Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого.

Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива. Так, хоровод белых берез — композиционный центр района Белой березы в Павловском парке — это своеобразный повтор круглой колоннады дворца, опоясывающей барабан его купола, связывающий Розовопавильонной дорогой дворец с Белой березой.
 
Единство проявляется и во взаимосвязи открытых и закрытых пространств между собой. Достаточно вспомнить стены леса Старой и Новой Сильвий, обрамляющие долину р. Славянки и Парадное поле, которые, одновременно являясь их фоном, образуют с ними нерасторжимое целое. Парковые участки могут довольно четко различаться по компонентам природного ландшафта, но композиционно они тесно связаны. В этом заключается принцип композиционного единства в ландшафтном искусстве.
 
 
Единство формы и содержания
 
Единство формы и содержания выражается не только в соподчинении форм, принятых в искусстве вообще, но и в соответствии их экологическим условиям. В каждом объекте это единство решается по-своему: чем больше он оторван от природной среды, тем более активно в его композиции  участвуют  искусственные  формы, тем свободнее мастер в решении геопластических форм рельефа, подборе ассортимента, выборе строительного материала. Например, формирование парковых объектов с преобладанием функций  активного отдыха.  Создание  парков на рекультивируемых территориях или в окружении плотной застройки часто направлено не на воспроизведение естественной природы, а на создание новых парковых форм. И наоборот, чем более объект связан с природой, тем очевиднее необходимость выразить его природные достоинства. В этих случаях внешние проявления парка (его форма) в виде древесно-кустарниковых и цветочных растений, форм рельефа и водоемов подчинены экологическим возможностям их формирования (содержанию), т. е. гидрологическим, геологическим и почвенным условиям. Наиболее ярко такая взаимосвязь проявляется в лесопарках и национальных парках — объектах ландшафтного искусства, более других сохранивших свои природные комплексы. Она может быть выражена, например, в типах леса — нерасторжимом единстве характера насаждений и условий их местообитания (лишайниковые сосновые боры, светлые березняки, криволесья горных лесов и др.). Понимание этой взаимосвязи или интуитивное ее ощущение лежит в основе эстетического восприятия природной среды.
 
Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта
Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта: 1 — вертикальный разрез, 2 — план, 3 — парковая картина
 
 
Пропорции
 
Пропорции (от лат. Proportion — соотношение, соразмерность) — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии.
 
В ландшафтном искусстве пропорции — это соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций. Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций называется пропорционированием. В теорию ландшафтного искусства пропорции, так же как и остальные средства композиции, пришли из архитектуры.
 
В архитектурной практике гармоническое соотношение пространственных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.
 
В первой группе зависимость 2 величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель — целые числа в пределах от 1 до 6 (условно). Наиболее простая соизмеримость выражается в отношении 1:1 (квадрат). По мере увеличения чисел, составляющих отношение, последнее усложняется (квадрат, 1,5 квадрата, отношения сторон в египетском треугольнике, имеющем катеты размером 3 и 4 и гипотенузу 5).
 
Во второй группе соотношения пространственных величин основываются на простой геометрической закономерности их построения: а) отношение диагонали квадрата к его стороне (а:в = 1:√2 и т. д.); б) отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания (а:в = 1:√3).
 
Указанные иррациональные отношения служат функциями простейших геометрических форм квадрата и равностороннего треугольника и с достаточной точностью могут быть заменены целочисленными отношениями. Например, 1_:√2 = 5:7, или 7:10; 1:√3 = 4:7; 2:√5 = 8:9, или 9:10, или (очень точно) 17:19. Следовательно, геометрическую иррациональную систему пропорций можно сочетать с арифметической.
 
В настоящее время в практике чаще всего используются 2 вида пропорционирования: модульная система пропорций и золотое сечение.
 
В модульной системе пропорций за основу берется некая единая исходная величина, которая служит мерой пространственного построения (или единицей измерения) композиции, она называется модулем (от лат. modulus — мера).
 
Так, кратные соотношения 1:2; 1:3; 1:4 дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина служит модулем большей. Например, ширина парковой дорожки определяется удобством прохода и количеством бетонных плит, укладываемых на нее. В качестве модуля используется отрезок в 75 см. Ширина дорожки соответственно будет 1,5, 2,25, 3 м и т. д. Расстояние между древесными группами при их размещении в пространстве измеряется диаметром проекции их крон; ширина поляны —высотой ее опушки; расстояние от точки наблюдения до воспринимаемого объекта — его высотой (известно, что минимальные размеры этого расстояния должны быть равны двойной, лучше тройной высоте объекта).
 
