Знаменитые сады и парки

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада — испано-мавританский. Это небольшой дворик (200—1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов — Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт — (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656—1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте  (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д'Эсте. Вилла Тиволи. Villa d'Este

Вилла д'Эсте. Вилла Тиволи. Villa d'Este

Вилла д'Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d'Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор — арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор — арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет.  Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии — Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Монастырский комплекс Мёсин-дзи в северо-западной части Киото был основан монахом Кандзан-Эгэн Дзэндзи в 1342 и с тех пор является центром дзэн-буддистской школы Риндзай, в комплекс входит более 50 храмовых построек. Один из самых известных храмов монастырского комплекса Мёсин-дзи — Тайзоин — знаменит своим садом, созданным в середине 1960-х годов по рисункам художника 15 века Кано Мотонобу. Значительный интерес представляют классичесий сад камней храма Дайшин-ин и чайный сад Дайшин-ин...

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма — попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого — «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад мхов Сайходзи в Киото

Сад мхов Сайходзи в Киото

Одним из самых ранних дзэнских садов японские исследователи считают сад Сайходзи, переделанный из пейзажного сада монахом-художником Мусо Кокуси (или Мусо Сосэки) в 1337 году (По другим источникам, сад был начат в 1339 году и работа продолжалась в течение пяти лет.). Сад мхов Сайходзи, а также сад воды Тодзи-ин и сухие сады Мёсиндзи и Рёандзи относят к школе Тэнрюдзи наряду с садами самого монастыря. Обширный сад Сайходзи расположен на двух уровнях: нижняя часть — это сад мхов и пруд, а верхняя — сухой пейзаж (Ныне сухой сад перестроен и во многом утратил свою специфику). Обе части в значительной мере контрастны как по своим компонентам и их размещению, так и по ощущению, которое они дают зрителю. По преданию, верхний сад был предметом особого внимания художника.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон — Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи — буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон — самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра.  На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.

Сады замка Нидзё в Киото

Сады замка Нидзё в Киото

Замок Нидзё — укреплённая резиденция сёгунов рода Токугава в Киото. Замковый комплекс состоит из множества построек и нескольких садов. Центральное строение замка — дворец Ниномару. Площадь резиденции около 275 000 м², из которых 8000 м² занимают строения. Во время праздников или торжественных церемоний, когда раздвигались стены дворца, вид сада должен был соответствовать и характеру интерьера и общему настроению. Не религиозная сосредоточенность, но радость восприятия реальной красоты природных форм определяла задачу художника сада, строившего композицию эффектную, привлекательную, скорее способную поразить, чем взволновать. Замок Нидзё в Киото в плане представляет зигзаг, напоминающий композицию Кацура. Но в его пропорциях, тектонике преобладают совершенно иные качества. Массивная крыша делает здание более приземистым, тяжеловесным и статичным.

Сад императорской виллы Кацура Рикю в Киото

Сад императорской виллы Кацура Рикю в Киото

Черты синтеза предшествующих этапов развития, давшие в результате произведение редкой гармонии и меры в соединении с изысканной простотой и естественностью, наиболее полно воплотились в ансамбле Кацура. Значительный по размерам (его площадь 66 тысяч квадратных метров) ансамбль Кацура имеет сложный развитый план без какой-либо фиксирующей вертикали. Естественные холмы и впадины определяют подъемы и спуски, чередование высоких точек с далеким обзором, и более низких, относительно замкнутых. Это единое, развертывающееся по горизонтали пространство, текучесть и динамичность которого формируется композицией садов, образующих целостность, но выделяющихся в самостоятельно различимые звенья. Мягкая картинность хэйанских садов органично сливается с сильными ощущением внутренней мощи группами из камней, как будто бы пришедших из дзэнских сухих садов.

Сад храма Тэнрюдзи в Киото

Сад храма Тэнрюдзи в Киото

Характерный для дзэн субъективизм, обращение к индивидууму создавали необходимость разнообразия композиций как своеобразных «точек отсчета» для каждого отдельного человека. Множественность впечатлений была основой образной структуры так называемого пейзажного сада, или сада четырех времен года. Один из них — главный сад монастыря Тэнрюдзи в Киото, общий план которого также восходит к 14 веку и приписывается Мусо Кокуси. Безусловно, о точности авторского замысла в применении к садовому искусству можно говорить весьма относительно, ибо сад — живой организм из растений, меняющих форму, увядающих и появляющихся вновь. Скорее следует говорить о типологической точности, сохраненной в специфической традиции Японии (подобно обязательной перестройке каждые двадцать лет синтоистских храмов на протяжении многих веков).

