Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Рекомендуемые соотношения ТПС (%) в парках:
 
Географические зоны закрытый полуоткрытый открытый
Северная часть таежной зоны 30 — 40 10 — 30 50 — 70
Средняя часть таежной зоны 40 — 60 10 — 40 30 — 50
Лесостепная 40 — 70 10 — 40 20 — 30
Степная и лесостепная 50 — 80 10 — 30 10 — 20
 
В таблице приведен значительный диапазон возможных колебаний в соотношениях ТПС. Он зависит от особенностей местности и функциональных требований. Вместе с тем наблюдается тенденция увеличения закрытых пространств при движении с севера на юг.
 
Более точные данные приведены А. Жирновым для парков Украины, учитывающие особенности каждого района республики.
 
Соотношение ТПС (%) для парков Украины:
 
Природно-климатическая зона закрытый полуоткрытый открытый
Полесье 35 30 35
Прикарпатье и Закарпатье 40 30 30
Лесостепь 45 30 25
Центральная Украинская степь 50 28 22
Южная Украинская степь 55 25 20
Южный берег крыма 50 25 25
 
Для лесопарков, где преобладают лесные массивы, соотношение ТПС ориентировано в сторону увеличения закрытых пространств.
 
Соотношение ТПС (%) для лесопарков (по И. Родничкову):
 
Природно-климатическая зона закрытый полуоткрытый открытый
Лесная (Прибалтика и север европейской части России) 50 20 — 25 25 — 30
Лесная (Средняя полоса России и север Украины) 50 — 55 20 — 30 20 — 25
Лесостепная 55 — 60 25 — 35 15 — 20
Степная зона и южные районы России 65 — 70 20 — 25 10 — 15
 
Предложенные в таблицах соотношения являются вспомогательным ориентиром при формировании пространственной структуры парковых объектов.
 
Психологический комфорт парковой среды определяется различным воздействием пространств на психику человека. Организованное пространство обладает большой силой эмоционального воздействия. Оно может вызвать сложную гамму чувств и по своему характеру варьировать в бесконечных пределах: от грандиозных, героических до камерных, интимных; от светлых, лучезарных до темных и мерцающих; от стремительных и динамичных до почти застывших, неподвижных.
 
Так, сопоставим участки Павловского парка: торжественный и мрачный лес у храма Павла I, наполненный цветами уютный Собственный садик, элегически решенная Старая Сильвия, широта и монументальность Белой березы и др. Не случайно классификация парковых ландшафтов время от времени опиралась на психологию их восприятия (например, классификация садов в Китае). Создание эстетически организованного пространства, несущего определенное настроение, имеющего свой образ,— главная задача ландшафтного искусства. Эмоциональная ценность парка определяется в первую очередь его пространственной организацией. Ле Корбюзье писал, что пробуждение эстетической эмоции есть особая функция пространства, дарующая человеку чудо эстетического наслаждения. Различные по структуре пространства вызывают разные эмоции. Так, лесные массивы вызывают ощущение замкнутости и желание выйти на открытое пространство луга, пруда, озера и т. д. Такой переход всегда воспринимается положительно, поэтому необходимо благоприятное чередование открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, обеспечивающих необходимую для человека смену впечатлений. Это первый этап в пространственной организации парка. В процессе формирования его художественного образа используются разнообразные приемы и средства ландшафтной композиции.
 
Районирование парка. Участки с различной пространственной структурой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке).
 
Районы характеризуются не только общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым водоемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирующим их индивидуальный облик.
 
Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как правило, со своей композиционной осью.
 
Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района.
 
Сложные по построению ландшафтные районы можно подразделить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 участков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных картин формирует облик долины в целом.
 
Парковые картины с точки зрения пространственной организации можно считать своеобразными территориальными единицами. Их границы определяются полем видения, в пределах которого формируется композиция картины, воспринимаемая с определенной точки. Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пересекаться, имея общие объекты обзора.
 
Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономерности чередования в парковом пространстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно.
 
Закономерное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств отдельных районов и пейзажных картин в целом образует динамичную и выразительную основу пространственной композиции парка.
 
Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)