Универсальным модулем парковых пространств является человек. Французский арх. Ле Корбюзье предложил систему пропорций «модулор», основанную на математически определенных соотношениях человеческого роста и его частей. Исходными единицами измерения в этой системе служат величины членений человеческого тела. В ландшафтном искусстве, ориентированном на создание комфортной среды для человека, такой подход представляется очень важным. Интересно, что «в модулоре» Ле Корбюзье каждое последующее членение связано с предыдущим.
 
Золотое сечение известно с древних времен как одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Это деление отрезка на 2 части, при котором длина отрезка (a) так относится к большей части (a1), как большая к меньшей (a2) :а : а1 = а1 :а2, при этом а = а1 + а2; а2 = а—а1.
 
Характерной особенностью золотого сечения является образование непрерывного пропорционального ряда в обе стороны — в сторону возрастания и в сторону убывания.
 
Геометрическое построение золотого сечения проще всего осуществляется при помощи прямоугольного треугольника с отношением катетов 1:2, где больший катет равен отрезку а, который требуется разделить в отношении золотого сечения.
 
Это соотношение является иррациональным. Распространенным и достаточно точным его выражением будет: a1= 0,618, a2 = 0,382.
 
Приближенные целочисленные значения золотого сечения получаются при помощи чисел ряда Фибоначчи, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... Из этих чисел составляется ряд целочисленных отношений: 1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21... В ряду, начиная с отношения 3:5, все последующие выражают золотое сечение.
 
Любой объем или плоскость, имеющие соотношения своих частей по правилу золотого сечения, отличаются строгой пропорциональностью и производят наиболее благоприятное впечатление. В ландшафтном искусстве золотое сечение используется при создании цветников и партеров, в соотношениях размеров планировочных элементов и при построении композиций пейзажных картин, хотя его применение затруднено из-за возрастной динамики насаждений.
 
«Ритм» буквально означает такт, мерность. Ритмическая последовательность явлений заложена в самой природе — в смене времен года, дня и ночи, движении морских волн, в формах .растений и животных и, наконец, в биоритмах человеческого организма. Очевидно, этой особенностью объясняется органическая потребность человека в ритмической гармонии среды. В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы.
При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок — простейший вид ритма. В ландшафтном искусстве метрический порядок характерен для аллей с рядами деревьев, размещенных через определенные интервалы.
 
В аллейных посадках могут быть использованы все приемы ритмического построения пространства. Так, чередуя разные элементы и их интервалы, получают прерывистый ритмический ряд. Например, в аллее поочередно размещают группы из 3 пирамидальных тополей и из 5 кустарников (спиреи, шиповника и др.). Непрерывный ритмический ряд наблюдается при размещении подобных убывающих или возрастающих объемов (например, с помощью последовательного расположения деревьев I, II, III величины,
 
размеры которых возрастают или убывают по вертикали). Для получения ритмического ряда необходимо не менее 3 элементов, а устойчивое впечатление ритма возникает при наличии 5—8. По мере увеличения числа элементов возрастает эмоциональное воздействие ритма, но только до известного предела, после которого наступает утомляющая глаз монотонность. Чтобы избежать этого, в ритмический ряд включают площадки с цветниками, скульптурой, фонтанами и просто увеличивают интервалы между деревьями, способствующие восприятию окружающих пейзажей, а также используют другие приемы.
 
Разнообразные парковые композиции, создаваемые с помощью групп на открытом пространстве в виде широких панорам или глубинных перспектив, также подчиняются ритмическому строю. Чередование пейзажных картин, воспринимаемых при движении, разворачивается перед человеком в определенном ритме, где последовательно развивается заданная тема, то усиливаясь, то чередуясь с паузами нейтральных участков. Ее ритмическое развитие может нарастать, затухать или, бесконечно варьируясь, идти как бы на одном уровне.
 
Геометрические способы построения золотого сечения
Геометрические способы построения золотого сечения
 
 
Симметрия и асимметрия
 
Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых фигур по отношению к оси или плоскости. Осью может быть линия движения (дорога, улица) или линия взгляда, проходящая между кулис по открытому пространству и направленная на какой-либо объект. Симметричный план является примером строгой и целостной уравновешенной композиции. Примером являются регулярные парки, имеющие ярко выраженные композиционные оси и симметричное размещение пространственных форм. В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем -с помощью асимметричной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что получаются равновесные композиции.
 
Асимметричные композиции характерны для пейзажных парков, такой прием построения пространства соответствует их живописному характеру. Асимметричными могут быть: расположение деревьев в группе; расположение групп, формирующих пространство; соотношения различных по структуре пространств в плане парка и т. д. Однако в целом соотношение пространственных форм должно обеспечить композиционное равновесие паркового пространства.
 
Ритм: А, Б — метрические ряды. В, Г — ритмические ряды, Д — метрический ряд с чередованием разнообразных элементов и построение ритмического ряда путем геометрической прогрессии
Ритм: А, Б — метрические ряды. В, Г — ритмические ряды, Д — метрический ряд с чередованием разнообразных элементов и построение ритмического ряда путем геометрической прогрессии
Равновесие в композиции: А — симметричное, Б — асимметричное, В — симметричный план с асимметричным размещением растений
Равновесие в композиции: А — симметричное, Б — асимметричное, В — симметричный план с асимметричным размещением растений
 
 
Контраст, нюанс, тождество
 
Все многообразие объемно-пространственных композиций воспринимается через отношения тождества, контраста и нюанса. Эти понятия связаны с закономерностями зрительного восприятия и характеризуют явления одного ряда.
 
Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д. Контраст — очень выразительный, резкий приём, и использовать его надо с осторожностью. При введении его в парковый ландшафт необходимо знать, что именно он должен выявить.
 
Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах форм, имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно освещенных и затемненных участков и т. п. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.
 
Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала.
 
Тождество определяется сходством сравниваемых признаков. В ритмическом ряду тождественны акценты и интервалы, в симметричной композиции уравновешивающие друг друга объемы.
 
Парковые пространства, их ритмические и масштабные связи, эффекты освещенности и цветовая гамма могут быть откорректированы в нужном направлении с помощью качественных отношений нюанса, контраста и тождества.
 
Контраст: 1 — низкие и высокие растения, 2 — светлые и темные, 3 — группы с широким и узким габитусом, 4 — контраст закрытых и открытых пространств, 5 — раскрытие вида
Контраст: 1 — низкие и высокие растения, 2 — светлые и темные, 3 — группы с широким и узким габитусом, 4 — контраст закрытых и открытых пространств, 5 — раскрытие вида
 
 
Масштабность
 
В решении соотношений по величине необходимо учитывать масштабность — одно из важнейших композиционных средств. В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком.
 
Соразмерность пространственных элементов — это соответствие их размеров росту человека и его психофизиологическим возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин. Так, соразмерность величины поляны, древесной группы или солитера, расположенных на ее плоскости, определяется возможностью их восприятия. Если группа находится в замкнутом пространстве, не позволяющем охватить ее с первого взгляда целиком, то соотношение величин считается немасштабным: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Возможны просчеты и обратного порядка, когда на обширных полянах размещаются небольшие объемы групп, деревьев, кустарников, скульптуры и др. Аналогично рассматриваются соотношения всех пространственных элементов парка — ширина и протяженность дорог, размеры цветников, сооружений, скульптуры по отношению к величине пространства, в котором они размещаются.
 
Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла. Так, озелененные территории жилых массивов (в которых зачастую уже утрачена сомасштабность человека и архитектуры), отдельные районы в парках, планируемые как места отдыха, решаются в размерах, соответствующих спокойному восприятию планировочных элементов. При создании участков, оформляющих архитектурные сооружения (чаще всего это скверы), размеры их планировочных элементов — древесно-кустарниковых групп, газона, цветников, фонтанов, скульптуры — соизмеряют с величиной здания и возможностями его наилучшего восприятия. Вместе с этим включение в обзор панорам обширных горных ландшафтов, степных просторов, морских и лесных далей говорит о возможности использования широкомасштабных по отношению к человеку пространств.
 
Масштабность объемно-пространственных элементов тесно связана с их пропорциями и ритмом. В совокупности они формируют образный строй композиции. Например, уходящая к горизонту пространства главная композиционная ось в Версале; статичность и соразмерность объемов картины «Самого красивого места» и их ритмическое чередование на широком луговом пространстве Белой березы; соразмерность всех элементов замкнутых композиций Собственных садов в дворцовых парках Петергофа, Царского Села и Павловска, придающая им характер уюта; и, наоборот, скорбный ритм скульптурной композиции мемориа¬ла в Саласпилсе, расположенной среди луга, окруженного лесом; торжественный, подобный солдатскому строю, ритм шеренги пирамидальных тополей в узких аллеях Трептов-парка, Мамаева кургана и др. Говоря о масштабе как об образе, выделяют грандиозный, героический, монументальный или камерный масштаб.

Источник: Ландшафтное искусство. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Агропромиздат, Москва. 1988

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)