Сад «Четырех Времен Года» Самбоин. Монастырский комплекс Дайгодзи в Киото

Сад «Четырех Времен Года» Самбоин. Монастырский комплекс Дайгодзи в Киото

Комплекс буддийского монастыря Дайгодзи школы Сингон расположен в юго-восточном предместье Киото, занесен в список мест наследия ЮНЕСКО. Дайгодзи был основан в ранний период Хэйан, в 874 году Ригэн-Дайси (Сёбо). В окрестностях храма в 930 году был похоронен Император Дайго, от его имени было образовано название храма. В районе Симо-Дайго монастыря Дайгодзи находится большинство храмовых построек, включая самое старое здание в Киото – пятиярусную пагоду, датированную 951 годом. Павильон Самбоин построен в 1115 году, как место жительства архиепископа Дайгодзи и стал ключевым объектом в знаменитом пейзажном саду «Четырех Времен Года», созданном в 1598-1602 годах по указу дайдзё-дайдзина Тоётоми Хидэёси. В последний год жизни Хидэёси (1598) постановил праздновать праздник о-ханами (любование цветами сакуры) в садах монастыря Дайгодзи, которому он подарил 700 деревьев сакуры.

Южный сад ходзё в монастыре Дайтокудзи в Киото

Южный сад ходзё в монастыре Дайтокудзи в Киото

Южный сад ходзё в монастыре Дайтокудзи в Киото. 17 век. В комплексе монастыря Дайтокудзи находится огромное множество садов, обширных и совсем маленьких, иногда связанных друг с другом, иногда совершенно самостоятельных. Самые ранние датируются рубежом 15—16 веков. В дальнейшем в ансамбле Дайтокудзи было построено большое количество чайных павильонов с собственными садами....

Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Расположенный в храме Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи перед домом настоятеля, сад, называемый «Океан Пустоты» (15—16 век), служил первоначально для торжественных церемоний, что заставляет вспомнить о засыпанных галькой дворах эпохи Хэйан и еще более древних — синтоистских алтарях сики. Здесь нет никаких композиций из камней или растений, только живая изгородь окаймляет прямоугольное пространство с двумя мягкими горками из гальки посредине. Имеющие практическое применение (для обновления поверхности сада), они осмыслены как элементы, фиксирующие пространство. Название сада — «Океан Пустоты» связано с чрезвычайно важным в буддизме понятием — «сунъята» («пустота»). Понятие «пустоты», с трудом постигаемое европейским сознанием, соотносится также и со многими художественными принципами Дальнего Востока.

Сад храма Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Сад храма Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Несколько садов Дайтокудзи считаются хрестоматийными шедеврами. Один из них — знаменитый Дайсэн-ин, относящийся к 1509 году, наиболее характерный образец дзэнского сухого пейзажа (Японские ученые не единодушны в оценке авторства Дайсэн-ин: одни из них, по традиции, приписывают его Соами, другие - основателю монастыря - Когаку Соко). Этот сад - изображение дикой, необузданной стихии, грандиозного мира природы с поднимающимися к небу обрывистыми громадами гор и шумными потоками. Только камни и песок передают впечатление каскада с водопадом, перекинутого через пропасть моста, плывущего к «райским островам» корабля. Слияние изобразительности и символики в этой композиции особенно наглядно. Это сад-картина, выполняющий отчасти ту же функцию, что и пейзажный свиток, висящий на стене.

Синтоистское святилище в Ою

Синтоистское святилище в Ою

Самые древние постройки на территории Японии, относящиеся к неолиту, находят на севере страны. Самая известная из них - алтарь в местечке Ою. Он был возведен примерно в 2000 году до н.э. Алтарь представляет собой круг диаметром 46,5 метров, выложенный из крупных камней, а в центре вертикально установлен самый большой. Эмоциональное отношение к камням и скалам в древней Японии было отчасти связано с фаллическими культами. От среднего и позднего периода Дзёмон (15-4 века до н. э.) сохранились специальные алтари этого культа. Различие камней, выражающих мужской принцип и выражающих женский принцип, берущее начало в этом древнейшем периоде, сохранилось вплоть до позднего средневековья, а при устройстве садов это различие всегда учитывалось в композиционной схеме.

Сад храма Рёандзи в Киото

Сад храма Рёандзи в Киото

Средневековые японские сады как искусство типологическое довольно трудны для анализа из-за постоянной повторяемости элементов и композиционных схем, хотя и невозможно найти двух совершенно одинаковых садов. Приходится выбирать те, где наиболее остро и четко проявились характерные особенности всего жанра в определенную эпоху. Одним из таких примеров может служить знаменитый сад монастыря Рёандзи («Храм Покоящегося Дракона») в Киото, созданный Хосокавой Кацумото в 1450 году. Чтобы хоть частично «реконструировать» впечатление, которое сад Рёандзи должен был производить на человека, жившего в то время в Японии, надо попытаться не столько понять его конструктивную схему, сколько почувствовать, ощутить его образную емкость и его внутреннюю адекватность состоянию созерцания и постижения смысла бытия религиозным сознанием той эпохи.