бэйхай.

Наряду с такими, монументальными декоративными сооружениями, как каменные пайлоу, значительное место в парках Китая занимают различные скульптурные формы, изображающие птиц и зверей, особенно львов; курильницы, стелы и небольшие кирпичные стенки — «хуацян» со скульптурными украшениями и черепичными крышами также в большом количестве разбросанные в китайских парках и участвующие в общей композиции.

Большая любовь китайских строителей и художников к скульптуре и давние традиции включения скульптуры в архитектурные и садово-парковые комплексы нашли себе отражение и в современных парках Китая. Однако тематика современной китайской декоративной скульптуры значительно шире и ближе к жизни.

Умелое включение самых разнообразных скульптурных и архитектурных форм в планировочную композицию парка при сохранении ее единства свидетельствует о большом вкусе и многовековом опыте китайских народных мастеров.

Садово-парковое искусство Китая и в прошлом, и в настоящем представляет значительный интерес для современной парковой архитектуры как с точки зрения архитектурно-планировочной, так и с точки зрения создания различных элементов парка, начиная от небольших беседок и кончая крупными архитектурными и садово-парковыми комплексами.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер